Ограничение вооружений и международный контроль

Под разоружением понимается комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Однако не совсем точно отождествлять термины «разоружение» и «ограничение вооружений» в их правовом содержании. «Разоружение» - это система мер, приводящая к ликвидации или реальному сокращению определенных видов оружия и средств его доставки, а также вооруженных сил. «Ограничение вооружений» означает сокращение возможностей использования оружия.

Источниками норм в области разоружения и ограничения вооружений являются международные договоры: универсальные, региональные, двусторонние, а также обычай.

В отечественной доктрине международного права преобладает точка зрения, что одной из его отраслей является право международной безопасности, которое охватывает, в частности, и разоружение. В этой системе разоружение выступает как принцип международного права. Его основное юридическое содержание составляют следующие элементы:

· обязательство общего порядка - выработка практических мер в области разоружения;

· норма программного характера - полная ликвидация вооружений и вооруженных сил;

· обязательство гарантийного порядка — выполнение предписаний действующих договоров.

В то же время в советской доктрине международного права (еще в 1973 г.) была выдвинута идея появления права разоружения как самостоятельной отрасли международного права. В ее основу был положен практически только один критерий — критерий объема нормативного материала, образованного в результате многолетних переговоров по разоружению и ограничению вооружений.

Действительно, к тому времени был подписан целый ряд важных документов: Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г,), Договор о космосе (1967 г.), объявивший космическое пространство безъядерной зоной, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.), В 1972 г. были заключены первые соглашения об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Были подписаны и другие документы в этой области.

Это были первые и значительные международно-правовые акты, причем совершенные в эпоху холодной войны» в весьма деликатной сфере, касавшейся безопасности противостоящих друг другу социально-экономических систем. При всей их значимости к этому времени не было подписано практически ни одного договора, по которому государства обязывались бы уничтожить или сократить какой-либо один вид

К. примеру, обязательства государств носили весьма декларативный характер по Конвенции о запрещении разработки. производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсичного оружия и об их уничтожении (1972 г.)- С тех пор ни одно государство — участник конвенции так и не заявило, что оно ликвидировало все запасы соответствующего оружия.

Представители основных государств ~ участников этой конвенции ограничились констатацией того факта, что они не имеют подобных вооружений. Из этой формулы было неясно, запрещены ли исследования в этой области, разработка новыхвидов такого оружия (для принятия против него защитных мер) и т. д.

Отсутствие действенных инструментов международного контроля над применением положений конвенции существенно снизило его значимость.

Первым случаем реального разоружения был договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанный и 1987 г. По этому договору было изъято и уничтожено порядка 4% всех запасов ядерного оружия (вполне достаточных для уничтожения всего человечества), а также два класса ракет-носителей такого оружия - средней и меньшей дальности с радиусом действия от 500 до 5500 км. Затем в 1990 г. было подписано Соглашение между СССР и СШЛ об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия.

В том же 1990 г. 22 государства заключили Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Это было новой и реальной мерой разоружения. По Договору стороны взяли на себя обязательство существенно сократить наземные и воздушные силы, обладающие наступательными возможностями (танки, боевые бронированные машины, армейские машины, боевые самолеты, вертолеты),

В 1991 г. был подписан Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (межконтинентальные баллистические ракеты, тяжелые бомбардировщики, баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок) примерно на 30%. В целом перспективы применения этого договора оказались благоприятными, так как Украина, Казахстан и Белоруссия отказались от ядерного оружия.

За этим договором последовало подписание в 1993 г. российско-американского Договора СНВ-2 о еще более значительном сокращении стратегических наступательных вооружений — на 2/3 в течение 10 лет. Однако этот договор не был ратифицирован и реализован.

Эти меры действительно реального разоружения позволили нашим юристам-международникам выдвинуть утверждение о начале становления права разоружения и ограничения вооружений. Причем следует признать, что предпринятые государствами меры ограничения вооружений пока превалируют над реальным разоружением, так как договорные нормы преобладают в области предотвращения гонки вооружений в определенных сферах и районах.

В обозримом будущем вряд ли возможно отказаться от вооружений как средства обеспечения безопасности. Предложения о всеобщем и полном разоружении, выдвигавшиеся еще во время существования СССР, остаются во многом утопичными. Поэтому представляется реальным, что в сфере международной безопасности усилия государств будут сконцентрированы на достижении международно-правовых норм по частичному разоружению (запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений количественно и качественно, сужение возможностей их качественного совершенствования, сокращение сферы или районов их размещения).

В процессе разработки международных соглашений по ограничению вооружений и разоружению отрабатывались и методы контроля за обеспечением выполнения обязательств.

К настоящему времени образовался обширный комплекс контрольных механизмов, позволяющий государствам быть, уверенными в соблюдении сторонами положений договорных документов. К таким механизмам относятся:

· национальные технические средства контроля (космические, электронные, сейсмические и другие системы проверки);

· обмен информацией по запросам или на регулярной основе;

· консультации при возникновении неясных ситуаций;

· создание органов для консультаций или подготовки экспертных заключений по вопросам, возникающим в ходе выполнения соглашений;

· процедура подачи жалоб в Совет Безопасности ООН в случае нарушения государствами своих обязательств;

· периодические конференции участников соглашений для рассмотрения хода их выполнения;

· различные виды инспекций: периодические, по требованию, инспекции объявленных мест и районов, инспекции сокращения и сертификации;

· использование специально созданных контрольных органов;

· постоянный контроль с помощью инспекторов, размещенных на отдельных объектах.