ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Действие нормативных актов по кругу лиц

Действие нормативных актов в пространстве

Действие нормативных актов во времени

Его действие продолжается с момента вступления в силу и до момента утраты силы. Существует следующий порядок вступления нормативных актов в силу:

· в документе прямо указывается время вступления в силу;

· нормативный акт вводится в действие с момента опубликования;

· нормативный акт вводится в действие поэтапно, когда разные части закона вступают в силу в разное время;

· нормативный акт вводится в действие с момента его подписания должностным лицом.

Акты прекращают свое действие:

· по истечении срока, на который приняты;

· при изменении обстоятельств, на которые рассчитаны;

· при отмене другим актом.

Об этом обычно говорится в новых актах.

С действием нормативных актов во времени связано понятие «обратной силы закона».

По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. распространяется на те отношения, которые возникли после его принятия. Исключением является уголовный закон, который имеет обратную силу, если он устраняет наказуемость деяния или ее смягчает.

Нормативные акты могут действовать на всей территории РФ или на ее части, если это указано.

К государственной территории приравниваются:

· территории посольств;

· морские и воздушные суда под российским флагом;

· кабели и трубопроводы, проложенные в море, соединяющие территории государства.

Распространяются на всех кто находится на территории РФ:

· граждан;

· иностранных граждан;

· лиц без гражданства.

 


 

Информация как объект правового регулирования

 

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, а также сообщения, осведомляющие о положении дел или о состоянии чего-либо.

Другие толкования информации содержатся в законах:

1) «О СМИ» (1991г.);

2) «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (1995г.);

3) «Об участии в международном информационном обмене» (1996г.);

4) статья 272 УК РФ;

5) «Об информации, информатизации и защите информации» (1995г.).

Законодательство регулирует использование не любой информации, а только документированной, т.е. имеющей вид документа.

Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Другие понятия документа содержатся:

1) Закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994г.);

2) Закон «О библиотечном деле» (1994г.);

3) Закон «Об электронной цифровой подписи» (2002г.);

4) Статья 434 ГК РФ.

Сбор информации, ее обработка, накопление, хранение, поиск, распространение образуют информационный процесс.

Совокупность документов и информационных технологий для их использования образуют информационную систему.

Информационными системами являются:

1) библиотека;

2) архив;

3) фонд;

4) банк данных.

Документы, массивы-документы, документы и массивы документов в информационных системах образуют информационные ресурсы. Информационные ресурсы по режиму доступа делятся на документы открытого и ограниченного доступа. Документы, имеющие коммерческую, служебную и государственную тайну являются документами ограниченного доступа.

Как объект правового регулирования информация обладает следующими свойствами:

1) Физическая неотчуждаемость, т.е. информация не может быть отчуждена от создателя или обладателя и при передаче ее другому лицу по-прежнему остается у первоначального носителя.

2) Обособляемость, т.е. для включения ее в оборот она должна быть овеществлена, т.е. закодирована в виде знаков, символов или волн.

3) Тиражируемость, т.е. распространяется в неограниченном количестве.

4) Экземплярность, т.е. распространяется не сама по себе, а на материальном носителе.

С массовым внедрением и распространением электронной информации стало сложным определение авторства. Для его закрепления используют электронную цифровую подпись.

 

Информационно-правовые нормы

 

Информационно-правовая норма – это установленное государством общеобязательное, строго определенное правило поведения, предоставляющее участникам общественного отношения в информационной сфере определенные права и налагающее юридические обязанности, которые обеспечиваются принудительной силой государства.

Норма информационного права состоит из трех элементов:

1) Гипотеза – условие, при котором действует норма.

2) Диспозиция – правило поведения, запрещенное или предписанное нормой.

3) Санкция – наказание либо поощрение за выполнение или невыполнение нормы.

Очень часто в одной норме содержатся гипотеза и диспозиция, а санкция в другой, либо гипотеза в одной, а диспозиция и санкция в другой.

 

Информационно-правовые отношения

 

В процессе своей жизни люди вступают в отношения друг с другом, с государством, с организациями. Эти отношения называются общественными отношениями. Общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, называются правовыми отношениями. Правоотношения, урегулированные информационными нормами, называются информационными правоотношениями.

Между субъектами правоотношения имеются корреспондирующие права и обязанности, т.е. правам одного субъекта соответствуют обязанности другого и наоборот. За неисполнение обязанностей предусмотрена юридическая ответственность.

Правоотношение возникает с момента появления юридического факта, который делится на юридическое действие и юридическое событие.

Юридический факт – это определенные жизненные обстоятельства, которые приводят к возникновению, изменению или прекращению правоотношений.

Юридическое действие – обстоятельство, возникающее по воле людей (написание музыки является основанием возникновения авторского права).

Юридическое событие – обстоятельство, независящее от воли людей (50 лет после смерти автора прекращается авторство).

Участником правоотношения может быть лицо, обладающее информационной правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – потенциальная способность лица стать участником информационного правоотношения.

Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать и реализовывать права, создавать и исполнять обязанности в информационной сфере и нести юридическую ответственность за информационные правонарушения.

Информационные правоотношения обладают следующими особенностями:

1) возникают по поводу создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации;

2) возникают как в сфере государственного управления, так и негосударственного;

3) могут возникать как между равными, так и неравными субъектами.