Вопросы для самопроверки.

План

План

1. Природные условия и территория восточных славян.

2. Экономическое развитие и общественный строй.

3. Обычаи, нравы и верования.

Основные понятия: авары, бортничество, бы­лина, варвары, варяги, варяжский путь, Велес, вече, вечевой колокол, Ве­щий, гунны, дань, житие, земледелие, каганат, кудесник, межа, мир, отроки, половцы, пошлина (мыт), протопоп (протоирей), сарматы, Скифия, скифы, скотоводство, старейшина, угры, хазары, шелковый путь, язычество, ясы, обычное право, Даждьбог, Род, рожаницы, род, Стрибог, Сварог, Перун, Симаргл, Ярило, упыри, русалки.

Государственные и общественные деятели: Кий (V-VI вв.) Гостомысл (IX в.)

Вопросы для самопроверки:

1.Кто был соседями племенных союзов восточных славян?

2.Чем родовая община отличается от соседской?

3.О чем свидетельствует становление соседской общины?

4. Какие задачи выполняли славянские города? Каковы были условия их возникновения?

5.Древние славяне были язычниками. Что это означает?

6.Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования?

Литература дополнительная:

Кириллов В. В. История Отечества с древнейших времен до наших дней./ Г.М.Кулагина - М., 2000.

Шмурло Я. Ф. Историям России 862-1917 гг.- М., 1997.

Русская история: Экспресс-курс. Ч. 1: От Рюрика до Николая II. Краткие ответы. Ключевые слова. Опорные сигналы. - СПб., 1996.

Георгиева Н. Г.Тексты по истории России с древнейших времен до конца XIX века/ В.А. Георгиев. - М., 1997.

Предки восточных, славян жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относились к индоевропейским народам. Можно проследить племена до 2000 лет до н. Пред­ков славян (праславян) находят среди племен, населявших бассейны рек Одры, Вис­лы, Оки, Днепра и Дуная. Античные авторы наз. славян венедами, антами. Предполагаемая территория расселения предков славян доходила до Эльбы, на севере до Балтийского моря, на востоке до Оки. Из единой Европейской группы племен выдел вост. слав ветвь: русские, украинцы, белорусы. Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близ кие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и вос­точные (анты) ветви.

В конце 5в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселяясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.

• поляне, древляне основались на правом берегу Днепра и его притоках.

• северяне, радимичи и вятичи - на левом берегу Днепра.

• кривичи - в верховьях Волги и Зап. Двины.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют сосед­ствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т. п. В разное время соседние народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяй­ственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (конец IX в.) были:

1) на западе: балтийские племена: литы, литва, ятвяги и др.; западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, венгры (угры);2) на северо-востоке: угрофинские племена: карелы, мордва, мари, мурома и др.;3) на Нижней Волге: хазары;4) на востоке: волжские болгары;5) на юге в Причерноморье: печенеги и другие тюркские племена. Расселяясь, восточные славяне вытесняли народы или ассимилировали их. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни. Удобство речных путей послужило тому, что между племенами поддер­живались разносторонние связи и облегчено образование единого государст­ва. В нач. I тыс. Славяне жили родовыми общинами. Однако достаточно вы­сокое для своего времени развитие земледелия, наличие избыточного продукта привело к тому, что на смену родовой пришла соседская община, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С 6 в.- процесс расслоения родовых отношений. Проявление имущественного неравенства, развитие продуктообмена вели к образованию от­дельных социальных групп. В 6-8 в, появляются первые объединения вос­точных славян.

В начале 9 в. идет процесс складывания государственности. Сложной, разнообразной была религия восточных славян. В дохристианскую эпоху восточные славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов. Важнейшими их богами были: Перун - бог грома и молнии, войны; Сварог - бог огня; Даждьбог (он же Ярило, Хорос) - бог солнца и плодородия; Волос - бог богатства и плодородия; Стрибог - бог грозы и непогоды; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Верес бог, покровитель скотоводства; Семарк - бог подземного мира. У восточных славян имелись капища - места, где происходили моления и приносились жертвы идолам. Заметную роль в жизни славян играли кудесники-волхвы, веруны и т.п. Существовал культ предков. Останки умерших сжигались и над ними насыпали курганы. Сначала устраивали родовые усыпальницы, затем с разложением родового строя и появлением парной семьи над каждым захоронением стали возводиться отдельные курганы. Были свои языческие праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами. В конце декабря колядовали - ходили по до­мам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встре­ча весны - Масленица. В праздник Ивана Купалы проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли большой медовый каравай. Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, которая сложится счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной.

Согласно «Повести временных лет» радимичи, вятичи, северяне и криви­чи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы-гробы; сожженным прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания - военные состязания в память умершего и поминальные пиры - тризны.

В IX в. славяне начали хоронить умерших, не сжигая. Рядом с покойным клали пищу, орудия труда, оружие, украшения. Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: род­ственники убитого мстили смертью убийце.

С принятием в 988 г. христианства (уже во времена Киевской Руси) у сла­вян стало два имени. «Настоящее» - данное при крещении (еврейские или греческие имена), и мирское - «от сглаза»: языческая кличка, скандинавское или западнославянское имя. Причем в жизни человека звали именно «нена­стоящим» именем. И многие не помнили, что князь Владимир Красное Сол­нышко был на самом деле Василием, Ярослав Мудрый - Юрием (Георгием), а Всеволода Большое Гнездо звали Дмитрием.

Славяне еще до своего рас­селения по Восточно-Европейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продол­жали свои прежние занятия и осваивали новые. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур- репу, капусту, свеклу, морковь и др., занимались и ско­товодством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону - суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных райо­нах основным орудием труда было рало, а позже - деревянный плуг с желез­ным наконечником - лемехом. В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне - лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворе­ния насущных потребностей.

Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были охота, рыболовство и бортничество. Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняка­ми, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в поле с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались. В VIII-IX вв. на смену лепной посуде пришла посуда, изготовленная с помощью гон­чарного круга. Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а поз­же - появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочис­ленным рекам и их притокам.

Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины к славянским князьям.

Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, ко­нечно, греками (византийцами). Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности. С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - стра­ной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, кото­рый и назвали Киевом в честь Кия. Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появле­ния у них государства.

В VI в. восточные славяне жили родовым строем. Главной ячейкой обще­ства был род. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объеди­нялись в союзы с вождями во главе. В VII-IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно происходит замена родовой общины на соседскую, террито­риальную, члены которой уже не были кровными родственниками, а явля­лись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир», на севе­ре -«вервь».В соседской общине сохраня­лась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной зем­ли — «наделы». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая се­мья, которая получала в собственность собранный ею - урожай. В племенной среде VII-начала IX в. выделялась «нарочитая чадь» - вож­ди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укреплен­ными усадьбами. Зарождалась частная собственность. Совершенствование орудий труда привело к производству не только не­обходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происхо­дило накопление прибавочного продукта, а на его основе - развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече - народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но посте­пенно значение его падало. Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль воена­чальника - князя, который, как правило, являлся главным лицом в управле­нии племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины пле­мени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Воен­но - дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр - вотчинников и подчинение им общинников.

К VIII-IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужья». Князья и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях. В VI-IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.

 

 

Тема 3.СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ (IX-ХП вв.)

1. Предпосылки образования Древнерусского государства. «Норманнская теория».

2. Возникновение и развитие государства Киевская Русь. Христианизация Руси.

3.Политическая организация и общественное развитие государства.

4. Экономические отношения в древнерусском обществе.

5. Европа и Киевская Русь: общее и особенное в формировании фео­дальных отношений.

Основные понятия: бояре, боярская дума, воевода, государство, греки, дружина, закупы, католицизм, князь, крестьяне, надел, оброк, отроки, Перун, побор, повоз, половцы, полюдье, посад, по­садник, православие, «Русская Правда», ряд, рядовичи, смерд, старейшина, Тмутаракань, тысяцкий, удел, феод, феодал, холоп, христианство, червенские города.

Государственные и общественные деятели: Рюрик (ум. в 879 ), Олег (ум. в 912), Ольга (ум. в 969), Святослав (ум. в 972), Владимир (ум. в 1015), Святослав Ярославич (1027-1076), Александр Ярославич (1220-1263), Андрей Боголюбский (1111-1174), Мстислав Великий (1076-1132), Нестор (вторая пол. XI в. — нач. XII вв.).

1. Как происходил процесс формирования древнерусского государ­ства?

2. Какие элементы составляли быт и хозяйственный уклад восточных славян в период образования государства?

3. Каковы причины принятия христианства у восточных славян?

4. Каковы особенности развития феодальных отношений в Киевской Руси и Западной Европе?

Литература дополнительная:

Аннинский Л. Незваные и званные (Русь и Орда) //Родина.- 1997.-№3-4. Греков Б. Киевская Русь. - М.,1965.

Ключевский В. Курс русской истории.- М.,1968.

Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М.,1995.

Плетнёв С. Беспокойное соседство //Родина- 1996.-№ 12.

Скрыпников P.T. Войны Древней Руси //Вопросы истории. -1995-№11-12. Скрыпников Р.Т. Древняя Русь. Летописные мифы и действитель­ность //Вопросы истории.- 1997- №8.

Соловьев С.М. Об истории Древней России.- М.,1993.

 

Образование государства у восточных славян явилось зако­номерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажи­точной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть об­щины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных струк­турах. Зародышевую форму государственности представляли со­бой восточнославянские союзы племен, которые объедини­лись в суперсоюзы. Одним из таких объ­единений был союз племен во главе с князем Кием (VIb.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накану­не образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - треть­его крупного объединения славян - точно не установлено.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или нор­маннам, изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствую­щими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало рус­ской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских князей Норманнская послужила основанием для создания так теорий называемой норманнской теории возникно­вения Древнерусского государства. Авторами ее были при­глашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А. Шлецер. Они подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образо­вания государства является наличие внутренних предпосы­лок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда не вымысел, рассказ о призвании варягов свидетельству­ет лишь о норманнском происхождении княжеской династии.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив кня­живших там Аскольда и Дира, он впервые объединил север­ные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государст­во часто называют Киевская Русь.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелием. На юге пахали в основном плугом или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. У славян сохранялся устойчивый набор домашних живо­тных: лошадей, овец, свиней, коз, домаш­нюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. Развиваясь, ремесла все более отделяются от сельского хозяйства. Совершенству­ются приемы домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчи­тывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему уровню не усту­пало ремеслу передовых европейских стран. Особенно слави­лись ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйст­во. Расширение внешней торговли было связано с образова­нием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авто­ритетом на международных рынках. Из Руси вывозили продукты про­мыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников - оружей­ников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предме­ты роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количе­ство которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы на­зывали нашу страну Гардарикой - страной городов. В рус­ских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотовод­ством.

Вопрос о характере и классовой основе Древ­нерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в соб­ственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладель­цев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев. Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободного - населения крестьян, зависимых лишь от государ­ства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIV в. Источники периода Киевской Руси называют зависи­мых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.

Основной общественной ячейкой земледельческого насе­ления продолжала оставаться соседская община - вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких поселений. Члены верви были связаны коллектив­ной ответственностью за уплату дани, за преступления, со­вершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвав­ший связи с общиной назывался изгоем. С развитием феодального землевладения появляются раз­нообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу - помощь в виде уча­стка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягло­вой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процен­тами. Другой термин, относящийся к зависимым людям - рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определен­ный договор - ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями су­ществовало патриархальное рабство. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали прежде всего пленники, было временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты дол­га. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.

Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее об­щин-вервей. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. В боярской или княжеской вотчине работали ремеслен­ники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники мог­ли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело на­туральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Городское население также попадало в зависимость от кня­жеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные по­селения для ремесленников. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слобода­ми.

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимо­го населения. Наиболее распространенной формой были по­беги. После Олега (879-912) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-945) и считают сыном Рюрика. После его гибели во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга. Около 955 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где приняла христианство. Этот визит имел также и большое политическое значение. Вернувшись из Константинополя, Ольга официально передала власть сыну Святославу (957-972). Святослав прежде всего был князем-воином, стремившим­ся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего ми­ра. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы. После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом, и начал против него военные действия. Дружины князя Олега были разбиты, а сам он погиб в бою. Земли были присоединены к Киеву.

После смерти Олега княживший в Новгороде третий сын Святослава Владимир бежал к варягам. Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким образом, едино­личным правителем всего Древнерусского государства. Вернувшись через два года в Новгород, князь Владимир изгнал из города киевских наместников и вступил в войну с Ярополком Основным ядром войска Владимира была наем­ная варяжская дружина, которая пришла вместе с ним.

Столкновение между войсками Владимира и Ярополка произошло в 980 г. на Днепре близ города Любеча. Победу одержала дружина Владимира. Ярополк вскоре был убит. Власть на всей территории государства перешла в руки великого князя Владимира Святославича (980-1015). В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился не только к политическому объедине­нию восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав тради­ционные языческие верования. Из языче­ских богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховны­ми божествами на территории своего государств Фигуры этих богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун-бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклоне­ние другим богам жестоко преследовалось.

Однако языческая реформа не удовлетворила князя Влади­мира. Она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского го­сударства. Христианскими державами языческая Русь восп­ринималась как варварское государство.

Давние и прочные связи Руси и Византии привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято хри­стианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его офи­циальной государственной религией. Христианами были кня­гиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравня­ло Киевскую Русь с соседними государствами. Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, да­ло огромный толчок развитию русской культуры и искусства. Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширно­го государства, Владимир назначил своих сыновей наместни­ками в различные города и земли Руси. После смерти Влади­мира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), за­хватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев - Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский. Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варя­гов. Междоусобная война между братьями завершилась бег­ством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киев­ского (1019-1054)

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра пере­ходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.

Носителем верховной власти в Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался толь­ко временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место "садился" не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. По мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труд­нее. В отношения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Младшие князья стремились подняться выше старших родичей.

После смерти Ярослава Мудрого Русь вступила в период княжеских усобиц. Однако о феодальной раздробленности в это время говорить еще нельзя. Она наступает, когда оконча­тельно сформировываются отдельные княжества - земли со своими столицами, а на этих землях закрепляются свои кня­жеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой, направленной на под­держание принципа родового владения Русью.

Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями - Изяславом (1054-1073, 1076-1078), Святославом (1073-1076) и Всеволодом (1078-1093) Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, было особенно беспокойным. Младшие князья враж­довали из-за уделов, половцы часто нападали на русские зем­ли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в союзные отноше­ния с половцами и неоднократно приводил их на Русь.

После смерти князя Всеволода его сын Владимир Мономах имел шансы занять княжеский престол, но бояре поддержали князя Святополка. Новый великий князь Святополк II Изяславич (1093-1113) оказался слабым и нерешительным полководцем и плохим дипломатом. Его спекуляции хлебом и солью во время голода, покровительство ростовщикам вызывали озлобление среди киевлян. Смерть этого князя послужила сигналом к народно­му выступлению. Горожане разгромили двор киевского ты­сяцкого, дворы ростовщиков. Боярская дума пригласила на киевский стол князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Вла­димиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окон­чательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.

Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский великий князь. Отдельными землями страны ведали родственники вели­кого князя - удельные князья или его посадники. В управле­нии страной великому князю помогал особый совет - бояр­ская дума, в которую входили младшие князья, представите­ли племенной знати - бояре, дружинники. Княжеская дружина занимала важное место в руководстве страной. Старшая дружина фактически совпадала по своему составу с боярской думой. Из старших дружинников назначались княжеские наместники в крупные го­рода. Младшие дружинники (отроки, гриди, детские) выпол­няли в мирное время обязанности мелких управителей и слуг, а в военное были воинами. Они пользовались частью княжеских доходов, например, судебных пошлин. Князь де­лился с младшей дружиной собираемой данью и военной до­бычей. Старшая дружина имела иные источники дохода. На ранних этапах существования Древнерусского государства старшие дружинники получали от князя право на дань с оп­ределенной территории. С развитием феодальных отношений они становились собственниками земли, владельцами вот­чин. Местные князья, старшие дружинники имели собствен­ные дружины и боярские думы.

Военные силы Древнерусского государства состояли из от­рядов профессиональных воинов - княжеских и боярских дружинников и народного ополчения, собиравшегося в особо важных случаях. Большую роль в войске играла конница, пригодная для борьбы с южными кочевниками и для дальних походов. Конницу составляли в основном воины-дружинни­ки. Киевские князья располагали значительным лодейным флотом. Кроме князя и дружины, значительную роль в жизни Древ­нерусского государства играло вече. Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани на­зывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начи­нал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государст­венных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно уве­личить размер дани, был убит восставшими древлянами.

После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, объехала некоторые части Руси и, по словам летописи - "уставила уставы и уроки", "оброки и дани", то есть установила фиксиро­ванный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: "становища и погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани - повоз - доставка дани податным населением в специально установ­ленные места. В качестве единицы обложения было определе­но крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.

Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменива­лась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, пред­меты роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосудар­ственной торговли благоприятных условий безопас­ности на торговых путях. Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памят­ник - "Русская правда". В состав "Русской прав­ды" входят « Древнейшая правда » и юридические установления сыновей Ярослава Мудрого - "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники. Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду под­лежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.

После принятия христианства на Руси возникает церков­ная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава - митрополит - назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Кон­стантинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Илларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.

В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов - епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Князья да­вали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков - десятину.

Особое место в церковной организации занимали монасты­ри. Монастыри создавались как добровольные сообщества лю­дей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Так же как и высшие церковные иерархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Церковь имела большое значение для Русского государст­ва. Она способствовала укреплению государственности, объ­единению отдельных земель в единую державу.

Основными задачами, стоявшими перед внешней полити­кой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наибо­лее благоприятных торговых связей с Византийской импе­рией. Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках Константинополя реализовывалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли приводили к военным столкновениям.

При князе Олеге объединенные силы Киевского государст­ва осадили столицу Византии Константинополь (русское на­звание - Царьград) и вынудили византийского императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911). Известен также и договор с Византией, заключенный после менее удачного похода на Константинополь князя Игоря в 944 г.

В соответствии с договорами русские купцы ежегодно ле­том приезжали в Константинополь на торговый сезон и жили там шесть месяцев. Для их проживания было выделено опре­деленное место в предместье города. По договору Олега, рус­ские купцы не платили никакой пошлины, торговля была по преимуществу меновой.

Византийская империя стремилась втянуть соседние госу­дарства в борьбу между собой, чтобы ослабить их и подчинить своему влиянию. Так, византийский император Никифор Фо­ка пытался воспользоваться русскими войсками для ослабле­ния Дунайской Болгарии, с которой Византия вела долгую и изнурительную войну. В 968 г. русские войска князя Святос­лава Игоревича вторглись на территорию Болгарии и заняли ряд городов по течению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец - крупный торговый и политический центр в низовьях Дуная. Успешное наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Под влиянием греческой дипломатии печенеги напали в 969 г. на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в союзе с болгарским царем Борисом против Византии.

Борьбу со Святославом возглавил новый византийский им­ператор Иоанн Цимисхий. В первой же битве русские и болгарские дружины разгромили византийцев и обратили их в бегство. Под Адрианопо­лем был заключен мир между Святославом и Цимисхием. Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир был заключен осенью, а весной Византия начала новое наступление. Болгарский царь перешел на сторону Ви­зантии. Войско Святослава из Переяславца перешло в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной осады Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому договору русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые связи. Русь и Визан­тия становились союзниками.

Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043 г. В 1046 г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того времени был закреплен династическим союзом - браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью императора Кон­стантина Мономаха.

Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на нижней волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена пла­тили хазарам дань.

Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, Керчен­ский пролив, переправу между Волгой и Доном. Высокие таможенные платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси. Во второй половине X в. началась планомерная борьба рус­ских дружин с Хазарским каганатом. В 965 г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (рус­ское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город стал форпостом Руси на Черном море. В конце Х в. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавка­за.

В X и начале XI вв. на правом и левом берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и решительные нападения на рус­ские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепо­стей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега. В 969 г. печенеги осадили Киев. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил печенегов. А три года спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских порогов князь Святослав был убит.

Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. В честь победы над печенегами князь Ярослав Мудрый воз­вел Софийский собор в Киеве. В середине XI в. печенеги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными пле­менами кипчаков. На Руси их называли половцами. Половцы ча­сто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древ­нерусского государства осложнялось тем, что начавши­еся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а неко­торые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XI в., когда половецкие ханы пытались взять Киев. В конце XI в. были предприняты попытки организовать общерусские похо­ды против половцев. Во главе этих походов стоял князь Вла­димир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111 г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образо­ваний - город Шарукань. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего XII в. происходили военные столкновения меж­ду русскими князьями и половецкими ханами.

Древнерусская держава по своему географическому положению занимала важное место в системе европейских и азиатских стран и была одной из сильнейших в Европе. Постоянная борьба с кочевниками защищала от разорения более высокую земледельческую культуру, способствовала обеспечению безопасности торговли. Торговля Западной Ев­ропы со странами Ближнего и Среднего Востока, с Византий­ской империей во многом зависела от военных успехов рус­ских дружин.

О международном значении Руси свидетельствуют брач­ные связи киевских князей. Владимир Святой был женат на сестре византийских императоров Анне. Ярослав Мудрый, его сыновья и дочери породнились с королями Норвегии, Фран­ции, Венгрии, Польши, византийскими императорами. Дочь Анна была женой французского короля Генриха I, сын Всево­лод женат на дочери византийского императора, а его внук Владимир - сын византийской царевны - женился на дочери последнего англосаксонского короля Гаральда.