За 30 лет (1960—1990гг.) рост качества жизни во Франции увеличился почти в 4 раза, в Японии—почти в 4,6, в США—в 3, а в СССР уменьшился на 0,95.

По предложению делегации БССР ГА ООН приняла резолюцию о защите лиц, которые задержаны и лишены свободы за борьбу против апартеида, расизма и расовой дискриминации, колониализма, агрессии и иностранной оккупации (1977г.).

По предложению БССР ГА (высший орган) ООН одобрила с некоторыми поправками принципы международного сотрудничества в отношении поиска, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и злодеяниях против человечества (1973г.).

БССР стала участницей Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.). Республика стала соавтором резолюции ГА ООН о запрещении использования зарубежных наемников против национально-освободительного движения и борьбы народов за независимость (1968г.).

Важным направлением деятельности делегаций СССР, БССР, УССР в ООН была борьба против колониализма. БССР была в числе инициаторов Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960г.).

Начиная с конференции в Сан-Франциско и до распада СССР, в ООН осуществлялась практика разделения труда между тремя советскими делегациями. СССР решал стратегические задачи, подавал глобальные предложения, белорусская и украинская делегации решали тактические задачи. БССР курировала вопросы, связанные с юридической ответственностью военных преступников, взаимосвязь между правами человека и НТП. Самым активным образом БССР действовала в ЮНЕСКО. Белорусский опыт в системе образования, науки и культуры получил положительную оценку высших органов ЮНЕСКО и ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки.

В качестве члена МОТ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др. БССР участвовала в определении направлений их деятельности, принятии важных решений по расширению равноправного сотрудничества во всех сферах жизни, а также присоединялась через них к мировому опыту.

БССР, став в 1954г. членом МОТ, только в 1965г. ратифицировала Конвенцию относительно запрещения труда женщин на подземных работах. Только в 1988г. присоединилась к Конвенции о защите мирового культурного и природного наследия человечества, разработанной ЮНЕСКО еще в 1972г. нарушением международных пактов стало отсутствие в ССР и БССР законодательного закрепления права свободного передвижения граждан, их выезда и возвращения из-за границы. СССР, БССР и УССР голосовали против создания Международной организации по делам беженцев и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, отказались от участия в их работе и не подписали Конвенцию о статусе беженцев от 25 июля 1951г.

Выводы.

@ Характер и масштабы внешнеполитической деятельности БССР определялись общими процессами развития международного положения, противоборством двух систем и военно-политических союзов. В «холодной войне» с Западом СССР оказался втянут в гонку вооружений, региональные конфликты (Корея, Ближний Восток, Индокитай, Куба, Африка, Камбоджа, Афганистан). Позиции СССР и всего «советского блока» ухудшились в связи с введением советских войск в Венгрию (1956г.), Чехословакию (1968г.), Афганистан (1979г.).

@Хотя сфера внешнеполитической деятельности БССР и УССР была шире, чем у др. союзных республик, но практически все вопросы отношений республик с другими государствами, международными организациями решались союзными органами. Диктат Центра вытекал из положений Конституции СССР (1977г.) об отнесении к компетенции Союза установлений общего порядка во взаимоотношениях республик с иностранными государствами, не разграничивались функции союзных и республиканских органов, пассивности партийно-государственного руководства БССР.

@Попытки расширить права союзных республик в середине 1950-х и 1960-х гг., во второй половине 1970-х гг. (особенно в хозяйственной деятельности), были ограниченными, непоследовательными, противоречили интересам КАС и практически не влияли на международные отношения республик.

@Внешнеполитическая деятельность БССР протекала в общем русле международной деятельности СССР, скоординированной политике стран-участниц Варшавского Договора и СЭВ.

 

@уровень квалификации, образования, исполнительской дисциплины значительной части населения оказался не на уровне современных требований (катастрофа в апреле 1986г. на ЧАЭС).

@неэффективная социалистическая экономика захлёбывалась под бременем гигантских военных затрат. Армия численностью 4,5 млн. человек была ориентирована на наступательные действия, что явно противоречило миролюбивой риторике советского руководства. С1979г. фактически осуществлялась интервенция против Афганистана (авантюра в Афганистане требовала ежегодно 3–4 млрд. долл. на содержание 120 тыс. военного контингента и ведение боевых действий).

@огромные средства правительство тратило на поддержку коммунистических и прокоммунистических режимов (Куба, Никарагуа, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др.). КПСС оказывала финансовую помощь почти 100 компартиям. Это приводило к обострению региональных конфликтов.

@внутри страны преследовалось всякое инакомыслие.

@коррупция, взяточничество, подкуп проникли во все сферы жизни. Происходило сращивание теневой, нелегальной экономики с верхушкой партийно-государственного и хозяйственного аппарата.

@попытка тяжело больного Ю.В. Андропова (после смерти в 1982г. Л.И. Брежнева занявшего пост Генсека) обновить «реальный социализм», не реформируя его сути, отчетливо продемонстрировала дряхлость «системы», неэффективность огромной государственной машины. Её окончательная несостоятельность обнажилась в тот момент, когда она привела к власти больного, недееспособного лидера – К.У. Черненко.

В этих условиях приход к власти новых сил, готовых к радикальному обновлению стал объективно назревшей необходимостью. В марте 1985г. к власти пришёл М.С. Горбачев и его «команда» (Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, Б.Н. Ельцин и др.) – это последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка», хотя все начиналось с «кадровой революции» – смены правящей элиты.

@ определенную роль сыграла и позиция США – отказ администрации Р. Рейгана (1981г.) от политики мирного сосуществования и переход к стратегии «экономического удушения» через эскалацию гонки вооружений. США снижали цены на нефть, договорившись на антисоветской основе со странами ОПЕК: в ноябре 1985г. 1баррель стоил 30$, а через 5 месяцев – 12$. В итоге только в 1986г. СССР потерял 10 млрд. долл., т.е. половину всех валютных поступлений.

Апрель 1985г.август 1991г. — реформистский период — бессистемные попытки реставрировать и улучшить «административный социализм» – «государственно-бюрократический социализм».

Этапы «перестройки»:

I. апрель 1985г. – январь 1987г. – начало преобразований, попытка улучшить «административный социализм», данный курс в официальных документах получил название – «стратегия ускорения».

Во-первых, начали действовать по принципу – «стоит ввязаться в бой, а там посмотрим», т.е. отсутствовала продуманная концепция реформ. Считали, что советская система обладает огромным потенциалом и задача заключается в том, чтобы его полноценно использовать. Поэтому и выдвинули курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. В основе его лежалановая структурно-инвестиционная политика: отказ от разорительной практики «долгостроев», упор на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий и производств. Ставилась задача ускоренного развития машиностроения, активизации «человеческого фактора» и приведение в действие других «скрытых резервов».

Во-вторых,в помощь политике «ускорения» «снизу» решили создать Советы трудовых коллективов (СТК) с законодательно закрепленными широкими полномочиями (выборы руководящих работников, регулирование зарплаты, определение цены выпускаемой продукции, госприемка продукции и др.). На практике зачастую все сводилось к проявлению «коллективного эгоизма».

Позднее М. Горбачев критически оценивая этот этап, признал, что начинать надо было с сельского хозяйства и лёгкой промышленности, что дало бы быструю отдачу для людей и укрепило социальную базу «перестройки».