Расхождения среди западных стран по проблемам германской политики

Внш пол СССР

О ситуации в СССР

О ситуации в США

В ноябре 1946 г. на выборах в американский конгресс победили республиканцы, получившие контроль над обеими палатами.

Это спо­собствовало ужесточению политики демократов, которые были ско­ваны необходимостью договариваться с соперниками.

Президенту Г.Трумэну нужна была «сильная» внешняя политика, успехи кото­рой могли бы защитить его от критики республиканцев.

В Москве восторги от победы сменились тревогой по поводу стабильности ситуации СССР. Руководство опасалось общественно­го недовольства.

После страданий военных лет советские люди ждали реформ и улучшения жизни, а И.В.Сталин не собирался ничего ме­нять.

Он не доверял согражданам, которые в годы войны побывали за рубежом и могли сравнить условия жизни на Западе с теми, ко­торые определяли жизненный стандарт в СССР. Изоляционистские настроения в Кремле не слабели.

Но проводить наступательную внешнюю политику, распростра­нять коммунизм СССР не собирался.

В Москве размышляли не об экспансии, а об устранении влияния Запада в зонах, которые счита­лись жизненно важными для Советского Союза.

Сталин не доверял Г.Трумэну и К.Эттли — особенно после того, как они объединили свои оккупационные зоны в Германии. Идет консолидация

Было похоже, что две дер­жавы намерены проводить в германском вопросе согласованную политику, не координируя ее с Москвой.

2 декабря 1946 г. США и Британия приняли решение объеди­нить свои оккупационные секторы в единую зону — «Бизонию», мотивируя это необходимостью выработки согласованной экономи­ческой политики, по крайней мере, для двух оккупационных зон.

Франция не стала присоединяться к действиям США и Британии, а в том же месяце без согласования с ними приняла решение об от­делении от Германии Саарской области и принятии ее под свое не­посредственное управление.

Франция пытается выйти из этой ситуации – идет на консолидацию

Дюнкеркский пакт Франции и Великобритании

 

 

После войны в политических кругах западноевропейских стран сложилось два подхода к обеспечению европейской безопасности

— европеистский и

- атлантический.

Первый — был популярен во Франции и предполагал, что обеспечение безопасности в Европе является делом самих европейцев.

Второй подход был шире. Он предусматривал привлечение США к решению европейских дел ввиду недостаточности усилий европейцев для обеспечения стабиль­ности. К нему тяготела Британия. В первые послевоенные годы уси­лия западноевропейских стран концентрировались на разработке ев-ропеистского подхода.

С января 1947 г., британские представители стали обсуждать с французскими коллегами вопрос о формировании в Западной Евро­пе новой системы гарантий безопасности с расчетом на предупреж­дение возобновления германской угрозы.

Переговоры были непродолжительными, и 4 марта 1947 г. фран­ко-британский Договор о союзе и взаимопомощи сроком на 50 лет был в самом деле подписан в Дюнкерке (городе, знаменитом герой­ской и трагической операцией по эвакуации окруженных британских войск из Франции в 1940 г.). Выбор места символизировал намере­ние Лондона и Парижа никогда не допустить повторения дюнкеркской трагедии. В тексте говорилось о том, что договор призван слу­жить укреплению европейской безопасности и предотвращению но­вой агрессии со стороны Германии.

 

 

Оглашение «доктрины Трумэна» и активизация международной политики США

Британии было трудно исполнять ее прежние функции в между­народной системе.

21 февраля 1947 г. Лондон уведомил американ­скую администрацию о том, что из-за финансовых трудностей Бри­тания не сможет продолжить оказание помощи Греции и Турции. В Вашингтоне были уверены, что политический вакуум в случае ухода Британии из Восточного Средиземноморья займет Советский Союз.

Ситуация казалась тревожной из-за положения в Греции, где коро­левское правительство не могло побороть коммунистов.

Возможная победа греческих левых казалась началом революционной волны, способной захлестнуть Италию и Францию, в которых компартии сохраняли большое влияние. Для исключения такого оборота собы­тий было решено предпринять экстраординарные меры.

12 марта 1947 г. президент США Г.Трумэн запросил у кон­гресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Тур­ции.

Конгресс одобрил эти предложения, и к концу мая 1947 г. средства были выделены.