Сан-Францисская конференция 1945 г. и создание ООН
Договорно-правовые основания отношений между великими державами
По завершении войны СССР был озабочен построением политико-правовыми средствами. новой системы союзов, которые позволяли бы гарантировать СССР от возобновления агрессии против него.
В этом смысле кое-чего советская дипломатия успела добиться. К моменту завершения войны в ее активе имелось два важных военно-политических документа: Вспомним
1. подписанный 26 мая 1942 г. сроком на 20 лет советско-британский Договор о союзе в войне против гитлеровской Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны и
2. заключенный 10 декабря 1944 г. сроком на 20 лет советско-французский Договор о союзе и взаимной помощи.
Что касается США Советско-американское сотрудничество военных лет строилось на базе подписанного 11 апреля 1942 г. Соглашения о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии.
После завершения боевых действий против Германии оно утратило смысл.
Соединенные Штаты Америки, следуя принципу незаключения военных союзов в мирное время, межгосударственного договора с СССР не имели и заключать его не планировали.
Вашингтон уклонялся от перспективы оказаться связанным с Москвой ясными политическими обязательствами, что нервировало И.В.Сталина и вызывало его подозрения.
Со своей стороны США предполагали обеспечить регулирование послевоенной системы военно-политических отношений в мире главным образом при помощи новой международной организации — Организации Объединенных Наций.
В апреле 1945 г начало работы
. Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года, после чего ООН начала свою работу.
Организация Объединенных Наций должна была стать главным инструментом-мирополитического регулирования подобно тому, как основой регулирования мироэкономического предстояло стать бреттон-вудсским институтам (МВФ,МБРР, ГАТТ).
Советский Союз, сначала одинаково внимательно относившийся к обеим ветвям регулирования международных отношений, вскоре сосредоточил свое внимание_только ,на одной — политической — его части.
Для этого были основания, главным из которых была благоприятная для СССР уставная процедура принятия решений в ООН.
Во-первых, эта процедура была двухступенчатой. Нижнее звено организации — общее собрание стран-членов ООН, Генеральная ассамблея — имело право принимать только рекомендательные решения. Верхнее звено — Совет безопасности — имел широкие полномочия и обладал правом решать вопросы о применении санкций против тех или иных государств.
Привилегии Советского Союза в Совете безопасности были надежно закреплены.
Во-первых, СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем получил согласно Уставу ООН место постоянного, несменяемого, члена Совета безопасности.
Во-вторых, всё ключевые решения Совета согласно Уставу принимались не большинством голосов, а методом консенсуса — при обязательном согласии с решением всех пяти постоянных членов Совета безопасности. Иначе говоря, каждый из постоянных членов получал право вето и мог воспользоваться им, если находил, что предлагаемое решение не соответствует его интересам. Такая процедура снимала опасения Москвы оказаться в положении подчиненного меньшинства.
Т.о., отношения Советского Союза с Соединенными Штатами помещались внутрь многосторонней международной структуры, которая становилась трибуной для диалога между широким кругом государств относительно послевоенного мироустройства.
Структура ООН оказалась единственным политике-правовым обрамлением для предполагавшегося сотрудничества США и СССР в вопросах мировой политики.
Соотношение возможностей США и СССР
Вспомним ситуацию после войны
Ослабление Запада – Фр,Вб, Гер, Ит, Япония
Не мог войти в круг великих держав и Китай, едва вышедший из войны с Японией и поглощенный внутренней распрей Гоминьдана и коммунистов.
И только США, и СССР объективно испытывали соблазн выдвинуться на роль мировых гегемонов. Это заставляло сверхдержавы настороженно относиться друг к другу, что определило перерастание существовавшего между ними в военные годы сотрудничества в соперничество, а затем — во враждебность.
По своим возможностям Советский Союз и США не были равны.
С точки зрения американской стратегической мысли главной угрозой национальной безопасности США считалось установление гегемонии любой державы в Евразии.
В 1945 г. такой державой мог казаться только Советский Союз.
Он обладал колоссальным позиционным преимуществом над Соединенными Штатами, поскольку его войска занимали территорию большей части Европы и — по оценкам западных специалистов — при необходимости могли быстро оккупировать ее западную часть с выходом к Атлантике.
Коммуникации советских войск проходили по территории лояльных в тот период к СССР восточноевропейских государств, видевших в Советском Союзе символ освобождения от нацистской опасности.