Сан-Францисская конференция 1945 г. и создание ООН

Договорно-правовые основания отношений между великими державами

 

 

По завершении войны СССР был озабочен построением политико-правовыми сред­ствами. но­вой системы союзов, которые позволяли бы гарантировать СССР от возобновления агрессии против него.

В этом смысле кое-чего советская дипломатия успела до­биться. К моменту завершения войны в ее активе имелось два важ­ных военно-политических документа: Вспомним

1. подписанный 26 мая 1942 г. сроком на 20 лет советско-британский Договор о союзе в войне про­тив гитлеровской Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны и

2. заключенный 10 декабря 1944 г. сроком на 20 лет советско-французский Договор о союзе и взаимной помощи.

Что касается США Советско-американское сотрудничество военных лет строилось на базе подписанного 11 апреля 1942 г. Соглашения о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии.

 

После завершения боевых действий против Германии оно утратило смысл.

Соединенные Штаты Америки, следуя принципу незаклю­чения военных союзов в мирное время, межгосударственного дого­вора с СССР не имели и заключать его не планировали.

Вашингтон уклонялся от перспективы оказаться связанным с Москвой ясными политическими обязательствами, что нервировало И.В.Сталина и вызывало его подозрения.

Со своей стороны США предполагали обеспечить регулирование послевоенной системы военно-политиче­ских отношений в мире главным образом при помощи новой между­народной организации — Организации Объединенных Наций.

 

 

В апреле 1945 г начало работы

. Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года, после чего ООН начала свою работу.

Организация Объединенных Наций должна была стать главным инструментом-мирополитического регулирования подобно тому, как основой регулирования мироэкономического предстояло стать бреттон-вудсским институтам (МВФ,МБРР, ГАТТ).

Советский Союз, сначала одинаково вни­мательно относившийся к обеим ветвям регулирования международ­ных отношений, вскоре сосредоточил свое внимание_только ,на одной — политической — его части.

Для этого были основания, главным из которых была благоприятная для СССР уставная процедура принятия решений в ООН.

Во-первых, эта процедура была двухступен­чатой. Нижнее звено организации — общее собрание стран-членов ООН, Генеральная ассамблея — имело право принимать только рекомендательные решения. Верхнее звено — Совет безопасности — имел широкие полномочия и обладал правом решать вопросы о при­менении санкций против тех или иных государств.

Привилегии Советского Союза в Совете безопасности были надежно закреплены.

Во-первых, СССР наряду с США, Велико­британией, Францией и Китаем получил согласно Уставу ООН место постоянного, несменяемого, члена Совета безопасности.

Во-вторых, всё ключевые решения Совета согласно Уставу принимались не большинством голосов, а методом консенсуса — при обязательном согласии с решением всех пяти постоянных членов Совета безопас­ности. Иначе говоря, каждый из постоянных членов получал право вето и мог воспользоваться им, если находил, что предлагаемое ре­шение не соответствует его интересам. Такая процедура снимала опасения Москвы оказаться в положении подчиненного меньшинства.

Т.о., отношения Советского Союза с Соединенными Штатами помещались внутрь многосторонней международной структуры, которая становилась трибуной для диалога между широ­ким кругом государств относительно послевоенного мироустройства.

Структура ООН оказалась единственным политике-правовым об­рамлением для предполагавшегося сотрудничества США и СССР в вопросах мировой политики.

Соотношение возможностей США и СССР

 

Вспомним ситуацию после войны

Ослабление Запада – Фр,Вб, Гер, Ит, Япония

Не мог войти в круг великих держав и Китай, едва вышедший из войны с Японией и поглощенный внутренней распрей Гоминьдана и коммунистов.

 

И только США, и СССР объективно испытывали соблазн выдвинуться на роль мировых гегемонов. Это заставляло сверхдер­жавы настороженно относиться друг к другу, что определило пере­растание существовавшего между ними в военные годы сотрудниче­ства в соперничество, а затем — во враждебность.

По своим возможностям Советский Союз и США не были равны.

С точки зрения американской стратегической мысли главной угрозой национальной безопасности США считалось установление гегемонии любой державы в Евразии.

В 1945 г. такой державой мог казаться только Советский Союз.

Он обладал колоссальным пози­ционным преимуществом над Соединенными Штатами, поскольку его войска занимали территорию большей части Европы и — по оценкам западных специалистов — при необходимости могли быстро оккупировать ее западную часть с выходом к Атлантике.

Коммуни­кации советских войск проходили по территории лояльных в тот пе­риод к СССР восточноевропейских государств, видевших в Советском Союзе символ освобождения от нацистской опасности.