Марта 2008 года

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Лекция № 5

1) Повторительно-обобщающие уроки. Цель этих уроков – осмысление, обобщение материала по проблемам, темам и разделам курса. Как правило, эти уроки проходят по следующему сценарию. За несколько дней или за неделю до проведения этого урока учитель заранее предупреждает учеников об этом повторении, и говорит тему, которую следует подготовить к данному занятию. Помимо прочего, целесообразно перечислить вопросы и задания к этой теме.

Формы проведения обобщающего повторения. Наиболее распространенная - повторительно-обобщающий урок. Как правило, он проводится в конце изучения какой-то большой темы, раздела, курса. Раздел курса, или глава иногда включает 5-6-8 тем. В конце изучения этих тем проводится повторительно-обобщающий урок. Он может проходить в виде практической работы или в виде беседы. На этих уроках проходит учет и проверка знаний по разделу.

Беседа должна проходить по заранее разработанному учителем плану. Заранее нужно подготовить вопросы для устного повторения и те вопросы, которые будут обсуждаться в ходе беседы, так, чтобы ученики были готовы обсуждать эти темы.

Например такой вопрос: На основе обобщения фактов укажите, какие изменения произошли в экономической жизни России в пореформенный период. Надо дать вопрос заранее, за неделю, чтобы они подготовились, нашли ответы.

Вопрос: Сравните особенности образования централизованного государства во Франции и России.

Вопросы подразумевают не какой-то однозначный ответ, а варианты ответов. Вопросы должны быть сложные.

На повторительно-обобщающих уроках могут быть письменные работы учеников. Выполнение определенных заданий, тестов, заполнение хронологических синхронистических таблиц. На доске нужно начертить эту таблицу, например, сравнить экономическое развитие определенной страны в разные периоды времени.

Можно провести урок в виде викторины. Например, ученики класса делятся на 2 или более команд, и предлагаются вопросы. В какой форме вы это сделаете, это ваше дело. Класс будет работать по группам.

2) Есть уроки итогового повторения. Они проходят в конце года, либо в конце четверти. Они реже проходят, чем повторительно-обобщающие уроки, но включают в себя большее количество вопросов для изучения. Они тоже могут проходить в любой форме: в виде беседы, лекции учителя, виде письменных заданий. Цель – закрепить знание важнейших фактов, обобщить и подытожить изученное, проследить основные процессы. Как правило целесообразно строить повторение пройденного по сквозным проблемам. Т.е. не узкие вопросы задавать, а вопросы общего характера. Либо вопросы на знание основных, опорных дат. Потому что повторить даже 10 параграфов сложно. Лучше даже заранее дать им некоторые вопросы заранее, чтобы они попытались ответить на эти вопросы либо дома, либо на уроке. Знания у школьников закрепляются слабо, поэтому даже если они ответили на уроке, это не значит, что через неделю он это вспомнит.

Поэтому целесообразно эти вопросы задать заранее, чтобы они дома нашли ответы на них. Если вы просто скажете им, что будет контрольная, для этого повторите 10 параграфов, и проведете итоговое повторение, мало кто ответит вам на вопросы. Поэтому либо эти вопросы на уроке нужно обговорить, либо дать на дом эти вопросы, чтобы они заранее нашли ответы, а потом часть этих вопросов вынести на итоговое повторение.

В любом случае к итоговому повторению нужно готовить.

Сквозные темы: «Ремесло и промышленность в России с 10 по 18 век». «Архитектура», «Образование Русского государства».

В конце года, если вы скажете, чтобы читали весь учебник, все темы, это будет утопично. Можно назвать какую-то одну сквозную тему, связанную либо с развитием государственности, либо культуры и по этой теме провести итоговое повторение.

Подготовка к экзамену.

Экзамен по истории в школе не обязателен, он дается по выбору. Опыт показывает, что мало кто стремится сдавать экзамен по истории, потому что даже в 9 классе нужно много повторять. Но есть ученики, которые соглашаются на экзамены по истории.

Надо разбирать вопросы непосредственно, включенные в экзаменационные билеты.

Целесообразно настроить их на составление развернутых планов к каждому вопросу. Основные значимые факты выписывать на отдельный листочек. Когда информации много, составление плана является очень перспективным направлением. Большое обилие материала, фактов невозможно запомнить, и удержать в голове длительное время. Эти планы с главными опорными датами и фактами позволяют быстро и в срок восстановить последовательность событий, и сдать экзамен.

Можно таблицы, схемы, другие записи.

Итоговое повторение завершается консультацией перед экзаменом. Надо, чтобы ученики знали заранее экзаменационные вопросы, поработали с ними, и на консультации задали вопросы. Учитель полностью не должен рассказывать каждый вопрос, он должен раскрыть наиболее сложные, важные вопросы.

На экзамене допускается использование исторических карт, атласов. Это помогает сориентироваться.

 

Есть различные варианты игр на итоговых занятиях.

Можно проводить дискуссии, коллоквиумы. Можно заранее готовить вопросы. Можно разбить класс на отдельные группы. Можно на доске чертить кроссворд, либо несколько кроссвордов. Можно попросить учеников составить кроссворд для другой команды, и обменяться ими.

Чем интереснее будет опрос, тем больше будет ваша популярность в классе. Всем будет интересно.

Учебные занятия в старших классах. 10-11 класс.

Форма проведения занятий – семинар. Обычно целиком посвящают изучению нового материала. За неделю учитель объявляет ученикам новую тему для изучения, дает план изучения этой темы, вопросы, список литературы. И затем на семинаре эта тема обсуждается.

Лабораторные уроки. Самостоятельная работа с источниками и документами по вопросам и заданиям.

Лекция. Как в вузе, преподаватель перед классом начитывает материал. Это очень расхолаживает учеников, они отвыкают работать самостоятельно. Цель лекции – развивать умение слушать и анализировать информацию. Поэтому каждая лекция подразумевает какое-то закрепление материала, прочитанного учителем. Поэтому если учитель говорит в течение целого урока, то на следующем уроке нужно проверить те знания, которые зафиксировали ученики. Тем более что лекции не всегда целесообразно проводить на каждом уроке.

Форма проведения – доклады учеников по темам. Надо дать тему, и попросить найти ответ на вопрос. Найти информацию не проблема. Важно уметь отобрать главное из этой информации.

Рефераты, курсовые работы.

Уроки-диспуты, дискуссии.

Межпредметные уроки, когда объединяются уроки литературы и истории, обсуждаются спорные проблемы, связанные с литературными персонажами, исторической обстановкой.

Конкурсы, олимпиады на уровне района, города. Есть олимпиады всероссийского масштаба.

Методика формирования понятий, хронологических знаний и умений в школьных курсах истории.

Умения – это сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Умение постепенно перерастает в навык, т.е. доходит до автоматизма. Существует определенная методика формирования умений, подразумевающая определенные ступени овладения умениями.

1 ступень. Формирование ориентировочной основы умений. Т.е. раскрытие сущности мыслительной операции.

2 ступень. Первичное применение учащимся мыслительной операций при самостоятельном выполнении заданий.

3 степень Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.

4 ступень. Применения умения по тему все более отдаленного переноса. Т.е. умение переносится на какие-то сходные явления и сюжеты.

Согласно этой методике сначала обучаются конкретным приемам, узнавая последовательность действий, составляющих этот прием. А затем в аналогичных ситуациях учатся самостоятельно применять данный прием. Например, отработали прием пересказа темы: каким образом делится текст на смысловые единицы, выделяется главное. А затем, отработав это умение, ученики самостоятельно делают пересказ. То же самое в изучении темы, либо в анализе карты. На примере одной карты отработали какие-то умения: находить реки, озера, ключевые места сражений. И на примере новой карты те же самые обозначения ученики уже сами находят.

Методика формирования умений связана как с работой с историческими документами, с анализом текста параграфа, разбором карт, картин.

Методика формирования умений тесно связана с вопросом наглядности изучения истории.

Наглядность в обучении истории.

Речь идет о картах, учебных картинах, иллюстрациях в тексте учебника, либо на картинах, репродукциях, которыми пользуется учитель на уроках истории для закрепления определенных понятий и формирования определенных навыков.

Есть различные виды классификации документов и картин.

Классификация наглядных средств обучения по их содержанию:

1) Монументальная наглядность. Это подлинные монументальные исторические памятники. Когда учитель знакомит учеников непосредственно с памятником, например с пирамидами древнего Египта, с храмом.

2) Подлинные предметы материальной культуры. Археологические находки, вещественные остатки, орудия труда, украшения. Можно привести в музей.

3) Предметная наглядность. Это макеты, модели, реконструкция предметов быта.

4) Изобразительная наглядность. Это учебные картины, репродукции. Иллюстрация учебника. Такая картина вешается на доску на веревочках.

5) Условно-графическая наглядность. Это различные схематические рисунки, графики, исторические карты и аппликации.

6) Технические средства обучения наглядности: кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, компакт-диски.

Наиболее распространенные средства на уроке учебные картины, условно-графические средства обучения, технические средства. Основной формой обучения в школе является урок, а не экскурсия.

 

Разновидности учебных картин:

Событийные картины, они дают представление о конкретных единичных событиях. Например, «Сталинградская битва», «Вступление Жанны дАрк в Орлеан».

Типологические картины. Воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты и события. Например, сбор полюдья в древней Руси.

Культурно-историческая картина. Знакомят с предметами быта, с памятниками материальной культуры. Это может быть памятник архитектуры, изображенный на картине, механизм, компас.

Есть определенные памятники работы с картинами. Можно усложнить задание. Можно задавать вопросы к изображенному на картине.

План работы по картине:

1) Учитель открывает или вывешивает картину, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней. Лучше в нужный момент это сделать.

2) Дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ним изображения.

3) Начиная рассказ, указывает время действия.

4) Дав общее описание обстановки фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном.

5) Выявляет детали и частности. Что каким цветом обозначено? кто как одет? у кого какое выражение лица?

6) Делает общий вывод, указывает общие признаки явления.

В дальнейшем учитель может научить учеников навыкам работы с картиной.

Учитель может дать нужную информацию об учебной картине, а для последующей информации дать вопросы ученикам, чтобы они сами ответили.

За ответы можно ставить оценки.

Можно попросить даже написать письменный рассказ по картине, даже сочинить диалоги.

Можно провести итоговое повторение по определенной теме на основании анализа одной или нескольких учебных картин.

Как правило условно-графическая наглядность используется для формирования локальных представлений, узко специальных, для выявления связи исторических событий и их динамики. Передаются наиболее существенные черты предмета.

Аппликация – это вырезанные по контуру из бумаги или картона и раскрашенные изображения, типичные для изучаемой эпохи или явления. Они хороши в начальной и средней школе.

Схема чертеж – пример условно-графической наглядности, отражающий существенные признаки и связи отношений, исторических явлений.

Технические средства обучения. Бывают статичные наглядные пособия, это экранные средства, кинофильмы, учебные видеокассеты, диафильмы, диапозитивы.

зрительно-звуковые – аудиозаписи, компьютерные записи.

Большую роль в определенных навыках играют учебные карты, карто-схемы и контурные карты. Как правило, у учеников слабое представление по географии. Обычно в школах есть карты для вывешивания на доске. Но помимо них, следует применять контурные карты и атласы. Ими можно пользоваться и в старших классах. Можно давать задания на дом, выставлять за это отдельные оценки. С самого начала обычно начинают работать с картой в начальной школе. Важно определить учителю умение учащихся пользоваться условными обозначениями или легендой карты. Если ученики не владеют легендой карты, значит учитель знакомит их. Есть стандартные знаки, принятые обозначения. Например – сражение в виде крестика.

Работа с картой нужна для более осознанного восприятия событий истории. Карта позволяет установить межкурсовые связи между различными темами. Поэтому целесообразно применять контурные карты при изучении событий мировой и отечественной истории. Если речь идет о 1й мировой войне или 2й мировой войне, то целесообразно использовать несколько карт. Мировая карта и локальная карта.

Методика обучения работы с картой предполагает одновременную работу по настенной и настольной карте. Для того, чтобы более четко закреплять понятия, необходимо вывешивать на доску большую карту, предназначенную для работы с классом, и ориентировать учеников по работе с настольным картами, т.е. с атласом.

Сначала учитель показывает условное обозначение, либо событие, явление на большой карте. А затем ученики находят то же самое на своей карте в атласе.

Далее ученики выполняют задание по настольной карте. Затем отчитываются по настенной карте, вывешенной на доске.

Постепенно ученики учатся самостоятельно определять содержание исторической карте. Т.е. уже не учитель показывает, а они сами находят нужное обозначение.

Умение сравнивать карты между собой.

Предложена определенная методика по работе с картами для того, чтобы закрепить и сформировать определенные знания и умения.

1) Ученики должны знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание, что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период. На ней могут быть показаны одновременные события. Сменявшиеся события могут быть показаны на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как ____ка в пространстве.

2) Умение признавать и называть изображение на карте географическое пространство, определять последовательность и время отображенных на карте событий. Правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность. Передать содержание карты графическими средствами. Сопоставлять обозначенные на карте явления.

Список умений и навыков обширен. А все начинается с простого: сначала учитель показывает, потом ученики сами находят в своих собственных картах.

Занятие по карте важно проводить даже и в старших классах.

Благодаря картам можно проводить различные игры-задания, в частности из области хронологии. Можно в виде заданий устного характера, в виде кроссвордов.

Может быть чайнворд (когда последняя буква одного слова означает первую букву следующего слова). Например, на доске чертится чайнворд «Города древней Руси». Можно не в виде чайнворда, а просто задавать вопросы. Например: Старейший город на Днепре по летописи «мать городов русских». Ученики ищут его на карте.

Любимый город княгини Ольги, ее удельное владение вблизи Киева.

Подмосковный город, давший позже название одной из улиц столицы.

Центр Волынского княжества, один из старейших городов северо-восточной Руси.

Правильно перечислить с запада на восток города, в нужной последовательности: Киев, Царицын, Куликово поле, Полтава Рига, Казань, Астрахань, Москва. Либо с севера на юг.

Или задание: ряд городов, и назвать, с чем они были связаны, либо с войной, либо с восстанием, либо центры ремесла и торговли. Ответы могут быть либо выбрать из вариантов ответа, либо самим назвать.

Можно придумать много различных заданий.