Выражения

End.

Begin

Label

Var

Const

Begin

Структура программной единицы на языке Турбо Паскаль.

Идентификаторы

Absolute assembler external far forward interrupt near private virtual

Как и зарезервированные слова, стандартные директивы в окне редактора Паскаля выделяются цветом, тем не менее, можно переопределить любую стандартную директиву, т.е. объявить одноименный идентификатор. Стандартные директивы privateи virtual действуют только в пределах объявления объектов.

 

Идентификаторы в Турбо Паскале – это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими (уникальными в области определения) являются только первые 63 символа.

Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.

Примеры правильных идентификаторов: a, ALPHA, MyProgramIsBestProgram,date_2_sep_02,

_beta;

Примеры неправильных идентификаторов:

1Program {начинается цифрой}

block#1 {содержит специальный символ}

My Program {содержит пробел}

Mod {зарезервированное слово}

Описать идентификатор – это значит указать тип связанного с ним объекта, например, переменной. Понятие типа – одно из фундаментальных понятий Турбо Паскаля (подробно рассмотрено ниже)

Любая Паскаль-программа состоит из символов алфавита.

Структура любой программной единицы (программы, процедуры или функции) должна быть такой:

<Объявление программной единицы> - заголовок программы, процедуры или функции; заголовок программы можно опускать без каких-либо последствий для программы; для процедур и функций наличие заголовка обязательно;

{Раздел описаний}

{раздел исполняемых операторов}

End <символ конца программной единицы> - символ «.» для программы или символ «;» - для процедуры и функции.

Любой из двух разделов программной единицы – раздел описаний или раздел исполняемых операторов, или оба одновременно могут быть пустыми, т.е. не содержать никаких описаний или исполняемых операторов

Заголовок программы имеет следующий вид: program <имя программы>; За заголовком программы следует раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы, используемые в разделе исполняемых операторов. Если программная единица использует идентификатор, из интерфейсной части какого – либо модуля, в начале программы в предложении USES необходимо указать имя этого модуля (это не относится к идентификаторам, определенным в стандартном модуле SYSTEM, т.е. имя этого модуля в предложении uses указывать не нужно)

В разделе описаний объявляются идентификаторы типов, объектов, констант, переменных, а также метки, процедуры и функции. Описанию типов и объектов должно предшествовать зарезервированное слово TYPE, описанию констант - CONST, переменных – VAR и меток LABEL, например Type

StrType=string[40];

N=100;

x,y:real; st:StrType;

lb1,lb2;

Указанные разделы могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз (если в разделе var описана переменная задаваемого типа, то ее тип должен быть описан выше в разделе type, т.е. раздел type предшествует разделу var).

Затем идет раздел исполняемых операторов, который начинается со служебного слова begin и заканчивается служебным словом end. Здесь описываются действия, которые нужно выполнить машине над объектами программы, введенными в употребление в разделе описаний. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой.

Схематически программа представляется так:

program <имя программы>;{Заголовок программы}

uses{Список используемых модулей}

label{Описание меток}

const{Описание констант}

type{Описание типов переменных}

var{Описание переменных}

--------------------------------------- {Описание процедур и функций}

{тело программы}{Раздел операторов}

 

Комментарии (пояснения) к программе записываются в следующих скобках: {комментарий}или (*комментарий*).

Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных. С помощью знаков операций и скобок из них можно составлять выражения, которые фактически представляют собой правила получения новых значений.

В общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций, а тип его значения определяется типом операндов и видом применяемых к ним операций.

Примеры выражений: Y, 21 (a+b)*c, sin(t), A>2 , not f and (a=b)