Выражения
End.
Begin
Label
Var
Const
Begin
Структура программной единицы на языке Турбо Паскаль.
Идентификаторы
Absolute assembler external far forward interrupt near private virtual
Как и зарезервированные слова, стандартные директивы в окне редактора Паскаля выделяются цветом, тем не менее, можно переопределить любую стандартную директиву, т.е. объявить одноименный идентификатор. Стандартные директивы privateи virtual действуют только в пределах объявления объектов.
Идентификаторы в Турбо Паскале – это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими (уникальными в области определения) являются только первые 63 символа.
Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.
Примеры правильных идентификаторов: a, ALPHA, MyProgramIsBestProgram,date_2_sep_02,
_beta;
Примеры неправильных идентификаторов:
1Program {начинается цифрой}
block#1 {содержит специальный символ}
My Program {содержит пробел}
Mod {зарезервированное слово}
Описать идентификатор – это значит указать тип связанного с ним объекта, например, переменной. Понятие типа – одно из фундаментальных понятий Турбо Паскаля (подробно рассмотрено ниже)
Любая Паскаль-программа состоит из символов алфавита.
Структура любой программной единицы (программы, процедуры или функции) должна быть такой:
<Объявление программной единицы> - заголовок программы, процедуры или функции; заголовок программы можно опускать без каких-либо последствий для программы; для процедур и функций наличие заголовка обязательно;
{Раздел описаний}
{раздел исполняемых операторов}
End <символ конца программной единицы> - символ «.» для программы или символ «;» - для процедуры и функции.
Любой из двух разделов программной единицы – раздел описаний или раздел исполняемых операторов, или оба одновременно могут быть пустыми, т.е. не содержать никаких описаний или исполняемых операторов
Заголовок программы имеет следующий вид: program <имя программы>; За заголовком программы следует раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы, используемые в разделе исполняемых операторов. Если программная единица использует идентификатор, из интерфейсной части какого – либо модуля, в начале программы в предложении USES необходимо указать имя этого модуля (это не относится к идентификаторам, определенным в стандартном модуле SYSTEM, т.е. имя этого модуля в предложении uses указывать не нужно)
В разделе описаний объявляются идентификаторы типов, объектов, констант, переменных, а также метки, процедуры и функции. Описанию типов и объектов должно предшествовать зарезервированное слово TYPE, описанию констант - CONST, переменных – VAR и меток LABEL, например Type
StrType=string[40];
N=100;
x,y:real; st:StrType;
lb1,lb2;
Указанные разделы могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз (если в разделе var описана переменная задаваемого типа, то ее тип должен быть описан выше в разделе type, т.е. раздел type предшествует разделу var).
Затем идет раздел исполняемых операторов, который начинается со служебного слова begin и заканчивается служебным словом end. Здесь описываются действия, которые нужно выполнить машине над объектами программы, введенными в употребление в разделе описаний. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой.
Схематически программа представляется так:
program <имя программы>;{Заголовок программы}
uses{Список используемых модулей}
label{Описание меток}
const{Описание констант}
type{Описание типов переменных}
var{Описание переменных}
--------------------------------------- {Описание процедур и функций}
{тело программы}{Раздел операторов}
Комментарии (пояснения) к программе записываются в следующих скобках: {комментарий}или (*комментарий*).
Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных. С помощью знаков операций и скобок из них можно составлять выражения, которые фактически представляют собой правила получения новых значений.
В общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций, а тип его значения определяется типом операндов и видом применяемых к ним операций.
Примеры выражений: Y, 21 (a+b)*c, sin(t), A>2 , not f and (a=b)