I. История изучения вопроса.

Самостійна робота

У здоровых людей базальный уровень С-пептида в сыворотке (уровень С-пептида натощак) составляет 0.1-1.22 нМ. При ИЗСД базальный уровень С-пептида, как правило, не определяется. При ИНСД базальный уровень С-пептида нормальный или повышен.

Понижение – СД 1-го типа, искусственная гипогликемия

Повышение – СД 2-го типа, инсулинома

ИФА

С-пептид

Понижение – СД 1-го типа, гипопитуитаризм

Повышение – СД 2-го типа, заболевания печени, акромегалия, инсулинома, ожирение, толерантность к глюкозе, сидром Кушинга

ИФА

Инсулин

Норма 2.3-26.4 мкЕД/л (зависит от метода определения)

Норма 0.36-3.59 нМ (зависит от метода определения)

Определение уровня С-пептида в сыворотке или моче позволяет достаточно точно оценить функциональное состояние бета-клеток и в сомнительных случаях отличить ИЗСД от ИНСД; измерение уровня С-пептида в сыворотке более информативно, чем измерение уровня инсулина, поскольку у многих больных ИЗСД имеются аутоантитела к инсулину, влияющие на результаты определения:

- Уровень С-пептида в сыворотке у здоровых людей после стимуляции глюкагоном, глюкозой или сустакалом (питательная смесь с высоким содержанием кукурузного крахмала и сахарозы) возрастает до 3 нМ. У больных ИЗСД уровень С-пептида после стимуляции не повышается.

- Содержание С-пептида в суточной моче у здоровых больше или равно 10 нМ; у больных ИЗСД меньше 3 нМ (обычно меньше 0,7 нМ); у больных ИНСД с относительным дефицитом инсулина меньше 10 нМ; у больных с ожирением или ИР больше или равно 20 нМ.

 

Класифікація шкідливих домішок [3] (2 години) - (5 годин).

Порівняльна характеристика систем вентиляції. Їх розрахунок [2] (2 години) - (5 годин).

Нормативні документи щодо освітлення [2] (2 години) - (4 години).

Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании, в частности, накапливаются человечеством с древнейших времен. Ряд учений, систем, методик в этой области имеют в своей основе только эмпирические наблюдения. Однако многие из этих наблюдений современная наука смогла подтвердить, либо переосмыслить и представить в виде дыхательных упражнений.

Примеры, советы, объяснения в отношении возможности применения дыхательных упражнений для поддержания молодости организма, бодрости духа, работоспособности и здоровья содержатся в китайских энциклопедических книгах «Конг – фу» (около 3000 лет до н. э.) и индийских книгах мудрости (Веды, 1800 лет до н. э.).

Гиппократ (V - IV вв. до н. э.), по праву называемый отцом медицины, возводит в ранг признанных лечебных методов гимнастику, в том числе и дыхательные упражнения.

Авиценна (IX в. н.э.) - в самых главных принципах лечения следует Гиппократу, высоко оценивает терапевтическое влияние дыхательных упражнений, считает, что с их помощью можно укрепить и оздоровить любой орган, организм человека в целом.

В конце XIX - начале XX столетия начинают развиваться профессии, специалистам которых нужна правильная постановка дыхания. Здесь речь идет о спортсменах, драматических актерах, учителях, лекторах. С этого времени дыхательные упражнения начинают применяться в педагогике (вокальные педагоги: Ф.Ф. Вит, отец и сын Гарсия; спортивный тренер Н.Г.Озолин).

В медицине, для лечения заболеваний внутренних органов, Петер Линг создает методику дыхательных упражнений, которая остается классикой лечебной физкультуры в наши дни.

В 70 - 80 гг. XX в. широкое распространение в кругах сторонников нетрадиционной медицины получает «Парадоксальная дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой. В лаборатории крупнейшего знатока физиологии дыхания в нашей стране профессора М.Е. Маршака этот способ дыхания подвергается специальному исследованию. Ученый делает вывод, что применять его следует осмотрительно, особенно людям, страдающим хроническими заболеваниями.

Интерес для современных ученых представляет изучение возможности применения дыхательных упражнений для оздоровления больных и ослабленных детей разных возрастных групп, а также благотворное влияние этих упражнений на организм здорового ребенка (Лазарев М.Л.,1993, 2004; Леонова А., 1987; Страковская В.Л., 1994).

В инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 отмечается, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди контингента детей, поступающих в школу; функциональные отклонения составляют более 70%; хронические заболевания - 50%; физиологическая незрелость - 60%. Распространенная хроническая патология у дошкольников - заболевания дыхательной системы.

Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи (Дмитриев Л.Б. и др., 1990; Лопатина Л.В., 2004; Максимов И., 1987; Сорокина В.Т.А., 2005; Филатова Ю.О., 2003).

В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

Соматические патологии у детей в ряде случаев сопряжены с различными дефектами речи, в структуру некоторых из них входит синдром дыхательных расстройств. В настоящее время нет однозначного ответа на вопрос о том, каково влияние соматических патологий на речевой онтогенез.

Установлено также, что овладение оральным праксисом, то есть практическим, произвольным действием - умение по заданию подуть, например, составляет важную подготовительную фазу речевого развития и обеспечивает успех в освоении нормативной речи (Визель Т.Г., 2005).

Развитие ребенка в условиях соматической патологии сказывается на формировании его личности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможности адаптации в целом (Лазарев М. Л., 2004).

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о необходимости проведения профилактических, коррекционных, а в некоторых случаях, реабилитационных мероприятий по нормализации физиологического и речевого дыхания у детей, в частности, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В практике коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеют дыхательные упражнения, направленные на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Эти упражнения описаны в пособиях Г.А. Волковой (1983), В.И. Селиверстова (1994), Л.И. Беляковой с соавт., Е.Н. Краузе (2004) и др.

В рамках мультидисциплинарного подхода к решению актуальных проблем логопедической практики целенаправленное поэтапное формирование физиологического и речевого дыхания, построенное с учетом взаимосвязи физического, психологического и речевого развития, способствует повышению эффективности коррекционной работы при речевой патологии.