Уровни развития творческой способности художника

Характеристики стадий творческого процесса Уровень художественного мастерства-стадия индивидуализации Уровень художественного таланта – стадия духовного самоутверждения Уровень гениальности – стадия полного воплощения идеала красоты
1.Цель Самосовершенствование Достижение гармонии формы и содержания Подчинение творчества высшему смыслу
2.Мотив Внешнее самоутверждение, поиски признания ближайшего окружения, желание известности, популярности Внутреннее самоутверждение: принятие результата Внутренним Критиком Просветление человечества как реализация смысла жизни
3.Направленность творческой активности Эгоцентрическая, самостоятельность - ложная: зависимость от внешних ожиданий На поиск и бережный выбор идеи, которая определяет форму На поиск красоты и гармонии как средства для осуществления высшего смысла
4.Ответственность Ложная: абстрактное проявление нравственности - не перед людьми, а перед стремлением создавать произведения, процесс отделен от результата Достаточно выраженная нравственная ответственность перед Богом и своей совестью: контроль результатов, разделение процесса и результата исчезает Апогей нравственной ответственности: нравственное отношение к людям – условие творческой самореализации, развитое духовное зрение, преданность высшим идеям
5.Произведения Содержат идею зла, негативно воздействую на психику, могут сочетать в себе внешнюю красоту и внутреннюю бездуховность Отражают высшие истины, сочетают внутреннюю и внешнюю красоту Совершенная гармония идеи, формы и содержания, материи и духа, пробуждение в людях жажды нравственного совершенства

 

Талант и личность художника развиваются в художественно-творческой деятельности под влиянием ее социальных функций. Традиционно выделяются: коммуникативная, компенсационная, психотерапевтическая, реабилитационная функция.

Единой классификации социальных функций искусства нет: разные авторы выделяют разное количество функций

Будучи сложно, иерархически организованной, система функций искусства обладает способностью, сохраняя внутреннюю целостность, изменять в довольно широких пределах соотношение своих компонентов. Этот динамизм системы функций обнаруживается в целом ряде направлений. Во-первых, в каждом виде, роде и жанре искусства - свои возможности и способности формировать сознание личности и организовывать социум, поэтому полнота функций реализуется богатством всех его видовых, родовых и жанровых форм. Во-вторых, внутренние модификации системы функций искусства прослеживаются в историческом движении: на разных этапах развития система функций искусства выстраивается по-своему – в одних случаях главенствующей становится социализация индивида, в других – индивидуализация социума.

Некоторые же функции художественного творческого процесса и искусства и по названию, и по сути своей – идентичны. Например, подобно тому, как процесс художественного творчества выполняет компенсационную функцию в отношении творца, так произведение искусства компенсирует зрителю недостаток жизненных впечатлений, переживаний, неудовлетворенность потребности в прекрасном.

Хренов Н.А. связывает компенсаторную и катарсическую функции с ритуальной. Ритуал – это легализация и институтоциализация насилия, с помощью которого предотвращается насилие в его тотальных формах. В искусстве вместо реального жертвоприношения создается символическое, способное нейтрализовать тотальное насилие и освободить людей от разрушительных эмоций .

Розин В.М., обобщая известные классификации функций искусства выделяет следующие :

· мировоззренческую - искусство поддерживает основные культурные сценарии и картины мира;

· психической адаптации – на волне переживания эстетичеких событий человек реализовывает свои «блокированные» желания, если их структура сходна со структурой эстетических событий;

· витальную – искусство образует самостоятельную и самоценную сферу человеческой жизни;

· инновационную – искусство является точкой роста культуры, экспериментальной площадкой для «выращивания» сначала в семиотическом плане, а потом и в психотехническом новых форм жизни и переживания;

· властную (социальной манипуляции): во все времена искусство использовалось для воздействия на людей с целью контроля и манипуляции.

В настоящее время на первый план выдвигается воссоздание и культивирование катарсической функции искусства, то есть поиски способов разрешения в искусстве противоречий между современным человеком и культурой, ответы на духовные запросы времени. Аллахвердов В.М. пишет: «Художественный текст специально организуется так, чтобы вызывать состояние катарсиса..»