Лекция 2 Природа художественного творчества и его социальные функции

1. З. Фрейд об источнике творчества

2. К.Г. Юнг о типах художников.

3.Социальные функции искусства.

 

З.Фрейд считал, что художественный продукт – результат сублимации вытесненного психического содержания ( комплексы, нереализованные желания и т.п.)

Способ художественного творчества в высшей степени сродни свободному ассоциированию, основному инструменту психоанализа для проникновения в глубины бессознательного. Свои конфликты поэт (писатель) может прорабатывать с помощью создаваемых им образов, наделяя (путем проекции и экстернализации) своих героев противоречивыми чертами своей личности. Чем глубже проработка характеров героев, тем больше вероятность освобождения поэта (писателя) от конфликтов и достижения им более зрелого отношения к жизни.

Успешный психоанализ снимает накал страстей человека, делает его более здоровым, но одновременно лишает его стимула для поэтического творчества, вынимая из его души огонь конфликтов, переплавляемых им в творчество. Психоаналитик Лу Саломе считала, что «успешный анализ может освободить художника от демонов, которые владеют им, но он же может увести с собой ангелов, которые помогают ему творить». Так же думал З.Фрейд.

Когда к Фрейду на консультацию пришел поэт Бруно Гец с жалобами на тяжелую, похожую на мигрень головную боль, не поддающуюся никакому лечению, Фрейд внимательно его выслушал, а затем принял решение не анализировать молодого человека. Фрейд полагал, что поэт «должен сохранить свой сложный внутренний мир и продолжать писать стихи. Головную боль следовало лечить медикаментами».

К.Г. Юнг выделил типы художников по источнику замысла и по отношению с художественным материалом.

Отношения с художественным материалом:

· Художник подчиняет себе художественный материал

· Художественный материал подчиняет себе художника

Эта категория художников является группой риска: риск нервно-психического истощения, риск сверхидентификации с образом.

 

Замысел:

· Одни черпают его из индивидуального бессознательного ( этот вариант совпадает с предложенным Фрейдом). Произведения проективны, симптоматичны. Могут негативно повлиять на воспринимателя ( даже при их неоспоримой художественной ценности!), нужен посредник в общении с ними воспринимателя.

· Вторые черпают замысел из коллективного бессознательного.

Такое произведение действует на воспринимателя только положительно : оно, как писал Юнг, «возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь»

Многие признают, что у подлинного художника побудительные силы творчества таятся в сфере общественного сознания и коллективного бессознательного. Русский философ П.Романов писал: «В художественном творчестве понятие вечного неразрывно связано с общим: что вечно, то и обще. Чем к большему числу людей художественное произведение имеет отношение, тем оно прочнее держится» .

Создавая свои произведения, авторы сознательно или бессознательно идентифицируют себя с адресатом - зрителем, слушателем, читателем, критиком. Они как бы смотрят их глазами на свое творение. Ориентируясь на ожидания зрителя, художник приобщается к социальной общности и выполняет свою социальную роль – проводника социально-значимых ценностей и смыслов.

Содержание и направленность социальной роли художника связаны с уровнем развития его творческих способностей автора и особенностей его личности - духовности и нравственной ответственности. Личностное саморазвитие, начинающееся с момента рождения индивида, лежит в основе всех форм творчества человека.

Таблица 6