История, как наука и учебная дисциплина.

Проблемы использования информационных технологий

Дляинформационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.

Например: на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону и т.д.

При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами, версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцевдо одного года.

Если в процессе внедрения новой информационной технологии этомуфактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту внедрения новой информационной технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.

 

Н.М.Карамзин: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя. Что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; оно питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества»[1].

История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество.

Предметом изучения истории является деятельность людей и ее результаты, вся совокупность отношений в обществе.

История как учебная дисциплина является краеугольным камнем всего гуманитарного образования. Именно знание своего исторического прошлого, стремление изучить свои корни, понять мотивы и последствия поступков различных людей – начиная от государственных мужей и заканчивая рядовыми гражданами – отличает человека от всех остальных представителей животного мира.

История представляет особый интерес для сотрудников органов внутренних дел, несмотря на то, что не является специальной юридической дисциплиной. Без знания истории политической системы России очень сложно представить себе ее нынешнее состояние, так как корни многих проблем, наблюдаемых в сегодняшней России, лежат в далеком прошлом. Без знания особенностей нашего государства и отношения к нему народа понять российское общество невозможно, даже если использовать новейшие достижения западной политологии и социологии.

 

2. Сущность и формы исторического сознания.

 

Каждый человек, а также любая национальная и социальная общность обладают определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления воплощаются в историческом сознании и составляют неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения.

Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.

Отличительной чертой мифического сознания является сочетание реальных и вымышленных явлений и событий, а также событий, искусственно приукрашенных или заведомо ложно истолкованных.

Пример: Хатынь и Катынь. Эпоха правления Б.Н.Ельцина.

Хронистическое сознание основано на фиксации реальных событий прошлого в хронологической последовательности.

Пример: 1223, 1237, 1240, 1380,1480.

Научное историческое сознание основывается на реальных исторических фактах, которые используются для осмысления причинно-следственные связи и выяснения сущность исторических явлений.

Пример: современная историческая наука, характеризуя преобразования Петра Великого, акцентирует внимание на их неоднозначном характере и значении для последующего развития государства

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня этого образования.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником.

Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи., под влиянием знакомства с историческими памятниками.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития.

Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение прежде всего во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения.

Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание.

Историческое сознание - это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества

Поскольку суть исторического сознания — в осмыслении прошлого опыта, то можно выделить два его вида:

В целерациональном сознании доминирует ориентация на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. Целерациональное историческое сознание не только всегда конкретно, оно и теоретично. Именно на этой основе создается объективная историческая наука.

Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а прямо на стоящую за ним ценность. Такое сознание в большей степени этично, чем теоретично. В нем доминируют не вопросы — почему, с какой целью, а — каков смысл, кто виноват. Поскольку групповые цели на уровне личности выступают как ценностно-рациональные, то для ценностно-рационального индивидуального исторического сознания характерна значительная степень конформизма по отношению к массовому историческому сознанию. Ценностно-рациональное историческое сознание – необходимая составная часть этнического самосознания индивида, формирующая его патриотизм и национальное самоуважение. Ценностно-рациональное историческое сознание обращает внимание на величие собственного народа, его героическую историю, стараясь поскорее забыть его унижения и промахи.

Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.

Отличительной чертой мифического сознания является то, что миф не разделяет реальные и сверхъестественные явления и события, а также события, искусственно приукрашенные или заведомо ложно истолкованные.

Исторический миф — это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий в сознании эту действительность. Исторические мифы создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, призванное формировать желаемые образцы социального поведения. (Примеры: мифы о Великой Отечественной войне)

В отличие от мифического хронистическое сознание в значительной мере ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. Однако в таком сознании отсутствует представление о естественных причинно-следственных связях в истории. Эти связи в хронистическом сознании замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности. В качестве объяснения предлагается истолкование истории сквозь призму божественного провидения.

Как и мифическое, хронистическое сознание формирует, подобно мифическому, историческую реальность, соответствующую идеалу своего времени. Прошлое изображалось не таким, каким оно было, а таким, каким оно должно было бы быть. (Примеры: Повесть временных лет)

Развитие потребности общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса привело к становлению истории как науки о прошлом, что оказало огромное влияние на усиление рефлексивного начала в историческом сознании. Оно обращается прежде всего к реальным фактам истории, «земным» корням тех или иных событий и процессов, стремясь осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, в связях с другими историческими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития. (Пример: современная историческая наука, характеризуя преобразования Петра Великого, акцентирует внимание на их неоднозначном характере и значении для последующего развития государства)

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня этого образования.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником.

Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи., под влиянием знакомства с историческими памятниками.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития.

 

3. Функции исторического сознания

 

Массовое историческое сознание является структурой нормативно-ценностного пространства, задающего определенный способ существования общества, индивидуальное историческое сознание — составляющей духовной интенции жизнедеятельности человека.

1. Историческое сознание, определяя пространственно-временную ориентацию общества, содействует его самопознанию. Общество в целом заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим.

2. Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы.

Эта функция исторического сознания предопределяет его связь с господствующей в данном обществе идеологией. Нормативное историческое знание, отражающее «общепринятую», или официальную точку зрения на прошлое, санкционируется, как правило, государственной пропагандой, и выступает поэтому составной частью господствующей в данном обществе идеологии.

В сфере нормативного исторического знания формируются представления об оптимальных, с точки зрения господствующей идеологии, формах разрешения социальных противоречий, нормах поведения. Каждая эпоха стремится найти в прошлом своих героев, чьи деяния соответствуют ее духу и ценностям. Например, героизированное историческое сознание советской эпохи освящало революцию как высшую форму исторического прогресса, рассматривало «насилие как повивальную бабку истории». Историческими героями эпохи социализма стали великие бунтари и пламенные революционеры. В настоящее время в историческом сознании все более актуализируется интерес к созидающим деяниям прошлого, к людям, чья деятельность была направлена на укрепление государства Российского и была пронизана пафосом созидания, а не разрушения.

3. Роль исторического сознания как одного из регулятивов социального поведения особенно возрастает в переломные моменты общественного развития. Оказавшиеся в кризисной ситуации люди обращаются к своему прошлому, стремясь постичь смысл происходящих событий. Сложившиеся формы исторического сознания испытывают в такие эпохи мощное давление извне, поскольку идеологии инноваций усматривают в сложившихся представлениях о прошлом, его связи с настоящим духовную основу консерватизма, препятствующего преобразованиям. Кризис официальной идеологии и связанной с ней системы нормативного исторического знания сопровождается мучительной ломкой исторического сознания, попадающего в ситуацию раскола. Сторонники преобразований стремятся разрушить сложившиеся стереотипы массового исторического сознания, консерваторы — сосредоточить свои усилия на защите сложившихся взглядов.

 

4. Методы и источники изучения истории.

 

Н.М.Карамзин писал, что есть три рода истории:

*Современная, где очевидный свидетель говорит о происшествиях.

 

*Основывается на свежих словесных преданиях в близкое к описываемым действиям время.

*Извлекается только из памятников.

«В первой и второй блистает ум, воображение дееписателя, которое избирает любопытнейшее, цветит, украшает, иногда творит, не боясь обличения; скажет: я так видел, так слышал – и безмолвная критика не мешает читателю наслаждаться прекраснейшими описаниями.

Третий род есть самый ограниченный для таланта: нельзя прибавить ни одной черты к известному; нельзя вопрошать мертвых; говорим, что передали нам современники; молчим, если они умолчали, - или справедливая критика заградит уста легкомысленному историку, обязанному предоставлять единственно то, что сохранилось от веков в летописях, архивах.(…) Как естественная, так и гражданская история не терпит вымыслов, изображая, что есть или было, а нечто быть могло.

Но история, говорят, наполнена ложью: скажем, лучше, что в ней, как в деле человеческом, бывает примесь лжи, однако ж характер истины всегда более или менее сохраняется; сего довольно для нас, чтобы составить себе общее понятие о людях и деяниях. Тем взыскательнее и строже критика; тем непозволительнее историку, для выгод его дарования, обманывать добросовестных читателей. Мыслить и говорить за Героев, которые уже давно безмолвствуют в могилах. Что ж остается ему, прикованному, так сказать, к сухим хартиям древности?

Порядок, ясность, сила, живопись. Он творит из данного вещества: не произведет золота из меди, но должен очистить и медь; должен знать всего цену и свойство; открывать великое, где оно таится, и малому не давать прав великого». (там же. С.10)

Обоснованным представляется утверждение, что изучение истории — это серьезное аналитическое занятие. Задача историка — проникнуть глубже лежащих на поверхности напластований фактов, воссоздать историческую картину адекватную прошлой реальности, во всей ее сложности, в борьбе страстей и эмоций, вскрыть законы развития больших обществ. История познаваема, но, чтобы вскрыть процесс развития, осмыслить особенности каждого из его периодов, преодолеть односторонность и субъективизм, необходимо иметь совершенную научную методику, обладать точным научным инструментарием. В историческом познании используются как общенаучные методы, так и собственные.

Наиболее распространенными методами являются:

1. генетический, с помощью которого прослеживается причино-следственная связь между событиями;

2. сравнительный, сопоставляющий однотипные события и процессы, происшедшие в одно и то же время;

3. историко-типологический, с помощью которого происходит группировка этих явлений и процессов по типам и видам, создание различного рода типологий.

4. системный, представляющий общество как целостное образование, а исторический процесс как взаимосвязанное развитие социально-экономической, политической и культурно-духовной сфер общества.

5. диахронного анализа, сопоставляющий факты и процессы, происходящие в различное время в разных обществах, находящихся на схожем этапе развития;

6. моделирования исторических ситуаций.

7. различные методики количественного анализа, например контент-анализ.

Носителем информации о прошлом является исторический источник — дошедший до настоящего осколок прошлого, родившийся в определенное время и отражающий его реалии. В качестве источника могут выступать документы разного происхождения и характера. Это могут быть

археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда древних эпох);

сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, старинные станки, приборы, утварь и т.п.);

письменные источники - наиболее информативный тип исторического источника, содержат колоссальный массив открытой и скрытой (опосредованной, интерпретируемой) социальной информации о прошлом. Письменные источники делятся на:

- официально-документальные материалы;

- дневники и воспоминания;

- эпистолярные источники;

- публицистику;

- источники повествовательного (нарративного) характера;

- художественные работы;

- документы видео и аудио ряда.

 

 


[1] Карамзин Н.М.История государства Российского. Т.1.Калуга 1993 г. с .6