МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ.
МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
При оценке эффективности управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и социальных аспектов управления. В соответствии с этим должна разрабатываться и система критериев оценки эффективности.
Определение процедуры и организации оценки экономической эффективности управленческих решений требует ответа на вопросы:
§ где производится оценка;
§ когда производится оценка, каков ее процесс;
§ с помощью каких технических и программных средств производится оценка эффективности.
При принятии решений широко используется моделирование проблемных ситуаций.
Моделирование –процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему.
Модель – это некоторый материальный или абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.
При разработке решений широко используются:
- концептуальное моделирование,т. е. предварительное содержательное описание исследуемого объекта, которое не содержит управляемых переменных, играет вспомогательную роль. Модели имеют вид схем, отражающих наши представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой;
- математическое моделирование,т. е. процесс установления соответствия реальному объекту некоторого набора математических символов и выражений. Математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа, позволяют не только получить решение для конкретного случая, но и определить влияние параметров системы на результат решения;
- имитационное моделирование,т. е. воспроизведение (с помощью ЭВМ) алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта. Имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания. Это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях.
Процесс моделирования начинается с этапа построения модели, который предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале (рис. 9).
Рис. 9.Основные этапы процесса моделирования
На первом этапе процесса моделирования для одного объекта может быть построено несколько специализированных моделей, отображающих определенные стороны исследуемого объекта или характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные ее поведения. Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал – формирование множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.
Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.