Полицейская и военная реформы 2-ой половины ХIХ в.

 

Полицейская и военная реформы, проведённые в 60-70-х гг. XIX в. служили целям укрепления государства и обеспечения его безопасности.

 

Начало полицейской реформе было положено в 1862 г. принятием «Временных правил об устройстве полиции», в соответствии с которыми создавались единые Уездные полицейские управления, объединявшие ранее отдельно существовавшие общую уголовно-розыскную и сельскую полиции (городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему).

Уезды делились на более мелкие административные участки – станы, в которых полицейские функции возглавлялись на становых приставов. Которые в осуществлении своей деятельности опирались на полицейских урядников, должность которых была введена в 1878 г.

 

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели.

 

Все Уездные управления замыкались на губернские управы благочиния (полицмейстерские, обер-полицмейстерские канцелярии), подчинявшиеся градоначальнику. Всей полицией страны управляло МВД.

 

Такая система управления полицией позволяла объединять её усилия на главных направлениях и успешно решать сложные оперативно-тактические задачи. В 1880 г. в состав единой полицейской системы были включены губернские жандармские управления. Возглавлял полицейскую систему министр внутренних дел.

В ведении полиции находились:

­ проведение дознания,

­ уголовный розыск,

­ надзор за ссыльными,

­ борьба с пожарами и др.

В целом функции и права полиции не были четко определены законом.

 

Полиция применяла следующие меры пресечения:

­ отобрание вида на жительство,

­ установление надзора,

­ залог,

­ передача на поруки,

­ домашний арест,

­ взятие под стражу.

 

Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. показало полную непригодность вооруженных сил России.

Начало военной реформе было положено в 1864 г. сокращением срок службы рекрутов до 15 л., изменением порядка прохождения службы в армии и её техническим переоснащением. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.

 

1 янв. 1874 г.был принят Устав о воинской повинности, вводивший вместо сословной рекрутской повинности всеобщую воинскую повинность для всего муж. населения, не взирая на сословное происхождение. Набор (призыв) в армию проводился ежегодно по жребию среди лиц, достигших 21 г. Оставшиеся, не вытянувшие жребий зачислялись в запас (в ополчение) с обязательным прохождением учебных военных сборов.

Устанавливался новый срок службы:

­ для пехотных частей – 6 л.,

­ для моряков – 7 л.

Отслужившие не снимались с учёта, зачислялись в запас и подлежали переподготовке на лагерных сборах:

­ пехотинцы (сухопутные войска) – в течение 9 л.,

­ моряки в течение 3-х лет.

 

Для лиц, получивших высш. образование, срок действительной службы сокращался до полугода (0,5 л.), сред. образование - до 1,5 лет.

 

Офицерский корпус комплектовался по командным должностям только лицами, получившими специальное образование в военных или юнкерских училищах и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.

 

Страна была поделена на военные округа, в каждом из которых формировалось окружное военное командование во главе с командующим войсками округа. Эта мера создавала условия для учёта и призыва военнообязанных, организации учёбы и военной переподготовки на сборах военнообязанных запаса и эффективной организации пограничной службы.

 

В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).