Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР капиталистическими странами.

Первая международная конференция с участием России проходила в Генуе с 10 апреля по 19 мая 1922 г. Наряду с Россией в ней приняли участие 29 стран (США в качестве «наблюдателя»). Советскую делегацию возглавлял народный комиссар иностранных дел Г.В. Чичерин. Основной целью созыва конференции являлось стремление великих капиталистических держав решить в свою пользу вопрос о национализированном имуществе иностранных капиталистов в России и о долгах царского и Временного правительств. Что касается Советской республики, то она была заинтересована в получении кредитов — прежде для восстановления разрушенного войной народного хозяйства.

Советской делегации был предъявлен Лондонский меморандум экспертов, предусматривавший создание Комиссии русского долга (по образцу комиссий в колониально-зависимых странах), которая имела бы возмож­ность вмешиваться во внутренние дела Советского государства. В ответ Советская делегация предъявила контрпретензии Советской России (меморандум от 20 апреля и от 11 мая) в связи с ущербом, нанесенным интервентами ее хозяйству в ходе гражданской войны (39 млрд. золотых руб.).

На Генуэзской конференции Советская делегация поставила также вопрос о всеобщем разоружении, однако участники конференции обсуждать его отказались.

Огромное значение для укрепления позиций советской делегации на конференции имело подписание двустороннего Рапалльского договора России и Германии (16 апреля 1922 г.), предусматривавшего восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков, а отказ Германии от претензий в связи с аннулированием старых долгов и национализацией иностранной собственности в России. Германия, потерпевшая поражение в 1-й мировой войне и поставленная Версальским мирным договором в положение изгоя в международных отношениях, являлась естественным союзником Советской республики. И для Германии, и для России дипломатическое и экономическое сотрудничество означало прежде всего прорыв дипломатической изоляции, в которую эти страны были поставлены международным сообществом. Одновременно заключение этого договора стало поворотным пунктом во взаимоотношениях России с западноевропейскими государствами, при том, что Германия на протяжении целого десятилетия оставалась для России главным политическим и экономическим партнером в Европе.

Гаагская конференция (26 июня (19 июля) 1922 г.) явилась продолжением Генуэзской, но на ней присутствовали не полномочные представители стран-участниц, а только эксперты. Приглашены были все страны — участницы Генуэзской конференции, кроме Германии. Обсуждались те же вопросы, что и в Генуе. Из-за непримиримой позиции США, Франции и Бельгии конференция не привела к каким-либо практическим результатам.

Вопрос о разоружении стал центральным на Московской международной конференции (2-12 декабря 1922 г.), в работе которой приняли участие пограничные страны: Россия, Польша, Финляндия, Латвия и Эстония. Советская делегация предложила план взаимного пропорционального сокращения сухопутных вооруженных сил, их уменьшение в течение 1,5-2 лет до 1/4 наличного состава (т.е. на 75%). Предлагалось также сократить военные расходы, установления одинаковой для всех договаривающихся сторон бюджетной цифры расходов на одного военнослужащего; осуществить взаимную нейтрализацию пограничной зоны и распустить все иррегулярные военные формирования.

Делегации Польши, Финляндии, Латвии и Эстонии выдвинули проект договора о ненападении и арбитраже и согласились сократить вооруженные силы на 25%. Однако 11 декабря в декларации-ультиматуме эти государства выступили против пропорционального сокращения армий, и переговоры таким образом, были сорваны.

Еще одна международная конференция начала 20-х гг., в работе которой активное участие принимала Россия —Лозаннская — состоялась 20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г.( 2-й этап начался 23 апреля 1923 г.). В конференции участвовали: Англия, Франция, Италия — в качестве «приглашающих держав»; Япония, Греция, Румыния, Югославия, Турция. От США традиционно присутствовал «наблюдатель». Советская Россия, Болгария, Албания, Бельгия, Голландия, Испания, Португалия, Норвегия и Швеция были при­влечены лишь к обсуждению отдельных вопросов (для России это был во­прос о черноморских проливах).

Центральными в работе конференции являлись проблемы Ближнего и Среднего Востока.

Программа советской делегации, которую возглавлял Г.В. Чичерин, была от­ражена в выступлении 19 декабря 1922 г.: удовлетворение национальных стремлений Турции; закрытие проливов Босфор и Дарданеллы для всех военных кораблей в мирное и военное время; полная свобода торгового мореплавания.

Английский проект, предложенный Керзоном и поддержанный Францией, Италией, США и Турцией, начавшими сепаратные переговоры, предусматривал признание права свободного прохода через проливы военных кораблей всех стран как в мирное, так и в военное время; демилитаризацию побережья проливов и передачу контроля над ними международной комиссии с участием не только черноморских держав, но и тех, которые находятся в большом отдалении от Черного моря.

На второй этап переговоров советская делегация не была допущена предлог — в повестке не стоял вопрос о проливах.

Между тем, фактически без участия России 24 июля между союзными державами и Турцией был подписан мирный договор и Конвенция о режиме проливов, в основу которой положен проект Керзона, хотя и с ограничением тоннажа военных кораблей, которые могли вводить в Черное море не морские державы.

14 августа в Риме была подписана соответствующая Лозаннская конвенция, не ратифицированная СССР как нарушающая его законные права и не гарантирующая мира и безопасности черноморским странам.

Успехи Советской внутренней и внешней политики начала 20-х гг. подготовили почву для дипломатического признания Советского государства ве­шними капиталистическими странами Европы. Несмотря на то, что ни на Генуэзской, ни на Гаагской, ни на Московской, ни на Лозаннской международных конференциях советской дипломатии не удалось достичь соглашения ни по одному из рассмотренных вопросов, в целом ее дебют на международной арене можно было признать вполне успешным — провозгласив основные принципы своей внешней политики, Советская республика не поступилась ни одним из этих принципов. Международное положение России значительно окрепло. Рапалльский договор с Германией нанес сокрушительный удар по политике изоляции Советского государства.