Тема 7. Прогнозирование развития отрасли в системе макроэкомического прогнозирования

Организация стратегического планирования и программирования на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований

Территориальные проблемы прогнозирования, планиро­вания и программирования социально-экономического раз­вития наиболее рельефно и во всей их сложности проявля­ются в рамках территории субъекта Федерации. За послед­нее время во многих областях, краях, республиках накоплен в этом отношении определенный опыт. Особый интерес представляет опыт тех регионов, где уже введено в регуляр­ную практику составление стратегических планов социаль­но-экономического развития. Именно на базе и вокруг стра­тегических планов наиболее органично реализуется весь цикл прогнозирования, планирования и программирования на соответствующей территории.

История стратегического планирования на уровне регио­нов России (применительно к рыночным условиям) насчи­тывает уже около десяти лет. Точкой отсчета можно считать Стратегический план Санкт-Петербурга, принятый 1 декаб­ря 1997 г. За этот небольшой срок стратегическое планиро­вание как новая социальная технология очень быстро рас­пространилось вширь, по городам и регионам, и в то же время стало предметом множества научных изысканий .

Процедура стратегического планирования предполагает наличие в регионе хорошо поставленной системы прогнози­рования и не допускает шаблонного подхода, поскольку ре­гионы отличаются друг от друга по:

географическим характеристикам и природным ресур­сам;

экономическим условиям, характеристикам и результа­там деятельности агентов экономической активности;

социальной организации жизнедеятельности населения;

политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.

Каждый регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему. В связи с этим очень важно в научном плане найти общие подходы и способы ре­шения схожих между собой проблем формирования устой­чивости функционирования региональных хозяйственных систем и на этой основе обеспечить повышение уровня и ка­чества жизни человека. Опыт, накопленный во Владимир­ской области, с этой точки зрения представляет в силу сво­ей системности определенный интерес. В области в 2003-2004 гг. в рамках программы «Малые города России» Института стратегического развития муниципальных обра­зований по решению администрации области на основе еди­ной методики осуществлена разработка стратегий развития 38 муниципальных образований, для чего было создано спе­циальное агентство муниципального развития.

В муниципалитетах приняты нормативно-правовые акты по разработке стратегий муниципального развития, созда­ны организационные структуры программы — координаци­онные комитеты или общественные советы, группы страте­гического планирования. Органы местного самоуправления в ходе проекта смогли не только оценить свое социаль­но-экономическое положение, выявить основные проблемы и сдерживающие развитие факторы, но и обосновать имею­щиеся точки роста, выделить наиболее значимые инвести­ционные проекты, способствующие развитию муниципаль­ного образования, наладить формы взаимодействия с мест­ным сообществом.

К разработке долгосрочной стратегии развития Влади­мирской области в администрации шли поэтапно. На пер­вом этапе разработаны стратегии и планы оздоровления финансово-хозяйственной деятельности основных бюдже­тообразующих предприятий. Затем проведен тщательный анализ стратегий муниципальных образований, отобраны их наиболее позитивные составляющие для определения реальных направлений регионального развития. На следую­щем этапе сформированы стратегии развития отраслей эко­номики и социальной сферы области. Итогом стала разра­ботка Концепции стратегии развития области до 2015 г., в которой определены стратегические цели и приоритеты со­циально-экономической политики, механизмы и ресурсы для их реализации.

В концепции стратегии, основываясь на результатах про­веденного SWOT-анализа, обозначена миссия Владимир­ской области как региона с диверсифицированной конку­рентной экономикой, высоким инновационным и трудовым потенциалом, благоприятной средой обитания, занимающе­го значимые позиции в российской системе разделения тру­да, являющегося образцом возрождения и развития русской духовности и культуры.

При этом главной целью остается повышение благосос­тояния и достижение нового качества жизни людей на ос­нове устойчивых темпов экономического развития. Преду­сматривается создание новых рабочих мест, установление достойной оплаты труда, увеличение набора и повышение качества услуг, предоставляемых жителям на территории области, повышение уровня социальной защиты тех, кто не может самостоятельно приобретать необходимые услуги.

В долгосрочной перспективе Владимирская область рас­сматривается как социально ориентированный регион, су­ществующий и развивающийся в системе рыночных отно­шений национального и глобального уровня.

Перед регионом стоит задача роста благосостояния насе­ления с выходом на уровень не ниже среднего по Централь­ному федеральному округу. Она может быть решена только за счет увеличения темпов и значительного улучшения ха­рактеристик качества экономического роста. Чтобы обеспе­чить устойчивую конкурентоспособность региона, необхо­димо превысить общенациональные темпы роста, оптими­зировать структуру экономики и перейти к инновационно­му типу развития.

Инновационный сценарий развития потребует значи­тельного увеличения деловой и социальной активности. В его рамках региональной власти предстоит более активно способствовать улучшению предпринимательского и инве­стиционного климата, а также стимулированию инициатив институтов гражданского общества. Реализация сценария инновационного развития предусматривает опору на мест­ную инициативу, разработку целевых программ, обеспечи­вающих высокую эффективность расходуемых ресурсов.

Основными программно-целевыми инструментами осу­ществления социально-экономической стратегии в регионе являются федеральные целевые, ведомственные и адресная инвестиционная программы.

Анализ привлечения инвестиционных ресурсов во Вла­димирскую область через механизм федеральных целевых программ (ФЦП) свидетельствует о том, что объем средств, направленных на их реализацию, ежегодно увеличивается. Количество выполняемых программ также растет. Если в 1996 г. выполнялись 20 программ, то в 2000-2006 гг. — по­рядка 30. За минувшие 10 лет привлечено из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников свыше 11,5 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — около 4 млрд руб., бюджета субъекта Федерации — 5,4 млрд руб.; внебюджет­ных источников — 2,15 млрд руб.

Последние 10 лет характеризуются становлением обла­стных целевых программ как эффективного инструмента финансирования социально-экономического развития ре­гиона. Это позволило сосредоточить усилия администрации области на решении приоритетных проблем улучшения здо­ровья населения, сохранения национально-культурного на­следия, реформирования ЖКХ, обеспечения жильем моло­дых семей, развития агропромышленного комплекса.

 

 

7.1. Отраслевые экономические прогнозы: сущность, объекты прогнозирования

Процесс разработки отраслевых экономических прогнозов осуществляется на двух уровнях: отраслевом; межотраслевом.

На отраслевом уровне отрасль рассматривается как совокупность входящих в нее фирм, предприятий, объединений. Назначение прогноза на этом уровне – выявление тенденций развития отрасли и использование полученных результатов при разработке прогнозов развития отрасли.

На межотраслевом уровнеотрасль рассматривается как единое целое. Основное внимание при прогнозировании на этом уровне уделяется достижению согласованности различных отраслевых прогнозов с выходом на макропрогноз развития экономики всей страны.

Определим объекты отраслевого экономического прогнозирования:

1. Объем выпуска продукции отрасли.

Для построения прогноза данного показателя исследуют тенден-

ции развития экономики всей страны и рассматриваемой отрасли. Общая формула, с опорой на которую разрабатывается прогноз, имеет следующий вид:

,

где В – объем выпуска продукции отраслью;

Э – показатель эффективности функционирования отрасли;

З – затраты на производство продукции отрасли.

Например, если Э – фондоотдача основных фондов, то З – размер основных фондов отрасли; если Э – трудоемкость продукции отрасли, то З – затраты трудовых ресурсов; если Э – материалоемкость продукции отрасли, то З – затраты материалов.

2. Потребности экономики страны в продукции (услугах) отрасли

Для выявления данных потребностей исследуют тенденции развития экономики всей страны и рассматриваемой отрасли, устанавливается степень удовлетворения спроса на продукцию отрасли.

Потребность в продукции отрасли может быть определена по следующей формуле:

, где

i – количество разновидностей продукции, выпускаемых данной отраслью;

j – количество разновидностей продукции, выпускаемых отраслью-смежником;

- среднее потребление i вида продукции данной отрасли на единицу выпуска j вида продукции отраслью-смежником;

- объем выпуска j вида продукции отраслью-смежником.

3. Потребность отрасли в ресурсах для осуществления собственного производства

При этом рассматриваются потребности в трудовых и материальных ресурсах, в основных фондах и капиталовложениях.

Потребность отрасли в ресурсах может быть определена по следующей общей формуле:

,

где i – количество разновидностей продукции, выпускаемых данной отраслью,

j – количество разновидностей материалов, потребляемых отраслью.

Рj - средний расход материала ( j ),

Вi - объем выпуска продукции ( i ), на который расходуется материал ( j )