Матрица парных сравнений
Столбцы | ||||||
Строки | Элементы анализа | А | Б | В | Г | Д |
А | +1 | –1 | +1 | +1 | ||
Б | Х | У | ||||
В | Х | |||||
Г | ||||||
Д | У |
В приведенной выше матрице парных сравнений в клетках, образуемых на пересечении столбцов и строк, проставлены символы «0», «+1», «–1»; при этом:
«0» обозначает равноценность элементов анализа;
«+1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, расположенного в строке;
«–1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, расположенного в столбце.
Таким образом, в приведенной матрице[66] элемент анализа А предпочтительнее Б, Г и Д; но элемент анализа В предпочтительнее А.
Использование матрицы парных сравнений позволяет снять, по крайней мере, одну из проблем, возникающих при применении методики парных сравнений, а именно: позволяет, если не предложить абсолютно равноценные (статусно, логически и вербально уравновешенные) пары для сравнений, то в большей мере их уравновесить, или, по крайней мере, перепроверить ответы респондента. В приведенной матрице клетки перепроверки для элементов Б и В помечены символом «Х», а для элементов Б и Д — символом «У».
Ранжирование посредством блоковых сравнений предполагает, что опрашиваемому предлагается не хаотичный, а предварительно структурированный (разбитый на блоки) перечень элементов анализа. Сравнение при использовании данной методики может осуществляться самым различным образом: блок и ряд других блоков, элемент анализа и блок и т.д. Очень близкой к данной методике ранжирования по смыслу и технике выполнения является методика типологических сравнений, при которой каждый элемент анализа относится к определенной категории (типу, классу). При этом исследователь может фиксировать и анализировать не только полученные порядковые шкалы, но и саму последовательность работы респондентов с элементами анализа, выстраивая дополнительные порядковые шкалы.
Помимо указанных видов ранжирования часто используются различные типологии на основании различения типов используемых при ранжировании шкал. По количеству измеряемых параметров различают многомерное и одномерное ранжирование. По количеству ранжируемых качеств принято различать n-шаговое (или n-элементное) ранжирование, при этом конкретно указывается количество элементов, подлежащих ранжированию (например, 20-шаговое ранжирование). В некоторых случаях на основании различения плотности ранжируемых качеств говорят о плотном и неплотном (разрыхленном) ранжировании[67].
Помимо упоминаемых выше основных видов ранжирования в социологической и психологической литературе можно встретить массу других названий. Все они представляют собой комплексные методики ранжирования, в которых различным образом сочетаются разные типы шкал, методики и техники опроса, измерения и анализа. Среди этого множества комплексных методик ранжирования особое место занимают так называемые Q-методики: Q-классификация и Q-сортировка. Q-методики основаны на применении следующего приема. Опрашиваемому предлагается список ранжируемых качеств, достаточно большой по объему. Например, Вы можете найти описания методик, предполагающих ранжирование 74 или 100 качеств[68]. Эти качества опрашиваемому предлагается распределить, разбить на несколько групп по заранее определенным правилам. Например, список из 100 ранжируемых качеств личности предлагается разбить на 9 групп или соотнести с 9 категориями (понятиями, оценками), каждой из которых приписывается определенный балл. Таким образом формируются числовые ряды, которые затем анализируются при помощи статистических и математических методик расчета, в том числе применяются многомерные статистические методы. Или, например, исследуемому предлагается список, включающий 300 профессиональных черт (характеристик), из которых он должен выбрать черты, которые у него представлены наиболее ярко (то есть отнести к 1 категории); черты, которые у него имеют место быть (2 категория); черты, которые он не в состоянии самоидентифицировать (3 категория); черты, которых у него нет (4 категория) и, наконец, черты, которых у него нет и быть не может (5 категория).
В последнем случае приведен пример Q-сортировки, точнее ее разновидности, которая имеет общее название личностное ранжирование. Личностное ранжирование отличается от другой разновидности Q-сортировки — от нормативного ранжирования — нежесткостью процедуры, при которой, например, опрашиваемому разрешается произвольно выбирать ранжируемые качества (элементы анализа) из предложенного списка. Также имеют место некоторые другие особенности: данная методика требует меньших затрат времени и допускает оценивание большого количества элементов анализа.
Впрочем, если еще точнее определить вид методики, применяемой в последнем примере, то его можно обозначить как личностное саморанжирование, так как данная методика предполагает самооценку респондентом своих собственных качеств. В полном смысле слова личностное ранжирование предполагает осуществление оценки обследуемой личности самим исследователем или экспертом (группой экспертов). Впрочем, эти две методики довольно часто применяются параллельно, дополняя друг друга.
Основные виды шкал,