Матрица парных сравнений

 

  Столбцы
Строки Элементы анализа А Б В Г Д
А +1 –1 +1 +1
Б   Х   У
В   Х    
Г        
Д   У    

 

В приведенной выше матрице парных сравнений в клетках, образуемых на пересечении столбцов и строк, проставлены символы «0», «+1», «–1»; при этом:

«0» обозначает равноценность элементов анализа;

«+1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, распо­ложенного в строке;

«–1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, распо­ложенного в столбце.

Таким образом, в приведенной матрице[66] элемент анализа А предпочтительнее Б, Г и Д; но элемент анализа В предпочтительнее А.

Использование матрицы парных сравнений позволяет снять, по крайней мере, одну из проблем, возникающих при применении методи­ки парных сравнений, а именно: позволяет, если не предложить абсо­лютно равноценные (статусно, логически и вербально уравновешен­ные) пары для сравнений, то в большей мере их уравновесить, или, по крайней мере, перепроверить ответы респондента. В приведенной мат­рице клетки перепроверки для элементов Б и В помечены симво­лом «Х», а для элементов Б и Д — символом «У».

Ранжирование посредством блоковых сравнений предполагает, что опрашиваемому предлагается не хаотичный, а предварительно структурированный (разбитый на блоки) перечень элементов анализа. Сравнение при использовании данной методики может осуществлять­ся самым различным образом: блок и ряд других блоков, элемент ана­лиза и блок и т.д. Очень близкой к данной методике ранжирования по смыслу и технике выполнения является методика типологических сравнений, при которой каждый элемент анализа относится к опреде­ленной категории (типу, классу). При этом исследователь может фик­сировать и анализировать не только полученные порядковые шкалы, но и саму последовательность работы респондентов с элементами ана­лиза, выстраивая дополнительные порядковые шкалы.

Помимо указанных видов ранжирования часто используются раз­личные типологии на основании различения типов используемых при ранжировании шкал. По количеству измеряемых параметров различают многомерное и одномерное ранжирование. По количеству ранжируемых качеств принято различать n-шаговое (или n-элементное) ранжирование, при этом конкретно указывается количество элементов, подлежащих ран­жированию (например, 20-шаговое ранжирование). В некоторых случаях на основании различения плотности ранжируемых качеств говорят о плотном и неплотном (разрыхленном) ранжировании[67].

Помимо упоминаемых выше основных видов ранжирования в социологической и психологической литературе можно встретить массу других названий. Все они представляют собой комплексные методики ранжирования, в которых различным образом сочетаются разные типы шкал, методики и техники опроса, измерения и анализа. Среди этого множества ком­плексных методик ранжирования особое место занимают так назы­ваемые Q-методики: Q-классификация и Q-сортировка. Q-методики основаны на применении следующего приема. Опрашиваемому предлагается список ранжируемых качеств, достаточно большой по объ­ему. Например, Вы можете найти описания методик, предполагающих ранжирование 74 или 100 качеств[68]. Эти качества опрашиваемому предлагается распределить, разбить на несколько групп по заранее определенным правилам. Например, список из 100 ранжируемых ка­честв личности предлагается разбить на 9 групп или соотнести с 9 ка­тегориями (понятиями, оценками), каждой из которых приписы­вается определенный балл. Таким образом формируются числовые ря­ды, которые затем анализируются при помощи статистических и ма­тематических методик расчета, в том числе применяются многомерные статистические методы. Или, например, исследуемому предлагается список, включающий 300 профессиональных черт (характеристик), из которых он должен выбрать черты, которые у него представлены наи­более ярко (то есть отнести к 1 категории); черты, которые у него имеют место быть (2 категория); черты, которые он не в состоянии са­моидентифицировать (3 категория); черты, которых у него нет (4 кате­гория) и, наконец, черты, которых у него нет и быть не может (5 кате­гория).

В последнем случае приведен пример Q-сортировки, точнее ее разновидности, которая имеет общее название личностное ранжиро­вание. Личностное ранжирование отличается от другой разновид­ности Q-сортировки — от нормативного ранжирования — нежесткостью процедуры, при которой, например, опрашиваемому разре­шается произвольно выбирать ранжируемые качества (элементы ана­лиза) из предложенного списка. Также имеют место некоторые другие особенности: данная методика требует меньших затрат времени и до­пускает оценивание большого количества элементов анализа.

Впрочем, если еще точнее определить вид методики, применяе­мой в последнем примере, то его можно обозначить как личностное саморанжирование, так как данная методика предполагает самооцен­ку респондентом своих собственных качеств. В полном смысле слова личностное ранжирование предполагает осуществление оценки обсле­дуемой личности самим исследователем или экспертом (группой экс­пертов). Впрочем, эти две методики довольно часто применяются па­раллельно, дополняя друг друга.

 

Основные виды шкал,