Регулирующие структуры в области антимонопольной этики в России.
Субъектом, осуществляющим антимонопольное регулирование в РФ, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 83 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2500 человек.
В ведении ФАС России находятсягосударственные информационные системы:
Реестр недобросовестных поставщиков
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов. Реестр находится в свободном доступе. Ведение реестра регулируется Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
Целью создания реестра является контроль за экономической концентрации на рынках товаров и услуг, который необходим для предотвращения их монополизации. Реестр находится в свободном доступе. Ведение реестра регулируется Федеральным законом "О защите конкуренции".
Главным законодательным актом в сфере антимонопольной политики РФ является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами власти. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Большая роль при регулировании процедур защиты и поддержки конкуренции принадлежит Правительству РФ и издаваемым им актам.
Федеральным законом «О защите конкуренции» введено юридическое понятие «конкуренция» — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона).
Кроме этого, закон определяет ряд основополагающих понятий антимонопольного регулирования:
Монополистической деятельностьюявляются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Монополистическая деятельность –включает недобросовестную конкуренцию.
Недобросовестной конкуренциейявляются действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности и противоречат законодательству, обычаям делового оборота и так далее, а также могут причинить или причинили убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть субъекты предпринимательства, но не могут быть ими признаны органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.
Недобросовестной конкуренцией являются:
1)паразитирование- смешение между деятельностью конкурентов в виде продажи, обмена товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
2) дискредитация конкурента и его деятельности- получение эффекта в соперничестве между конкурентами за счет дискредитации конкурента перед потребителями и предпринимателями;
3) дезорганизация деятельности конкурента- получение, использование, разглашение коммерческой и служебной тайны и охраняемой законом тайны;
4) введение покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении предлагаемых им товаров, работ, услуг относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
5) демпинг- импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости.
Также закон уточняет такие понятия как «реклама», «товар», «социальная реклама». Введено понятие «спонсор» - физическое или юридическое лицо, а не производимая продукция: таким образом, исчезнет реклама, где товар является спонсором программы. По новому закону, не допускается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления спиртных напитков. Запрещается реклама в дни национального траура. Запрещается использовать образы «людей в белых халатах» - медицинских и фармацевтических работников, врачей. Кроме того, вводится запрет на рекламу «зонтичных брендов», когда под видом одного товара рекламируется другой, ограниченный или запрещенный к рекламе товар. Устанавливаются также лимиты рекламы на телевидении. Под общие ограничения рекламы подпадают также такие виды рекламы, как телемагазины, бегущие строки, «наложение рекламного кадра». Предусматривается, что уровень звука рекламного блока не может превышать уровень звука общего вещания. Запрещается также совмещение рекламы с дорожными знаками.
Также важными для обеспечения защиты конкуренции являются следующие подзаконные нормативные правовые акты антимонопольного органа:
- приказ ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», которым актуализирован порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Такой анализ необходим для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, ведении реестра хозяйствующих субъектов. Он также проводится при решении вопросов о принудительном разделении (выделении) организаций.
- приказ ФАС России от 24 февраля 2010 года № 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства». Данным приказом утвержден административный регламент ФАС России, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
- приказ ФАС России от 17 апреля 2008 года № 129 «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными ст. 27-31 Федерального закона «О защите конкуренции». В связи с необходимостью государственного контроля за экономической концентрацией создание крупных коммерческих организаций (в том числе путем слияния, присоединения) осуществляется либо с предварительного согласия ФАС России, либо при условии обязательного уведомления ФАС России. В некоторых случаях требуется согласие ФАС России на приобретение акций, долей в уставном капитале, имущества коммерческой организации. При этом, п. 3.30 Административного регламента ФАС России установлено, что в случае представления в антимонопольный орган не всех указанных документов и сведений антимонопольный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет заявителя о том, что ходатайство (уведомление) не считается представленным с указанием непредставленных документов и сведений.
В 2009-2012 гг. в стране действовала «Программа развития конкуренции в России». Она предусматривала следующие инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования:
1. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование
2. Налоговая политика
3. Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей
4. Государственные закупки
5. Регулирование естественных монополий
6. Развитие малого и среднего предпринимательства
28 декабря 2012 г. в РФ был утвержден новый план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Основными направлениями развития конкуренции, которые предусмотрены дорожной картой, являются:
· включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;
· внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
· снижение доли государственного сектора в экономике;
· развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
· развитие конкуренции при осуществлении закупок;
· упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
· повышение уровня защиты прав потребителей.
Совершенствование антимонопольного законодательства в России должно идти по следующим направлениям.
Во-первых, необходимо продолжить начатый процесс повышения экономической обоснованности принимаемых антимонопольным органом решений. Для этого необходимо:
- изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно признаваться по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли рынка (сейчас – 50 %). К таким факторам относятся, в том числе: наличие препятствий для входа на рынок новых участников, эластичность спроса на товар, соотношение доли компании и ее конкурентов, соотношение доли компании и долей ее потребителей, экономия на масштабах производства, вертикальная интеграция, финансовые ресурсы компании и ее конкурентов;
- повысить доказательственный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, более жестко формализовать и регламентировать процедуру его проведения. Это необходимо сделать путем закрепления в федеральном законе основных поведенческих и структурных критериев для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Во-вторых, необходимо четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные и косвенно связанные с ограничением конкуренции.
К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Это правонарушения, наносящие вред конкурентной среде отдельного рынка (рынков) и которые затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную деятельность на таких рынках. За правонарушения, относящиеся к данной категории, должна быть установлена повышенная ответственность, вплоть до уголовной.
Ко второй категории правонарушений относятся нарушения, не влекущие столь общественно-опасных последствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента). Они составляют существенную часть нагрузки антимонопольного органа – больше половины всех рассматриваемых ФАС России дел.
В-третьих, следует пересмотреть подход к осуществлению контроля экономической концентрации. Необходимо сократить количество рассматриваемых антимонопольным органом сделок, не влияющих на состояние конкурентной среды. Это позволит повысить качество рассмотрения сделок, которые могут повлечь ограничение конкуренции путем возникновения или усиления доминирующего положения. Для этого необходимо отменить обязанность согласования сделок, совершаемых внутри одной группы лиц и увеличить пороговые значения стоимости активов для согласования сделок.
В-четвертых, следует уточнить ряд составов правонарушений, в том числе:
- пересмотреть перечень деяний, запрещенных per se (как таковые). Так, сейчас, безусловно запрещены «дискриминационные условия». Однако нестандартные практики договорной работы почти всегда возникают в отраслях с высокими постоянными издержками (например, именно это обусловливает наличие сложных практик расчета тарифа при осуществлении авиаперевозок) и являются эффективными для конечных потребителей. Запрет на подобного рода действия должен вводиться только после исследования роли и значения подобных торговых практик для функционирования рынка;
- уточнить критерии определения монопольно высокой и монопольно низкой цены во избежание превращения антимонопольного регулирования в ценовое;
- изменить порядок квалификации антиконкурентных соглашений и согласованных действий с учетом необходимости оценки комплекса факторов, характеризующих возможность хозяйствующих субъектов ограничивать конкуренцию на рынке посредством осуществления согласованных действий;
- расширить законодательные критерии допустимости «вертикальных соглашений».
В - пятых, необходимо проанализировать и усовершенствовать практику применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера.