Особенности макроэкономической модели развития Франции

Экономическая система Франции очень сильно напоминает немецкую. Здесь так же действует социально-ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия» (letat providence). Именно из-за высокой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют и этатистской моделью. Не случайно, что один из бывших премьер-министров страны, Эдуард Балладюр, назвал французское государство государством-планификатором (letat planificateur), подразумевая плановый характер французского этатизма, весьма существенную роль государства в экономике.

О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет во Франции 54% ВВП. Количество занятых в государственном секторе составляет 24% всего числа занятых. Крупнейшие французские ТНК - это прежде всего предприятия с государственной долей участия, такие как Elf Aquitaine* (добыча и переработка нефти), Renault (автомобилестроение), Thomson (электроника), Aerospaciale (самолеты «Аэробус» и ракеты «Ариан»).

* В настоящее время концерн Elf Aquitaine приватизирован.

Социальное рыночное хозяйство с элементами этатизма сглаживало отрицательные черты капитализма во Франции, государство стояло на защите интересов трудящихся. Сильные традиции социально-рыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали обретению французами значительных завоеваний в социальной сфере. Заработная плата в государственном секторе, в частности, превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе. Государственные служащие получили кроме высокой заработной платы высокие пенсии, различные пособия. Уровень пособий по безработице также весьма высок. Сильные профсоюзы угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания.

Однако современная экономика Франции развивается в новых условиях: глобализация мировой экономики и объединение Европы оказывают значительное влияние на национальную экономику. Для успешного глобального развития теперь необходима либерализация экономики, отмена внутреннего регулирования, а также новые технологии, которые могут служить научно-технической базой экономического роста. В основе мирового НТП в настоящее время также стоят серьезные структурные изменения в экономике, предполагающие изменение регулирующей роли государства.Франция, по сути дела, страдает от тех же самых болезней, что и Германия: экономическому развитию страны серьезно мешает система социальных гарантий, значительное различие между государственным и частным секторами, утечка умов и проблема государственных финансов. Система социальных гарантийимеет своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы. После отставки правительства генерала де Голля в 1968 г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с которыми не спешат расставаться. В частности, государственные служащие не подлежат сокращению, в 50-55 лет выходят на пенсию, уровень их пенсии превышает уровень заработной платы. Пособия по безработице также превышают средний уровень заработной платы в стране. Такими социальными гарантиями Франция гордится, но гордость омрачают процесс старения населения и растущая безработица (уровень безработицы в стране составляет порядка 12-13% экономически активного населения). Социальные гарантии финансируются в первую очередь за счет налогоплательщиков. Причем высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные налоги, но и социальные взносы предпринимателей. Так, если в США социальные взносы равняются 10,4% ВВП, в Швеции - 14,5, а в Великобритании и вовсе 6,3%, то Франция идет здесь впереди планеты всей: на социальные взносы приходится 19,3% ВВП страны. Грузом на трудящихся ложатся пенсии и пособия по безработице. Оказывается, что работающие французы содержат целую армию пенсионеров и безработных, а на некоторых предприятиях один работающий уже содержит не только себя и свою семью, но и как минимум двух пенсионеров.* Однако высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальных гарантий, свойственных государственному сектору, там практически нет.

* Так, численность персонала на французских железных дорогах (Societe National de Chemine de Per - SNCF) составляет около 190 тыс. человек. В то же время пенсионеры, ранее работавшие в SNCF, - это 350 тыс. человек. Каждый служащий-налогоплательщик, таким образом, содержит еще и двух пенсионеров.

По третьему вопросуОбщая характеристика страны. Территория Великобритании - 244 тыс. кв. км, население - 59 млн. человек. Большая часть жителей страны - 4/5 - проживает в городах, которые занимают 11% территории страны. В мировой экономике Великобритания занимает пятое место. Ее ВВП в 2009 г. составил приблизительно 1,3 трлн. долл., а на душу населения приходится почти 22 тыс. долл. ВВП.Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (так звучит полное название страны) - конституционная монархия, номинальной главой которой с 1952 г. является королева Елизавета П. Великобритания возглавляет и объединение бывших колоний и доминионов Британской империи - Содружество Наций (Commonwealf of Nations), в которое на сегодняшний день входит 50 стран, включая Канаду, Индию, Австралию, Новую Зеландию, Малайзию, Сингапур, ЮАР. Наиболее важными полезными ископаемыми, которыми располагает Великобритания, являются нефть и газ, добываемые на континентальном шельфе в Северном море. Кроме того Великобритания располагает запасами угля и известняка. Таким образом, страна располагает собственными энергоресурсами, но прочими полезными ископаемыми наделена недостаточно, их приходится импортировать. Земельные ресурсы страны, площади суши, пригодные для ведения сельского хозяйства, составляют 77% территории Великобритании.

Великобритания имеет весьма выгодное географическое положение, которое с давних времен делало страну великой морской державой. Весьма значительны и трудовые ресурсы страны, объединяющие не только квалифицированных рабочих, но и видных мыслителей и ученых. Великобритания - это родина капиталистического способа производства. Страна и в настоящее время продолжает поддерживать классические традиции капитализма, развивая свою экономику на принципах свободного предпринимательства. Экономика государства основана на частном предпринимательстве, доля частного сектора в общем объеме выпуска страны превышает 80%. Частный сектор обеспечивает свыше 3/4 всей занятости в стране. Политика правительства Великобритании обеспечивает самые благоприятные условия для развития предпринимательства.

Особенности макроэкономической модели развития Великобритании.Главной отличительной особенностью макроэкономических особенностей развития Великобритании является то, что страна развивается не на основе принципов социального рыночного хозяйства как Германия или Франция, а использует неолиберальную, англосаксонскую модель развития. Поэтому мо-дель британской экономики наиболее близка к США и очень сильно отличается от континентальных европейских стран. Основы современной неолиберальной модели развития английской экономики были заложены в 1979 г., когда в стране была осуществлена политика «тэтче-ризма», названная так по имени знаменитой «железной леди» Маргарет Тэтчер, лидера британских консерваторов и премьер-министра страны в 1979-2006 гг. «Тэтчеризм» в Великобритании точно так же как и «рейганомика» в США предполагал неоконсервативные реформы в экономике, направленные на снижение активной роли государства в экономике. Причем «тэтчеризм» начал осуществляться раньше «рейганомики», что было связано с более ранней победой на выборах консерваторов в Великобритании, чем в США. Тем не менее на М. Тэтчер и ее будущую команду реформаторов решающее значение при выборе нового курса страны оказали американские профессора, пропагандировавшие идеи неолиберализма. Экономическая политика правительства Великобритании в период нахождения у власти консерваторов включала в себя следующие программы:

Поддержка рыночного механизмаи предпринимательства, эффективности и гибкости экономической системы через:

§ политику приватизации (с 1979 по 1994 гг. программа приватизации принесла в государственный бюджет около 55,5 млрд. ф. ст., были проданы такие гиганты английской экономики как British Telecom, British Coal и многие другие);

§ дерегулирование (издержки и административные расходы государства на регулирование экономики были существенно при этом уменьшены);

§ налоговые реформы (налоговое бремя на физических и юридических лиц было значительно снижено: базовая ставка индивидуального подоходного налога стала равняться 25%, а налог на прибыль корпораций стал взиматься по ставкам 25 и 33%).

Снижение расходов правительствас 47,5% ВВП в 1982 г. до 41,6% ВВП в 1996 г., при этом государственный сектор производит в настоящее время около 8% ВВП. Для снижения расходов были проведены реформы в социальной сфере, по сути дела приведшие к отказу от принципов прежней системы, напоминавшей социальное рыночное хозяйство континентальных европейских стран. Однако при этом стимул к трудовой деятельности у населения был значительно повышен, а с иждивенческими настроениями в обществе было практически покончено.

Монетарная политика.Для борьбы с инфляцией, которая к моменту прихода М. Тэтчер к власти составляла более 13%, проводилось кредитно-денежная политика по классическим канонам монетаризма. Контролировалось количество денег в обращении, а важнейшим инструментом монетарной политики стали краткосрочные процентные ставки. За счет их достаточно высокого уровня в период всей деятельности консерваторов Великобритании удалось привлечь значительное количество иностранного капитала и сохранить большую часть национального капитала.

В целом, «тэтчеризм» осуществлялся в соответствии с концепцией экономики предложения, предполагавшей отход от кейнсианской идеи приоритета спроса в пользу поддержки предложения. Экономика предложения по-английски включала в себя:

§ отмену прямого государственного контроля;

§ стимулирование конкуренции на внутреннем рынке;

§ минимальное государственное регулирование, переход к косвенным механизмам макроэкономического контроля правительства над ситуацией в экономике;

§ селективную поддержку ряда сфер, в которых рыночные механизмы оказываются неэффективными, но данные сферы жизненно необходимы для всего национального хозяйства (атомная энергетика, некоторые виды транспорта и т.п.);

§ приватизацию, активизацию роли частного сектора в экономике.

В результате государство избавляется от прежних неэффективных и убыточных предприятий, которые становятся высокодоходными в руках частного сектора, оставляя себе либо эффективные государственные предприятия, либо жизненно важные сферы экономической активности. Новая роль государства -это косвенное регулирование экономики через монетарную и фискальную политику, обеспечение экономического роста при низком уровне инфляции и здоровых государственных финансах. Кстати, то, что Великобритания проводит свою собственную политику борьбы с инфляцией, используя неоконсерватизм, стало причиной выбытия фунта стерлингов в 2007 г. из европейского механизма валютных курсов.

Примером успешного функционирования прежде убыточных государственных компаний в руках частного сектора может служить авиакомпания British Airways. Убыточная государственная авиакомпания смогла уже через два года стать рентабельной и войти в десятку крупнейших авиакомпаний мира, перейдя в результате приватизации, под частное управление и контроль. Сейчас British Airways - авиакомпания номер один в мире, она возглавляет мощный авиаальянс Oneworld, под ее контролем находится множество английских региональных и иностранных авиакомпаний. Консерваторам и их лидеру М. Тэтчер удалось добиться значительных успехов именно в изменении философии бизнеса в стране. Через приватизацию и усиление роли сферы услуг, в которой создавались рабочие места для высвобождавшейся в промышленном секторе рабочей силы, Великобритания получила высокоэффективную структуру современной смешанной экономики. Новая корпоративная культура Великобритании предполагает лидерство частного бизнеса, отсутствие преград для его развития со стороны государства. В стране создан благоприятный экономический климат, замечательные условия для инвестирования.

Отличие английской модели экономики от немецкой или французской модели социального рыночного хозяйства, менее активная роль государства и свобода частному предпринимательству являются следствием радикальных экономических реформ М. Тэтчер. Хотя английские неоконсервативные реформы не обошлись без социальных конфликтов, самое главное, что удалось сделать М. Тэтчер - это разрушить социально-экономические основы коллективистских традиций британцев, стимулировать свободный рынок и личную ответственность предпринимателей и работников. Кстати, «железная леди» получила свое символическое прозвище именно за бескомпромиссность в борьбе за либеральные принципы, за решительные позиции по отношению к необходимости сокращения социальных программ.

Несмотря на первоначальный успех неоконсервативных программ реформирования британской экономики, в конце 1980-х гг. популярности у консерваторов несколько поубавилось. В немалой степени этому способствовало не только активное наступление правительства на систему социальных гарантий британцев, но и ситуация в экономике. В 1987 г. произошел кризис на фондовом рынке страны, что вызвало новую волну инфляции и значительное повышение уровня процентных ставок, ограничившее доступ населения и предпринимателей к кредитным ресурсам.

В 2006 г. М. Тэтчер сменил ее последователь Джон Мейджер, действовавший также в соответствии с принципами неоконсерватизма. С точки зрения процесса европейской экономической интеграции, политика правительства консерваторов отличалась особой ролью Великобритании в ЕЭС и ЕС. Тэтчер и Мейджер стремились противопоставить британскую модель экономики традиционному социальному рыночному хозяйству большинства стран-членов ЕЭС/ЕС, в связи с чем между Великобританией и континентальными европейскими странами возникали частые разногласия по вопросам единой европейской экономической политики. Строительство единого европейского дома также объективно заставляло скорректировать консервативный курс развития Великобритании.

Окончательное поражение консерваторы получили в 2009 г., когда население, устав от засилья консерваторов во власти, оказало поддержку партии лейбористов, надеясь на возвращение к социальной ориентации в макроэкономической политике правительства и рост доходов за счет перераспределительной роли государства. Однако новый премьер-министр страны Т. Блейер не стал менять прежний экономический курс М. Тэтчер и Д. Мейджера. Такие позиции Блейера и партии лейбористов объясняются в первую очередь тем, что британская модель смешанной экономики оказалась более эффективной по сравнению с большинством европейских стран. Эту модель отличают минимум государственного вмешательства в экономику и максимум частной инициативы. Великобритания идет в ногу с научно-техническим прогрессом, перестройка отраслевой структуры ее экономики вывела на первый план отрасли высоких технологий, в которых создается значительное количество высокооплачиваемых мест. Темпы роста экономики составляли в 1996-98 гг. порядка 2,5-3,5%, уровень безработицы примерно вдвое ниже, чем в Германии или Франции.

Из-за того, что экономика Великобритании находится в лучшем структурном положении, чем национальное хозяйство Франции и Германии, план Т. Блейера предполагает противостояние Великобритании политике двух вышеназванных стран, которые будут стараться использовать для укрепления своих позиций Европейский валютный союз и единую валюту евро. Великобритания продолжает занимать свою принципиальную позицию в ЕС прежде всего потому, что интеграция при гегемонии Германии и Франции с их социально-рыночным хозяйством будет означать для Великобритании отход от прежних принципов либерализма в экономике. В противном случае Великобритании придется действовать точно так же, как и в большинстве стран ЕС: увеличивать налоги и уровень государственного регулирования экономики. Поэтому неслучайно, что хотя сам Блейер в отличие от своих предшественников не имеет ничего против европейской интеграции, Великобритания не вошла в европейский ЭВС и не стала вводить евро с января 2004 г.

Британская модель экономики, благодаря усилиям консерваторов и сохранением прежних достижений лейбористами, является потенциально более сильной и конкурентоспособной, чем немецкая и французская социально-рыночные модели. В этой связи Великобритания не случайно активно борется с Германией и Францией за европейское экономическое лидерство. Современная макроэкономическая ситуация в Великобритании имеет следующие основные особенности:

§ Низкий уровень безработицы.Великобритания демонстрирует высокоэффективную модель рынка труда с довольно низким уровнем государственного регулирования на этом рынке, что обеспечивает неплохие показатели занятости. Британский рынок труда отличает значительное число рабочих мест, создаваемых в частном секторе, низкие индивидуальные подоходные налоги, стимулирующие занятость, ликвидация препятствий в мобильности рабочей силы.* В июне 2004 г. Т. Блейер провозгласил манифест, поддерживающий гибкий рынок труда и отмену государственных ассигнований на поддержку рынка труда, что должно стимулировать создание рабочих мест в частном секторе экономики, а также заставить британцев более активно предлагать свои услуги на рынке труда. Реформа «государства благоденствия» по Блейеру предполагает также создание рабочих мест для молодежи, для чего правительство готово израсходовать около 5,7 млрд. долл.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы общие закономерности развития экономики ведущих стран Западной Европы, в чем заключаются отличительные черты развития ?

2. Каковы положительные черты, социально-рыночной экономики Германии и Франции? Какие проблемы порождает социальное рыночное хозяйство? Каким образом предполагается бороться с данными проблемами?

3. В чем заключается схожесть «тэтчеризма» с «рейганомикой»? Какие основные преобразования были проведены «железной леди» М. Тэтчер в экономике Великобритании в 1979-2006 гг. ?

4. Какого экономического курса придерживаются современные лидеры Германии, Франции и Великобритании?

Литература