Эволюция и основные направления российского антимонопольного регулирования.
Япония
ЕС
США
Зарубежный опыт антимонопольного регулирования. Американская и европейская модели. Их сущность и отличительные признаки.
В странах с развитой рыночной экономикой на протяжении значительного времени существуют законодательные ограничения монополизма. Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты и специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынка.
Впервые антимонопольные законы были приняты в Канаде и США (1890 г.). Сейчас антимонопольное регулирование применяется более чем в 120 странах.
Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. Основные законы в США – закон Шермона (принят под давлением антимонополистического движения рабочих и фермеров. Объявлял незаконным всякое объединение в форме треста или в иной форме, а также всякое соглашение, направленное на ограничение торговли. Однако на практике закон не препятствовал ни деятельности старых, ни образованию новых трестов) и Клейтона (составляет ядро антитрестовой экономической политики США. 1914 г. Предусматривал ограничение деятельности трестов и создание Федеральной торговой комиссии по контролю над ними. Формально освобождал рабочие и фермерские организации от преследований, которым они подвергались по антитрестовскому закону Шермана. Однако на практике их судебное преследование на основе антитрестовского законодательства продолжалось), закон «О федеральной торговой комиссии» (в нем утверждалась Федеральная торговая комиссия США, определялись её полномочия и обязанности. Комиссия была создана для контроля и пресечения действий, нарушающих антитрестовское законодательство. Имеет двойное значение: 1) Расширил диапазон делового незаконного поведения; 2) Предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия по проведению расследований и возбуждению судебных дел) и поправка Селлера-Кефовера (В 1950г., как поправка к Акту Клейтона, в которой уточнялось понятие незаконного слияния и запрещающая фирме приобретать активы другой фирмы, если это приводит к ослаблению конкуренции. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слиянии).
Антимонопольное законодательство США разрабатывалось в условиях, когда существующая система свободной конкуренции стремилась законсервировать себя, остановив естественный процесс укрупнения капитала и делающие более эффективным функционирование экономики страны. Заслугой экономической системы США явилось не наличие в ней антимонопольного законодательства, а тот факт, что она не сдерживала объективный процесс концентрации производства и централизации капитала. Результатом чего явилось развитие в экономике США крупных и крупнейших корпораций, которые со временем превратились в ТНК. В основе всей системы антимонопольного регулирования США лежит отражение интересов покупателей, объявляя недействительным договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущей к формированию монополий. Суды стали считать монополистом любую фирму, на долю которой приходится 50% продаж определенного товара и более. За попытки монополизировать рынок руководители фирм лишались свободы на 1 г. и более, а сами фирмы – денежными штрафами по объему, в 3 раза превышающие ущерб, который был нанесен покупателю. Закон Клейтона запретил продажу товара с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию, ограничительную практику организации сбыта, переплетающиеся директоры фирм и слияния через приобретение акций конкурента. Образованная федеральная торговая комиссия предназначены для борьбы за запрещение «нечестных методов конкуренции». Последующие законы Вилера Ли (1930 г.), Кефовера продолжали эту тенденцию.
В 1982 и в 1984 г. Министерство юстиции США приняло новые правила слияния фирм. Одним из основных нововведений этих правил стало применение индекса Херфиндаля-Хиршмана, который используется для оценки степени монополизации отрасли и вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы отрасли.
q1, q2, …, qi – выраженные в процентах доли продаж фирм отрасли, определяемые как отношение объема фирмы к объему продаж отрасли.
В случае чистого монополизма, когда отрасль состоит из 1 фирмы, индекс будет равен 10 000. Для двух фирм с равными долями индекс будет равен 5 000. Для 100 фирм с долей 1% индекс равен 100.
Практически этот индекс реагирует на рыночную долю каждой фирмы отрасли. В 1982 г. в США этот индекс используется как важный показатель при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках антитрестового законодательства.
В рамках ЕС политика конкуренции определена Римским договором. Ее задача, во-первых, контролировать структурную концентрацию западноевропейских фирм, которая приводит к формированию монополий и олигополий, искажающих условия конкуренции и злоупотребляющих своим доминирующим положением; во-вторых, не допускать увеличения государственной помощи национальным компаниям с целью предоставления им каких-либо преимуществ. Конкретный характер и содержание антимонопольных законов непосредственно зависят от уровня экономического и правового развития той или иной страны. Однако можно выделить общие для всех стран ЕС цели (помимо названных): контроль над ценообразованием, связанный, в том числе, с охраной интересов и прав потребителей; оптимальное использование ресурсов; более равномерное распределение доходов между фирмами, в том числе недопущение получения сверхприбылей за счет ограничения конкуренции; снятие преград для межотраслевого перелива капиталов, защита интересов и содействие развитию малых и средних предприятий.
В подавляющем большинстве случаев антимонопольное законодательство имеет строго территориальный характер, то есть регулирует операции фирм лишь в пределах национальных рынков (регионов). Но оно может быть применено против зарубежной деятельности национальных и иностранных компаний, если это каким-то образом ограничивает или ущемляет конкуренцию на внутреннем рынке Сообщества.
Главным государственным органом, осуществляющим антимонопольную политику, является Комитет по справедливым сделкам. Комитет по справедливым сделкам – это часть конкурентной сети, представляющий собой объединения антимонопольных органов разных стран, ориентированные на реализацию отдельных проектов и действующие на основе консенсуса. Это объединение нацелено на совершенствование правоприменительной практики, а также на выработку предложений по реальной конвергенции процедурных вопросов для достижения лучших практических результатов. Антимонопольная политика в Японии реализуется в соответствии с антимонопольным законом «О запрете частных монополий и обеспечении справедливой торговли». Данный закон вводит исключения из режима хозяйствования для естественных монополий, то есть для группы отраслей, в которых по экономическим, техническим и иным условиям не может быть полноценной конкуренции. К ним относятся отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием, которое не может быть продублировано на территории страны, или отрасли, где объем спроса задан технологией (например, емкостью кабелей связи, числом частот эфира). Естественные монополии в Японии существуют в следующих отраслях: электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение и канализация, а также железнодорожный, внутренний водный, воздушный и муниципальный транспорт, складское хозяйство общего пользования, связь, радиовещание и телевидение, коммерческое складское хозяйство.
Деятельность предприятий в этих отраслях регулируется государством в соответствии со специальными отраслевыми законами, принятыми в порядке исключения из антимонопольного законодательства Японии. Отраслевые законы устанавливают в каждой отрасли свои условия доступа и свои схемы регламентации цен и условий поставок.
Для регулирования естественных монополий применяется большой набор инструментов. В него входят: лицензии на создание предприятия, обусловленные обязательством работать в строго определенном районе; разрешения на закрытие (даже временное); регламентация тарифов; контроль над капитальными вложениями; контроль над техническими параметрами работы и качеством продукции.
Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль и обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам — все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями — целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.
Основными целями антимонопольной политики России сегодня являются:
- формирование единого экономического и правового пространства,
- обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности,
- создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.