Понятие информации

Информация

В научной и учебной литературе имеется много трактовок информации, более или менее полно раскрывающие ее сущность и свойства. Слово «информация» известно всем, каждый представляет, что оно означает. Между тем, как и всякому абстрактному понятию, дать единственное и точное определение информации достаточно сложно. Это связано с тем, что информацией как явлением занимаются многие науки, в частности, философия, кибернетика (наука об управлении), генетика, теория средств массовой информации (печать, радио, телевидение), математическая теория связи, информатика и др. Например, философия рассматривает информацию как одно из основных свойств материи, базирующееся на понятии отражения. В кибернетике и общей теории систем под информацией понимаются проявляющиеся в коммуникационных процессах сведения, знания наблюдателя о системе и среде ее функционирования.

Информационные системы по своей природе являются не чисто машинными, а человеко-машинными (эргатическими) системами. Человек является активным элементом в этой системе, генератором информации. Само понятие информация имеет субъективный характер.

Информация связана с движением, с передачей знаний, сведений по каналам связи. Предполагается существование, как минимум, двух объектов (субъектов): источника (отправителя) и потребителя (получателя) информации. Передача информации от одного к другому происходит с помощью сигналов, которые, вообще говоря, могут не иметь никакой физической связи с ее смыслом: эта связь определяется соглашением. Например, на Руси удар в вечевой колокол означал, что нужно идти на площадь, но тем, кто не знал об этом порядке, данный звон не сообщал никакой информации. В данной ситуации человек знает, что могут быть две альтернативы: вечевое собрание состоится или не состоится. Принятый сигнал (звон) приводит к уменьшению неопределенности: человек знает, что событие «вече» имеет один исход – оно состоится. Однако если кому-то заранее было известно, что вече состоится тогда-то, звон колокола ничего нового не сообщил.

Рассмотрим несколько подходов к определению информации:

§ Антропоцентрический подход отождествляет информациюсо сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, то есть, как знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс.

§ Техноцентрический подход представляет информациюкак продукт взаимодействия данных и адекватных им методов обработки.

§ Закон РФ №24-ФЗ от 20.02.2003 «Об информации, информатизации и защите информации» трактует информациюкак «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

§ Статистическая теория информации (основатель К. Шеннон), предполагает вероятностный подход к этому понятию и вводит единицу измерения информации – бит. В таком понимании информация – это снятая неопределенность, результат выбора возможных альтернатив. Существенным недостатком этой математической теории информации является то, что она не затрагивает содержательную ценность информации.

§ В рамках кибернетической теории (основатель Н. Винер) «информация – это не вещество и не энергия», а это продукт научного познания, средство изучения реальной действительности, единственный и универсальный способ передачи знаний. При этом возникает объективный коммуникационный процесс «Отправитель ® Канал ® Получатель», опираясь на который можно рассматривать информацию как знания в процессе коммуникации, в процессе потребления с целью принятия решения или удовлетворения интереса.

§ Логико-семантическая теория (основатели Р. Карнап, И. Бар-Хиллел и др.), базируется на понятии логической вероятности как степени подтверждения гипотезы.

Следует отметить, что практически у всех определений имеются две общие черты:

§ информация всегда связывается с процессом движения (она передается);

§ информация проясняет ситуацию, т.е. в определенной степени снимает неопределенность.

Общим для всех теорий является наличие путей решения связанных между собой трех проблем:

· определение совокупности возможных альтернатив развития событий, процессов или явлений;

· количественная оценка вероятности этих альтернатив и их значимости для субъекта;

· введение меры семантической информации (знания, имеющего определенную меру ценности для кого-либо).

Понятие информация органически связано с понятием информационная система, поскольку по сути оно представляет собой любое сообщение, передачу одной системой сведений о том, что конкретное явление или множество явлений наступило или должно наступить.

Процесс «рождения» понятия информация можно рассмотреть по стадиям:

Явление ® Сигнал ® Данные ® Информация.

Явление происходит в первой системе и всегда объективно. Оно порождает множество сигналов-сообщений о явлении. Эти сигналы фиксируются на определенных носителях и превращаются в данные. Таким образом, данные – это зарегистрированные сигналы. Данные с помощью различных адекватных методов обработки воспринимаются второй системой. В результате в ней появляется информация о явлении, происшедшем в первой системе.

Для получателя информации (второй системы) воспринятые данные исключают либо уменьшают вероятность появления многих иных различных явлений и тем самым уменьшают или исключают неопределенность поведения получателя информационных сообщений. Таким образом, можно определить информацию как меру неопределенности, меру энтропии.

Подчеркнем еще раз, что сообщение всегда выбирается из множества существующих сообщений (как минимум из двух), т.е. информацией считается только то сообщение, которое уменьшает неопределенность поведения получателя сообщения. Информация – это отражение многообразия, присущего объектам и явлениям реального мира.

С точки зрения автоматической обработки информации ее можно определить только по отношению к конкретной информационной системе, т.е. информацию можно толковать как ответ, данный на вопрос определенной системы, от которых зависит ее последующее поведение.

В широком смысле мы будем придерживаться следующего определения.

Информация – это совокупность данных о каком-либо объекте, событии, процессе или явлении, передаваемые прямо или косвенно от источника к потребителю, в результате чего снимается или уменьшается неопределенность сложившейся ситуации.

В более узком смысле будем трактовать информацию как совокупность данных о событии и адекватных методов их обработки.

Информация может располагаться и храниться на различных носителях – естественных биологических и материально-вещественных, произведенных человеком, а передаваться по каналам (проводникам) – естественным и специально созданным. Ее ценность или полезность состоит в возможности снимать (снижать) неопределенность ситуации, события, явления, сущности.

Информация рассматривается в трех аспектах:

· синтаксический аспект связан со способом представления информации. Обычно информация от отправителя к получателю передается в виде сообщений, которые представлены знаками, символами, сигналами в зависимости от выбранного канала. Информацию, рассмотренную относительно этого аспекта, обычно называют данными.

· семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией.

· прагматический аспект отражает потребительские свойства информации; ее ценность зависит от того, насколько потребитель при ее использовании достигает поставленной цели.

Правильное восприятие информации конечным потребителем может быть затруднено из-за наличия различных помех, называемых информационным шумом. Различаются четыре разновидности шума и соответственно четыре информационных фильтра, блокирующих этот шум.

· Физический или статистический фильтр – это чисто количественное ограничение по пропускной способности канала, независимо от содержания передаваемых данных;

· Синтаксический фильтр. В последовательности знаков, хранимых на носителе или передаваемых, могут быть обнаружены участки, относительно которых отсутствует соглашение о придании им смысла. Эти участки составляют синтаксический шум, и они распознаются синтаксическим фильтром. Фильтр содержит набор решающих правил, позволяющих различать правильные (осмысленные) и неправильные (бессмысленные) последовательности знаков.

Семантический фильтр. Первый аспект семантического шума связан с отсутствием новизны в получаемом сообщении. Иначе говоря, сообщение не расширяет знаний потребителя. Второй аспект семантического шума связан с прохождением ложного сообщения через синтаксический фильтр. Допустим, что сообщение "Запас материала с кодом 141672 равен 936 тонн" дважды искажено так, что вместо цифры 7 воспринято 4 и вместо 9 воспринято 3. Первое искажение может быть зарегистрировано синтаксическим фильтром, только если материал с кодом 141642 вообще не должен храниться на предприятии, а второе искажение синтаксический фильтр не заметит. Такие искажения должен обнаруживать семантический фильтр. Он проверяет соответствие контролируемого сообщения с уже имеющейся информацией. Если на предприятии в нашем примере установлено, что запас любого материала должен превышать его месячную потребность, а для материала 141672 она составляет 720 тонн, то после исправления первой ошибки семантический фильтр обнаружит вторую ошибку. Существенные для семантического фильтра взаимосвязи устанавливаются также предметными науками, например бухгалтерским учетом, экономической статистикой и др.

Прагматический фильтр, вообще говоря, устанавливает степень ценности, полезности информации для потребителя. Элементы прагматической оценки обычно охватывают полноту информации (исчерпывающее отражение явления), ее своевременность, компактность (возможна меньшая длина сообщения), употребимость (число потенциальных потребителей) и доступность.

Рис. 1.1. Процесс передачи информации от источника к потребителю.