Международная защита прав и свобод человека

Международно-правовая регламентация прав и свобод человека

Права человека и международное право

Лекция 5.

1) Международно-правовая регламентация прав и свобод человека

2) Международная защита прав и свобод человека

3) Международно-правовые вопросы гражданства

4) Статус иностранцев

 

С принятием устава ООН в международном праве сформировалась новая отрасль международного права – право прав человека. Международное право все более ориентируется на человека на регулирование его прав и свобод и создание действенных механизмов их защиты на национальном и международном уровнях. Права человека с точки зрения международного права – это общие и одинаково понимаемые возможности, которые предоставляются каждым государству индивиду. Центральное положение в системе международного права и прав человека занимает один из основных принципов международного права – принцип уважения прав человека. Первоисточником указанной отрасли является Всеобщая Декларация прав человека, принятая на Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 г. С 1950 г. 10 декабря ежегодно отмечается как День прав человека. Во Всеобщей Декларации прав человека получил закрепление основной перечень прав и свобод человека, определено, что они должны определять содержание национального законодательства и международно-правовых документов в данной области. Другими главными источниками отрасли прав человека являются два пакта по правам человека 1966 г.: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. На основании этих пактов происходит деление прав и свобод человека: на гражданские и политические права; экономические, социальные и культурные права; коллективные права (права народов, права меньшинств национальных, этнических, религиозных и языковых, права коренных и ведущих племенной образ жизни народов). Для государств Европы большое значение имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 г., которая предусматривает такой эффективный механизм защиты прав как Европейский суд по правам человека, который рассматривает индивидуальные жалобы на нарушения прав человека, предусмотренные указанной конвенцией..

 

Главная роль в защите прав и свобод человека отводится системе ООН и Верховному комиссару ООН по правам человека. Отдельные контрольные функции выполняют ООН и ее специализированные учреждения (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.), комитеты и комиссии (например, комитеты по правам человека, против пыток, по правам ребенка и женщин и другие), Международный Суд ООН. Верховный комиссар ООН по правам человека назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 4 года (с возможностью продления еще на 4 года) из числа лиц, характеризующихся высокими моральными устоями, честностью и обладающих опытом, в тои числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур. На Верховного комиссара по правам человека возлагаются обязанности по содействию и защите всех прав человека, содействию международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека, стимулированию и координации действий в области прав человека в рамках системы ООН, оказанию помощи в разработке новых стандартов в области прав человека. Верховный комиссар также должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Защитой прав человека занимаются иные международные органы. Комитет по правам человека, образованный в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. осуществляет контроль за надлежащим соблюдением положений данной конвенции. Комитет состоит из 18 человек, избираемых на 4 года тайным голосованием из списка лиц, который ведет Генеральный секретарь ООН. Все государства-участники пакта обязаны представлять в комитет по правам человека периодические доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. В комитет также могут подаваться жалобы частных лиц. По жалобам таких лиц проводится проверка. После этого Комитет принимает решение, является сообщение приемлемым или нет. Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с предложением устранить соответствующее нарушение права. Комитет не является судебным органом и его решения именуются «соображениями». Вместе с тем, к таким соображениям Комитета государства серьёзно относятся и как правило устраняют допущенные нарушения прав человека. Действуют также: Комитет против пыток, образованный в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, образованный в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г.; Комитет по правам ребенка, образованный в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 г..

На региональном уровне особе место занимает Европейский суд по правам человека - международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы (европейская региональная международная организация), ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод,1950 г. Суд располагается во дворце прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы. Суд рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы (в т.ч. от граждан России) на нарушение государствами прав и свобод, закрепленных указанной конвенцией. Решения суда носят обязательный характер для государств Совета Европы.

 

1.3. Международно-правовые вопросы гражданства. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, которая выражается в наличии установленных законом взаимных прав и обязанностей. Гражданство может быть получено по рождению (основной способ), которое основано на: принципе «права крови», согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зависит от места рождения ребенка; принципе «права почвы», согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей; сочетании обоих принципов (смешанный принцип), согласно которому гражданство получают дети собственных граждан, родившиеся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев, родившиеся на территории страны, применяющей принцип «права почвы». Гражданство может быть приобретено в порядке натурализации: по ходатайству лица, желающего переменить свое гражданство или не имеющего какого-либо гражданства вообще; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого государства или не имеющего какого-либо гражданства вообще. Также способами приобретения гражданства являются реинтеграция, пожалование гражданства, приобретение гражданства. Реинтеграция – восстановление первоначального гражданства в упрощенном порядке. Применяется, как правило, к лицам, ранее эмигрировавшим из страны или утратившим гражданство в результате вступления в брак с иностранцем и возвращающимся в свою страну после смерти супруга или расторжения брака. Пожалование гражданства – предоставление гражданства лицу (за особые заслуги и с его согласия), являющемуся гражданином иностранного государства. Приобретение гражданства на основе международных договоров имеет место: при объединении двух или более государств в одно или при распаде крупного государства; при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам, касающимся перехода части территории от одного государства к другому, обмене отдельными участками, продажи части территории.