Тема: Введение

 

Своего величия театральное искусство Западной Европы достигло в эпоху Возрождения, или Ренессанса (французское слово renaissance – возрождение). Утвердившись в Италии на рубеже XV – XVI веков, создав здесь новую драматургию и профессиональное сценическое искусство, театр Возрождения пережил «золотой век» в Испании, а затем достиг апогея своего развития в Англии эпохи Шекспира.

Это было время разложения старой, феодальной формации и закладки основ новой, капиталистической. Формировались крупные европейские нации и национальные государства, ослабевала многовековая диктатура церкви, и побеждало жизнерадостное свободомыслие.

Переворот был совершён во всех областях общественного бытия – в экономике, политике, науке, философии, искусстве. В области театра изменения были столь существенны, что при сопоставлении мистериальных зрелищ с драмами Лопе де Вега или Шекспира можно говорить о том, что средневековый период был лишь отдалённой подготовительной стадией для развития театрального творчества, которое самоопределилось как высокое искусство только в эпоху Возрождения.

Творческий потенциал эпохи был колоссально велик: «…в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности. В Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература. Англия и Испания пережили вскоре вслед за этим классическую эпоху своей литературы» - (К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. 2-е изд., т.20 с. 345-346).

Последующий расцвет искусства обуславливается зрелостью мысли художников Возрождения, усилением реалистических начал в их творчестве.

Театральные подмостки , которые совсем недавно были местом грубых увеселений или проповеди церковных догматов, стали всенародной трибуной, откуда провозглашались новые социальные идеи, где звучали глубокие философские раздумья. На сцене демонстрировались трагические коллизии века, исследовались сложнейшие душевные процессы, и наряду с этим зрители с радостью с радостью принимали прелесть родной фольклорной поэзии.

Деятели театра Возрождения открыто ориентировались на народную аудиторию, заполнявшую партер, объявляли посетителей партера главными судьями своего искусства и считали их оценку самой разумной и справедливой.

Героем театра Возрождения была личность, наделённая чертами мощной индивидуальности. Положительный герой ренессансной драмы даже при трагическом исходе личной судьбы сохранял уверенность в конечной победе своего идеала. В этом проявляется замечательный оптимизм великих художников, источником которого была их вера в силу народа, способного превозмочь любые тяготы своего исторического пути.

Именно этой верой в человека и народ была предопределена незыбленность гуманистического идеала, сохранившегося в творениях гениев Возрождения навечно

Крупнейшие актёры мировой сцены – такие как Гаррик, Тальма, Кин, Сальвини, Росси, вплоть до наших современников Моисси, Гилгуда, Оливье, Скофилда – свои лучшие сценические творения создавали и создают, выступая в трагедиях гения Возрождения – Шекспира.

Во всех театрах мира идут трагедии Шекспира, комедии Лопе де Вега и Кальдерона. Каждый молодой актёр, вступая на сцену, таит заветную мечту сыграть роль Ромео или Гамлета, каждая молодая актриса хочет попробовать свои силы в ролях Джульетты или Лауренсии. Так неугасимые светочи Возрождения воспламеняют искры всё новых и новых талантов.