Тема: ФАРС

 

Площадный плебейский фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй половины XV века. Однако до этого он проходит долгий скрытый путь развития, будучи заключён в ткань мистериальных представлений. Само название его происходит от латинского farta («начинка»). А истоки фарса уходят неизмеримо глубже – в представления гистрионов и в карнавальные масленичные игры. Рассказы гистрионов определили в общих чертах тематику и диалоги фарса, карнавальные шествия – его действенную игровую природу и массовый характер. В мистерии фарс окреп, сформировался как сценический жанр. С самого начала в фарсе отчётливо стали различаться мотивы социальной критики (направленной не только против феодалов, но и бюргеров), которые сыграли огромную роль в формировании этого жанра. Особый тип фарсовых представлений составляли пародии на церковную службу.

В XV веке шутовские общества распространяются по всей Европе. В Париже были четыре большие организации и регулярно устраивались смотры-парады их фарсовых представлений. В этих парадах осмеивались выступления епископов, словопрения судей, въезды королей в город. В ответ на это светские и церковные власти преследовали фарсёров, изгоняли их из городов, бросали в тюрьмы.

Кроме пародий, фарсёры разыгрывали сатирические сценки – соти («дурачество»). В этом жанре выступали не бытовые персонажи, а шуты, дураки: тщеславный Дурак-солдат, Дурак-обманщик, Клерк-взяточник и т.д. в соте использовался опыт аллегорий моралите, давалась обобщённая картина действительности.

Расцвет жанра соти приходится на рубеж XV – XVI века. Сам Людовик XII порой использует народный фарсовый театр в борьбе с папой Юлием II.

Однако сатирические сценки были небезопасны не только для церковных, но и для светских властей: в них высмеивались и Богатство, и Дворянство. Это и послужило причиной запрещения соти при Франциске I.

Однако условно-маскарадный характер соти лишал этот жанр истинного полнокровия, которым отличался массовый житейски конкретный, вольнодумный, действенный фарс, ставший в XVI веке господствующим жанром. В фарсе уже есть человеческие характеры. Кроме того, в основу фарсовых сюжетов кладутся чисто бытовые истории. Содержание фарса – художественная действительность.

Осмеивая попов, дворян, чиновников, сочинители фарсов порой не минуют и крестьян. Главным героем в театре становится человек смекалистый и деятельный. ведь его проделки не только посрамляли сильных мира сего, но и утверждали преимущество ума, энергии, ловкости людей из народа. Но главной задачей фарсового театра было не это, а острая насмешка над многими сторонами феодального общества. Фарс был детищем народа, жанром прогрессивным и демократическим. Он создал живые, жизненные типы. Из этого жанра вышли полупрофессиональные актёры. И наиболее прославленным актёром средневекового театра был француз Жан де л’ Эспин, прозванный Понтале по названию парижского моста Але, у которого но устраивал свои подмостки. Слава комического таланта Понтале была столь велика, что знаменитый автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле считал его самым большим мастером смеха.

В конце XVI – начале XVII века под ударами властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсёров.

Фарс оказал огромное влияние на дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании – творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; в Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд; в Германии – Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции питали искусство Мольера. Именно фарс стал звеном между старым и новым театром.

Средневековый театр рвался из оков, но не смог преодолеть влияние церкви. Это в конечном счёте и послужило причиной его творческого бессилия, его смерти. Но если средневековый театр и не дал значительных произведений искусства, то всем ходом своего развития он показал возрастающую силу сопротивления народного, жизненного начала началу религиозному и подготовил почву, на которой произросло могучее сценическое искусство эпохи Возрождения.

 

РАЗДЕЛ III ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ