Тема: СВЕТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. АДАМ ДЕ ЛА-АЛЬ
Тема: ЛИТУРГИЧЕСКАЯ И ПОЛУЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА
Другой формой театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма.Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ и гистрионов, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Уже в IX веке театрализуется месса, вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов о рождении Иисуса Христа, о его погребении и воскресении. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма.Существовало два цикла такой драмы – рождественский, рассказывающий о рождении Христа, и пасхальный, передающий историю его воскресения.
Не желая, отказаться от услуг театра и не будучи в силах совладать с ним, церковные власти выводят литургическую драму из-под сводов храма на паперть. Нарождается полулитургическая драма(середина XII века). И тут церковный театр, формально находясь во власти духовенства, попал под влияние городской толпы. Теперь уже она диктует ему свои вкусы, заставляет давать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников, полностью перейти с латинского на родной язык, понятный городской толпе.
Библейские легенды подвергаются с течением времени поэтической обработке. Вводятся и технические новшества: устанавливается окончательно принцип симультанной декорации, когда одновременно показывается несколько мест действия; увеличивается число трюков.
Однако, несмотря на всё это, церковная драма продолжала сохранять тесную связь с церковью. Драма ставилась на паперти. На церковные средства, её репертуар составлялся духовными лицами (хотя участниками представлений, наряду со священниками были и миряне). Так, причудливо объединяя взаимоисключающие элементы, церковная драма существовала долгое время. Но жизнь человеческая, а не библейская ищет и находит себе выражение в ином театре – в светской драматургии XIII века.
Первые ростки нового реалистического направления связываются с именем трувера (северофранцузское наименование трубадуров) Адама де Ла-Аль (около 1238 – около 1287 года) из французского города Арраса. Де Ла-Аль был страстно увлечён поэзией, музыкой , театром. Он жил в Париже и в Италии (при дворе Карла Анжуйского) и получил довольно широкую известность как поэт, музыкант, драматург.
В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое начало сочеталось с сатирическим. В его произведениях были зачатки будущего театра Возрождения. Нга протяжении средних веков этот драматург не имел продолжателей. Жизнерадостность и вольная фантазия меркли под воздействием церковных строгостей и прозаической трезвости городов.
Сатирическое начало народных зрелищ и драматургии Адама де Ла-Аль нашло своё продолжение в фарсах, героями которых были то ярмарочный зазывала, то врач-шарлатан, то циничный повыдарь слепца. Однако жанр фарса достиг своего расцвета позже, в XV веке. В XIII веке комедийная струя заглушалась театром миракля, тоже имевшим своей темой жизненные события, но обращённым к религии.