Программное обеспечение для автоматизации отдельных этапов.

 

В условиях современной России одним из наиболее динамично развивающихся остается рынок информационных систем и продуктов. В основном завершен период «островковой» автоматизации предприятий и объединений, их информационные системы (ИС) становятся сложней, охватывают все больше функций, растут «вширь» благодаря современным средствам информационных коммуникаций. Вместе с тем существенно изменяются требования к ИС со стороны пользователей. Все это ведет к необходимости применения эффективных технологий их разработки.

Реализация любого проекта создания, приобретения или модернизации существующей ИС тесно связано с понятием жизненного цикла информационной системы (ЖЦ ИС). Жизненный цикл начинается с момента принятия решения о создании ИС и завершается после полного прекращения ее эксплуатации. Основными этапами ЖЦ ИС являются: анализ; проектирование; реализация; внедрение и сопровождение.

· Анализ предметной области (ПрО), подлежащей автоматизации – первый этап жизненного цикла ИС. Поскольку в основе любой автоматизированной компьютерной технологии всегда лежит предметная (ручная или частично компьютеризированная) технология, следует, прежде всего, адекватно описать последнюю. На этапе анализа ПрО выявляются требования к ИС, определяются ее основные функции.

· Проектирование предполагает не только создание контуров ИС, но и выработку предложений по улучшению существующего бизнеса компании. Следует помнить, что если автоматизировать существующий хаос, то получается не что иное, как “автоматизированный хаос”. На этом этапе создаются прототипы новой системы, реализованные в различного рода функциональных, информационных и имитационных моделях. Такой подход позволяет еще до начала создания информационной системы провести ряд важных согласований с ее заказчиком (будущим пользователем).

· Реализация связана с разработкой информационной системы, апробированной на моделях и согласованной с заказчиком. Это этап создания баз данных и основных модулей, обеспечивающих работу как отдельных исполнителей, так и целых подразделений компании.

· Внедрение - введение системы в действие. Этот этап предполагает также закупку и монтаж оборудования (если система создается, что называется «с чистого листа») или его модификацию. Этап внедрения предполагает также обучение персонала работе в условиях информационной системы.

· Сопровождение – эксплуатация системы. Предполагает внесение в информационную систему всех дополнений и изменений, которые связанны с изменением бизнеса компании.

Очевидно, что наиболее ответственными являются два первых этапа. От качества проведения этих этапов будет зависеть эффективность будущей ИС. Исследования американских ученых показали, что цена (временная и денежная) обнаружения и исправления ошибок становилась выше на более поздних стадиях проекта. Например, исправление ошибки на стадии проектирования стоит в 2 раза, на стадии внедрения – в 10 раз, а на стадии эксплуатации системы - в 100 раз дороже, чем на стадии анализа. Кроме того, ошибки анализа и проектирования обнаруживались часто не только разработчиками ИС, но и самими пользователями, что вызывало их недовольство.

Современные индустриальные подходы к анализу и проектированию информационных систем связаны с использованием методов системного анализа, прототипов и моделей, активного привлечения пользователя к процессу разработки. Для этого созданы специальные методы, технологии и программные средства, позволяющие не только выполнять начальные этапы жизненного цикла информационной системы в минимальные сроки, но и оформлять проектную документацию в форме, понятной не только узкому кругу специалистов-разработчиков, но и менеджерам – пользователям ИС.

Одной из таких технологий является SADT.