Диалоговый режим

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Большинство программных продуктов, особенно прикладного характера, ориентированных на конечного пользователя, работают в диалоговом режиме взаимодействия с пользователем таким образом, что ведется обмен сообщениями, влияющими на обработку данных.

В диалоговом режиме под воздействием пользователя осуществляются запуск функций (методов) обработки, изменение свойств объектов, производится настройка параметров выдачи информации на печать и т.п.

Системы, поддерживающие диалоговые процессы, классифицируются на:

  • системы с жестким сценарием диалога - стандартизированное представление информации обмена;
  • дескрипторные системы - формат ключевых слов сообщений;
  • тезаурусные системы - семантическая сеть дескрипторов, образующих словарь системы (аналог - гипертекстовые системы);
  • системы с языком деловой прозы - представление сообщений на языке, естественном для профессионального пользования.

Наиболее просты для реализации и распространены диалоговые системы с жестким сценарием диалога, которые предоставлены в виде:

  • меню- диалог инициируется программой; пользователю предлагается выбор альтернативы функций обработки из фиксированного перечня; предоставляемое меню может быть иерархическим и содержать вложенные подменю следующего уровня;
  • действия запрос-ответ - фиксирован перечень возможных значений, выбираемых из списка, или ответы типа Да/Нет;
  • запрос по формату - с помощью ключевых слов, фраз или путем заполнения экранной формы с регламентированным по составу и структуре набором реквизитов осуществляется подготовка сообщений.

Диалоговый процесс управляется согласно созданному сценарию, для которого определяются:

  • точки (момент, условие) начала диалога;
  • инициатор диалога - человек или программный продукт;
  • параметры и содержание диалога - сообщения, состав и структура меню, экранные формы и т.п.;
  • реакция программного продукта на завершение диалога.

Описание сценария диалога выполняют:

  • блок-схема, в которой предусмотрены блоки выдачи сообщений и обработки полученных ответов;
  • ориентированный граф, вершины которого - сообщения и выполняемые действия, дуги - связь сообщений; словесное описание;
  • специализированные объектно-ориентированные языки построения сценариев.

Для создания диалоговых процессов и интерфейса конечного пользователя наиболее подходят объектно-ориентированные инструментальные средства разработки программ.

В составе инструментальных средств СУБД содержатся построители меню, с помощью которых создается ориентированная на конечного пользователя совокупность режимом и команд в виде главного меню и вложенных подменю. Конструктор экранных форм СУБД используется для разработки форматов экранного ввода и редактирования данных базы данных и входной информации, управляющей работой программного продукта .

В ряде СУБД и электронных таблиц, текстовых редакторов существуют различные типы диалоговых окон содержащих разнообразные объекты управления:

  • тексты сообщения;
  • поля ввода информации пользователя;
  • списки возможных альтернатив для выбора;
  • кнопки и т.п.

В среде электронных таблиц и текстовых редакторов имеются возможности настройки главных меню (удаление ненужных, добавление новых режимов и команд ), создания системы подсказок с помощью встроенных средств и языков программирования.