Развитие торговли в феодальной России в XVII-XIX веках
Мануфактурное производство в феодальной России
В начале XVII веке были построены первые мануфактуры. Большая их часть принадлежала казне, царскому двору и крупному боярству. Дворцовые мануфактуры обслуживали нужды царского двора. Казенные мануфактуры создавались для производства оружия (Пушечный двор, Оружейная палата), либо для государственных потребностей (Денежный двор). В вотчинах бояр строились металлургические, кожевенные, полотняные, поташные мануфактуры. На них использовался труд крепостных крестьян и ремесленников, работавших в порядке феодальной повинности. Мануфактуры создавались также русскими и иностранными купцами. На купеческих мануфактурах использовался наемный труд. Новый этап развития производства, приближающегося к промышленности, приходится на петровскую эпоху.
Вотчинная мануфактура стада обычным явлением в XVIII веке. Часть крепостных использовалась в качестве вотчинных рабочих, подчас потомственных и слабо связанных с сельским хозяйством. Согласно данным 1766-1768 годов в России работали 504 мануфактуры, из которых половина – текстильные. На исходе столетия русская металлургия была представлена 167 действующими предприятиями, текстильная промышленность – 1082 предприятиями.
В первой половине XIX века мануфактурное производство сделало новый шаг вперед. Наиболее быстро развивались хлопчатобумажная и шелкоткацкая отрасли. Центром отечественного машиностроения стал Петербург. В 1815-1861 годах число мануфактур и промышленных предприятий возросло с 4189 до 14 148. В первой половине века продолжала существовать помещичья мануфактура, основанная на крепостном труде, однако ее развитие в отличие от предшествующего времени резко сократилось. Более быстро развивались предприятия, основанные на наемном труде.
Экономическое развитие России значительно отставало от экономического развития передовых капиталистических стран. Промышленный переворот наступил намного позднее: начавшись в 30-х годах XIX века, он завершился уже после ликвидации крепостного права в 80-х годах.
С XVII века начался новый этап в развитии внутренней торговли. Торговые связи стали приобретать национальный, всероссийский характер. Центром формирующегося рынка стала Москва. Натуральное хозяйство, характерное для феодализма, неуклонно разрушалась. В провинциальных городах вырастали крупные ярмарки. На Нижегородскую ярмарку приезжали купцы со всей России и из-за границы. Стал активно развиваться речной транспорт, была расширена сеть каналов, увеличилась длина шоссейных дорог. Важное значение имело возникновение речного пароходства. К 1850 году в России было около 100 пароходов. В 30-х годах началось железнодорожное строительство.
Выход России к Балтийскому морю увеличил объем и расширил сферу внешней торговли. Большое значение во внешней торговле приобрели порты Петербурга, Риги, Таллинна, Выборга, а после присоединения черноморского побережья – Одессы, Таганрога. Самые значительные торговые связи Россия имела с Англией и Голландией. Видное место в русском экспорте XVIII века занимали льняные ткани, парусина, железо, канаты, мачтовый лес, а в начале XIX века – зерно. В 1808 году был разрешен беспошлинный ввоз оборудования, а с 1811 году – сырья, не производимого в России. Объем внешней торговли за 30 лет увеличился в 2,5 раза.
В 1769 г. российское правительство приступило к выпуску бумажных денег – ассигнаций достоинством 25, 50, 75 и 100 руб. За годы правления Екатерины II было выпущено ассигнаций на сумму 157 млн. рублей. К 1786 году их свободный обмен на серебряные монеты прекратился. В результате произошло падение ценности бумажных денег. Все это привело к нестабильности денежного обращения, которая сохранилась до 1840-х годов. В течение долгого времени в стране существовала практика расчетов как ассигнациями, так и серебром.
Экономическое развитие феодальной России происходило в русле тех процессов, которые были характерны для других стран Европы. Более позднее вступление России в эпоху индустриального развития предопределило ее отставание от ведущих стран Европы в рассматриваемый период.
РАЗДЕЛ 2. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА