Метод и способ журналистского творчества

Список использованных источников

 

1) Симонович, С.В. Специальная информатика : учебное пособие / С.В.Симонович, Г.А.Евсеев, А.Г.Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2002. – 480 с.

2) Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ : Учубник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – 6 – е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 387с.

3) Есипов, А.С. Информатика и информационные технологии для учащихся школ и колледжей.: учебное пособие / А.С. Есипов. – СПб.: БХВ – Петербург, 2004. – 480 с.

4) Жукова, Е.Л., Бурда Е.Г. Информатика : учебное пособие / Е.Л.Жукова, Е.Г. Бурда. – М. : Наук - Пресс, 2009. – 272 с.

5) Виды профессиональной информационной деятельности человека. – Электронные текстовые данные – Режим доступа : http://infdeyatchel.narod.ru/it_profes.htm. - 27.10.2011г.

6) Информация и её аспекты. – Электронные текстовые данные – Режим доступа : http://works.tarefer.ru/30/100039/index.html. - 27.10.2011г.

7) Компьютерные сети . – Электронные текстовые данные – Режим доступа : http://school497.spb.ru/download/u/01/urok1/les1.html. - 2.10.2011г.

8) Технология поиска информации в Интернет. – Электронные текстовые данные – Режим доступа : http://www.seonews.ru/masterclasses/detail/29812.php. - 9.10.2011

 

 

- методы получения сведений;

- методы постижения сути;

- методы предъявления информации;

- методы воздействия на аудиторию.

 

Приступая к работе над темой, журналист выстраивает ИЕРАРХИЮ ЦЕЛЕЙ: какая из возможных задач главная? А если уметь выделить еще и информационную за­дачу, то можно уже и определить жанр будущего произведения. Мы ищем способ решения задач, ищем средства, т. е. решаем вопрос о методе.

СПОСОБ деятельности - та комбинация реальных составляющих деятельно­сти, благодаря которой и достигается результат.

МЕТОД - это последовательность научно обоснованных действий умствен­ного и практического характера, необходимых для решения задач того или ино­го типа.

Если не имеем понятия о научно обоснованных методах, то работает порождающая модель. Или черпаем из копилки чужого опыта.

Рассмотрим сначала методы познавательной деятельности (те, что каса­ются сбора и осмысления данных).Они связаны с методами предъявления инфор­мации, т.е. создания текста, хотя есть уже и опыт разделения - на сборщиков и обработчиков информации.

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ - наблюдение, проработка документов, беседа (опрос, общение), эксперимент. По Киму - еще и прогнозирование, и биографический метод.

МЕТОДЫ ПОСТИЖЕНИЯ СУТИ - в функции методов решения теоретических за­дач выступают знания, которыми обладает журналист. Три уровня знаний:

- базисное - философское знание, методологический уровень. (В «базисе» старшего поколения - марксистская диалектика, клерикальная пресса основывается на богословии, желтая - часто на архаических, донаучных, типа магии, астрологии...);

-знание о человеке и обществе, накопленное конкретными, чаще гуманитарными науками, использование их методов изучения действительности;

-эмпирические знания на уровне «здравого смысла» - то, что называют знанием жизни: очень полезно, но и опасно! На этом уровне ищутся «ходы» не к источнику сведений, а к проверке или доказательству своей идеи, это своего рода проверка практикой. Но без научных знаний может и подвести к ошибке.

Чем больше освоено уровней, тем шире выбор методов, меньше стандарта, больше творческой свободы. Надо научиться использовать для этого свое университетское образование!

Всю новую информацию мы включаем в систему ранее накопленных зна­ний и перерабатываем по правилам, задаваемым этими знаниями; а есть ли правила, задаваемые наукой о журналистике? Да. Это правила, по которым «работают» журналистские жанры.

Но это уже особая (следующая) тема –

МЕТОДЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, т. е. вопросы создания текста.

Эти методы рассмотрены Лазутиной как «сборка» элементарных выразительных средств, Кимом - как формирование композиционных структур, Тертычным - как методы интеллектуальных дей­ствий, алгоритмы логических операций. Практичнее рассмотреть их по Шкловскому (это будет ТЕЛА 7).

Назовем сразу и основные

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ -

-убеждение

-внушение.

Эти методы связаны уже с результатом журналистского творчества.

 

Тема 2. Процесс создания журналистского произведения.

Основные этапы познавательного процесса (на примере разработки конкретной темы)

- Ознакомление с ситуацией;

- Журналистское исследование и журналистское расследование;

- От факта к замыслу.

По Лазутиной, начальная стадия творческого акта в журналистике - это осоз­нанная целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая полу­чение достаточно надежного оперативного знания о текущей действитель­ности.

Простейшая (для заметки) – задача - установить факт, определить, наско­лько значительны связанные с ним изменения. Это - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИТУАЦИЕЙ. (Пример: «расширился ассортимент товаров для садоводов и огородников». Это актуально для начала весенних работ; так что там нового?)

Если мы готовим аналитический, проблемный материал, то наша позна­вательная деятельность будет иметь форму ЖУРНАЛИСТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

А если нужно изучить ситуацию, в которой факты скрываются, то добы­вание скрытых фактов и выявление их значения будет уже ЖУРНАЛИСТСКИМ РАС­СЛЕДОВАНИЕМ.

Рассмотрим основные этапы практической познавательной работы.

Возьмем для примера факт и тему из приведенной выше заметки: новые товары для садоводов - о чем никто еще не написал? - об инструменте!

- выявляем адрес реальной ситуации (возможный объект):

магазины, торгующие товарами для сада и огорода;

-определяем проблемы, в контексте которых значима данная ситуация, их свя­зи:

соответствует ли качество товаров - инструмента - местным усло­виям, возможностям покупателей? Доступны ли цены? Исходим из то­го, что наши садоводы - это в большинстве немолодые, не очень здоровые, небогатые люди, рассчитывающие на ручной труд.

- теперь мы можем выработать заявку на тему - приблизительно такую:

«о новизне и качестве инструмента, предлагаемого садоводам»…

- планируем и организуем практический ход работы:

посещение магазинов, опрос покупателей.

Дальше –

- сбор предварительных данных (чаще всего: метод получении информации - изучение документов, чтение).

Ищем книги по принципу новизны, актуальности, близости к теме. Оказывается, есть инструмент, заменявший пять самых известных и необходимых! Дающий возможность работать с минимумом усилий!

- определение конкретного предмета изучения:

Этот инструмент - плоскорез Фокина.

- направленное изучение объекта (методы сбора информации: интервью, наблюдение):

- спрашиваем в магазинах этот товар - продавцы либо не знают, либо «бывает, но берут плохо», но кое-где плоскорезы есть...

- спрашиваем пассажиров садовой электрички - почти никто не знает, некоторые говорят «дорогой, тяжелый», но есть и восторженные отзывы. Оказываются, в магазинах бывают поддель­ные (дорогие, тяжелые, не фокинские/плоскорезы - прекрасное изобретение просто дискредитируется!

- конкретизация замысла (по Аграновскому - полностью сложившаяся концепция);

- реализация замысла

_____________________(создание текста).

Дополнительные возможности: если позволяет время, включить в направлен­ное изучение объекта личное опробование инструмента в работе. Тогда может вырасти рядом с данной темой еще одна, не менее интересная и важ­ная: новый подход не просто к выполнению привычных операций, а новый принцип земледелия, уже завоевывающий мир!