Метод и способ журналистского творчества
Список использованных источников
1) Симонович, С.В. Специальная информатика : учебное пособие / С.В.Симонович, Г.А.Евсеев, А.Г.Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2002. – 480 с.
2) Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ : Учубник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – 6 – е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 387с.
3) Есипов, А.С. Информатика и информационные технологии для учащихся школ и колледжей.: учебное пособие / А.С. Есипов. – СПб.: БХВ – Петербург, 2004. – 480 с.
4) Жукова, Е.Л., Бурда Е.Г. Информатика : учебное пособие / Е.Л.Жукова, Е.Г. Бурда. – М. : Наук - Пресс, 2009. – 272 с.
5) Виды профессиональной информационной деятельности человека. – Электронные текстовые данные – Режим доступа : http://infdeyatchel.narod.ru/it_profes.htm. - 27.10.2011г.
6) Информация и её аспекты. – Электронные текстовые данные – Режим доступа : http://works.tarefer.ru/30/100039/index.html. - 27.10.2011г.
7) Компьютерные сети . – Электронные текстовые данные – Режим доступа : http://school497.spb.ru/download/u/01/urok1/les1.html. - 2.10.2011г.
8) Технология поиска информации в Интернет. – Электронные текстовые данные – Режим доступа : http://www.seonews.ru/masterclasses/detail/29812.php. - 9.10.2011
- методы получения сведений;
- методы постижения сути;
- методы предъявления информации;
- методы воздействия на аудиторию.
Приступая к работе над темой, журналист выстраивает ИЕРАРХИЮ ЦЕЛЕЙ: какая из возможных задач главная? А если уметь выделить еще и информационную задачу, то можно уже и определить жанр будущего произведения. Мы ищем способ решения задач, ищем средства, т. е. решаем вопрос о методе.
СПОСОБ деятельности - та комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается результат.
МЕТОД - это последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа.
Если не имеем понятия о научно обоснованных методах, то работает порождающая модель. Или черпаем из копилки чужого опыта.
Рассмотрим сначала методы познавательной деятельности (те, что касаются сбора и осмысления данных).Они связаны с методами предъявления информации, т.е. создания текста, хотя есть уже и опыт разделения - на сборщиков и обработчиков информации.
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ - наблюдение, проработка документов, беседа (опрос, общение), эксперимент. По Киму - еще и прогнозирование, и биографический метод.
МЕТОДЫ ПОСТИЖЕНИЯ СУТИ - в функции методов решения теоретических задач выступают знания, которыми обладает журналист. Три уровня знаний:
- базисное - философское знание, методологический уровень. (В «базисе» старшего поколения - марксистская диалектика, клерикальная пресса основывается на богословии, желтая - часто на архаических, донаучных, типа магии, астрологии...);
-знание о человеке и обществе, накопленное конкретными, чаще гуманитарными науками, использование их методов изучения действительности;
-эмпирические знания на уровне «здравого смысла» - то, что называют знанием жизни: очень полезно, но и опасно! На этом уровне ищутся «ходы» не к источнику сведений, а к проверке или доказательству своей идеи, это своего рода проверка практикой. Но без научных знаний может и подвести к ошибке.
Чем больше освоено уровней, тем шире выбор методов, меньше стандарта, больше творческой свободы. Надо научиться использовать для этого свое университетское образование!
Всю новую информацию мы включаем в систему ранее накопленных знаний и перерабатываем по правилам, задаваемым этими знаниями; а есть ли правила, задаваемые наукой о журналистике? Да. Это правила, по которым «работают» журналистские жанры.
Но это уже особая (следующая) тема –
МЕТОДЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, т. е. вопросы создания текста.
Эти методы рассмотрены Лазутиной как «сборка» элементарных выразительных средств, Кимом - как формирование композиционных структур, Тертычным - как методы интеллектуальных действий, алгоритмы логических операций. Практичнее рассмотреть их по Шкловскому (это будет ТЕЛА 7).
Назовем сразу и основные
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ -
-убеждение
-внушение.
Эти методы связаны уже с результатом журналистского творчества.
Тема 2. Процесс создания журналистского произведения.
Основные этапы познавательного процесса (на примере разработки конкретной темы)
- Ознакомление с ситуацией;
- Журналистское исследование и журналистское расследование;
- От факта к замыслу.
По Лазутиной, начальная стадия творческого акта в журналистике - это осознанная целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.
Простейшая (для заметки) – задача - установить факт, определить, насколько значительны связанные с ним изменения. Это - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИТУАЦИЕЙ. (Пример: «расширился ассортимент товаров для садоводов и огородников». Это актуально для начала весенних работ; так что там нового?)
Если мы готовим аналитический, проблемный материал, то наша познавательная деятельность будет иметь форму ЖУРНАЛИСТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
А если нужно изучить ситуацию, в которой факты скрываются, то добывание скрытых фактов и выявление их значения будет уже ЖУРНАЛИСТСКИМ РАССЛЕДОВАНИЕМ.
Рассмотрим основные этапы практической познавательной работы.
Возьмем для примера факт и тему из приведенной выше заметки: новые товары для садоводов - о чем никто еще не написал? - об инструменте!
- выявляем адрес реальной ситуации (возможный объект):
магазины, торгующие товарами для сада и огорода;
-определяем проблемы, в контексте которых значима данная ситуация, их связи:
соответствует ли качество товаров - инструмента - местным условиям, возможностям покупателей? Доступны ли цены? Исходим из того, что наши садоводы - это в большинстве немолодые, не очень здоровые, небогатые люди, рассчитывающие на ручной труд.
- теперь мы можем выработать заявку на тему - приблизительно такую:
«о новизне и качестве инструмента, предлагаемого садоводам»…
- планируем и организуем практический ход работы:
посещение магазинов, опрос покупателей.
Дальше –
- сбор предварительных данных (чаще всего: метод получении информации - изучение документов, чтение).
Ищем книги по принципу новизны, актуальности, близости к теме. Оказывается, есть инструмент, заменявший пять самых известных и необходимых! Дающий возможность работать с минимумом усилий!
- определение конкретного предмета изучения:
Этот инструмент - плоскорез Фокина.
- направленное изучение объекта (методы сбора информации: интервью, наблюдение):
- спрашиваем в магазинах этот товар - продавцы либо не знают, либо «бывает, но берут плохо», но кое-где плоскорезы есть...
- спрашиваем пассажиров садовой электрички - почти никто не знает, некоторые говорят «дорогой, тяжелый», но есть и восторженные отзывы. Оказываются, в магазинах бывают поддельные (дорогие, тяжелые, не фокинские/плоскорезы - прекрасное изобретение просто дискредитируется!
- конкретизация замысла (по Аграновскому - полностью сложившаяся концепция);
- реализация замысла
_____________________(создание текста).
Дополнительные возможности: если позволяет время, включить в направленное изучение объекта личное опробование инструмента в работе. Тогда может вырасти рядом с данной темой еще одна, не менее интересная и важная: новый подход не просто к выполнению привычных операций, а новый принцип земледелия, уже завоевывающий мир!