История формирования конституционализма в России

Конституционализм это такая модель справедливого устройства государства и общества, которая с развитием каждого государства ме­няется и дополняется.

Рассматривая историю России в точки зрения идей конституциона­лизма, его становление и развитие следует связывать с основными эта­пами становления и развития конституции в стране.

Следует назвать важнейшие этапы развития конституции в нашей стране:

1) Формирование конституционных институтов до октября 1917г.

2) Советский период истории конституции в России, который включает: Конституцию РСФСР 1918 г.; Конституцию РСФСР 1925 г.; Конституцию РСФСР 1937 г.; Конституцию РСФСР 1978 г.

3)Переходный период конституционной смены общественно-политического строя (1990-1993).

4)Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.

В начале XX в. Россия являлась империей с абсолютной властью монарха. Конституция в стране отсутствовала. В период Революции 1905-1907 гг. в России начался процесс принятия конституционных актов, создания первых конституционно-правовых институтов.

К первым таким конституционным актам прежде всего относятся царский Манифест от 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании госу­дарственного порядка», акты об учреждении Государственной думы, об учреждении Государственного Совета, Положение о выборах в Думу, Свод основных государственных законов. В Манифесте от 17 октября 1905 г. царь даровал подданным «незыблемые основы гражданской сво­боды на началах действительной неприкосновенности личности, свобо­ды совести, слова, собраний и союзов». Вместе с тем в этих актах закреп­лялась небольшая доля гражданских свобод, а в последующих актах они были еще более сокращены. Представительный характер Государствен­ной думы также был значительно ограничен избирательными цензами. Законодательные полномочия Государственной думы учреждались в урезанном виде. Во-первых, эти полномочия были ограничены Государ­ственным Советом, который фактически выполнял роль второй палаты российского парламента и сдерживал законодательные инициативы Думы. Половина состава Государственного Совета назначалась импера­тором. Во-вторых правами императора в законодательной области: только он имел право законодательной инициативы (утверждал законы и без его утверждения никакой закон не мог иметь силы).

Вышеназванные акты стали первыми документами конституцион­ного характера. Но в своей совокупности они не создали фундамент кон­ституции России, так как были непоследовательными, незавершенны­ми в закреплении таких институтов демократии, как ограничение абсо­лютной власти монарха, учреждение высшего представительного и законодательного органа на основе широкого представительства народа с реальными законодательными полномочиями. Таким образом, в ре­зультате этих конституционных реформ в России не была ограничена абсолютная монархия и не была принята конституция.

В процессе Февральской революции 1917 г. были приняты важные акты конституционного характера (например, «О печати», «О свободе совести», «О собраниях и союзах»), в которых устанавливались демо­кратические институты в сфере прав и свобод граждан. Важнейшим до­кументом конституционного характера Временного правительства стал акт об установлении в России республики. В период Февральской рево­люции начался этап революционных конституционных преобразований. Основным направлением этих изменений было стремление установить в России государственный строй по образу и подобию государственного устройства демократических для того времени буржуазных стран.

Советский период.

В процессе Октябрьской революции 1917 г. государственная власть от Временного правительства перешла к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 7 ноября 1917 г. принял ряд документов конститу­ционного характера, в которых нашло отражение видение нового обще­ственного и государственного строя.

В обращении «Рабочим, солдатам и крестьянам» была провозглаше­на программа переустройства России: безвозмездная передача помещи­чьих и монастырских земель крестьянским комитетам, рабочий конт­роль над производством, право наций на самоопределение. В обращении «О полноте власти Советов» устанавливалось, что вся власть на местах переходит к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В последующих актах советской власти были учреждены основные институты нового строя:

в экономической сфере - отменена частная собственность на землю; национализированы банки, крупнейшие ведущие отрасли промышленности; установлен рабочий контроль над производством;

в сфере государственного строительства введен отзыв делегат тов всех уровней, созданы новые институты управления хозяйством (Высший совет народного хозяйства), новый тип армии Рабоче-Крестьянская Красная Армия, судебная система;

в сфере национально-государственного устройства принята Декларация прав народов России, в которой провозглашалось право народов на самоопределение вплоть до отделения. В подтверждение этого принципа была признана самостоятельность и суверенность Финляндской Республики;

в сфере гражданских прав и свобод утвержден 8-часовой рабочий день, провозглашено отделение церкви от государства и школы от церкви, закреплено уничтожение сословий и гражданских чинов. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В этом документе были обобщены положения по устройству нового общества:

1. Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежит вся полнота власти в центре и на местах.

2, Российская Республика признавалась федерацией советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций. Государство стало именоваться Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).

3. В стране закреплялась экономическая основа социализма от­мена частной собственности на землю и переход всех основных средств производства в собственность государства.

Таким образом, нормативные акты первых месяцев советской влас­ти составили правовую основу модели нового строя.

10 июля 1918 г. впервые в истории России была принята ее Консти­туция, в основу которой была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила уч­реждение и политическую победу нового общества и государства.

Конституция РСФСР1918 г. решила ряд исторических задач:

1) закрепила смену общественного и государственного строя в стране, провозгласила Россию в качестве свободного социалистического общества всех трудящихся;

2) установила диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства;

3) закрепила принадлежность всей государственной власти рабочему населению страны через систему советов как форму осуществления власти трудовым народом;

4) впервые закрепила принципы федеративного устройства России;

5) закрепила всеобщее избирательное право для трудящихся и лишила политических прав представителей эксплуататорских классов;

6) установила непрямые выборы в представительные органы (советы) с явным преимуществом представительства для рабочего класса.

Наиболее важными чертами этой Конституции являются: установление диктатуры пролетариата как основном способе решения задач новой власти (открытое подавление сопротивления враждебных клас­сов и социальных групп) и классовый характер государственной власти (приоритет только классов и социальных групп, которые признаны но­вой властью в качестве творцов нового строя, в качестве «гегемона»).

Вместе с тем нельзя однозначно оценивать значение Конституции РСФСР 1918 г. Октябрьская революция 1917 г. была логическим про­должением русских революций: Революции 1905-1907 гг., Февральской революции 1917 г. В первых актах конституционного характера совет­ской власти и в Конституции РСФСР 1918 г. решались задачи не только социалистической революции и установления диктатуры пролетариа­та, но и общедемократической буржуазной революции и национально-освободительных движений. Так, уничтожение сословий и классных чинов, установление равноправия граждан, отделение церкви от государства, отмена помещичьей собственности на землю и др. относятся к вопросам общедемократической революции. Равноправие наций и на­родностей, право народов на самоопределение вплоть до отделения, де­мократические принципы устройства федерации и образования автоно­мий относятся к вопросам национально-освободительных революций.

Таким образом, в Конституции РСФСР 1918г. решались три групп исторических задач для России. Несомненно, в условиях принадлежно­сти власти большевикам курс в построении нового социального общества был взят на радикальную модель социализма с установлением диктатуры пролетариата и значительным сокращением гражданских прав и свобод для значительной части населения страны.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила очередной этап в форми­ровании новой государственности в России. Этот этап был связан с обра­зованием нового государства Союза Советских Социалистических Республик (СССР), которое образовалось на базе государств бывших ча­стей Российской империи. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Сове­тов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. В этих доку­ментах устанавливалось, что государства объединяются в Союз на осно­ве добровольности и равноправия. В состав нового государства вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Социалисти­ческая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР), включавшая Азербайджан, Армению, Грузию. В Конституции РСФСР 1925 г. закреп­лялась новая для того исторического времени модель федерации, построенная на принципах национально-территориального устройства и суве­ренных прав участников с правом свободного выхода каждой республи­ки из состава Союза. РСФСР вошла в Союз на правах равноправной союзной республики в составе СССР. Конституция РСФСР 1925 г. была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов.

Необходимо отметить основные черты Конституции РСФСР 1925 г. Так, данная конституция:

1) закрепила вхождение РСФСР в состав нового государства на правах союзной республики;

2) закрепила передачу части своих полномочий органам власти союзного государства, по предметам компетенции Союза решения союзных органов власти имели обязательную силу на всей территории РСФСР;

3) установила систему органов государственной власти, соответствующую конституционной модели соподчинения союзным органам;

4) уточнила конституционный статус автономных республик и автономных областей в составе РСФСР.

Конституция РСФСР 1937 г., причины ее принятия и основные аспекты содержания непосредственно связаны с причинами принятия и содержанием Конституции СССР 1936 г., так как РСФСР являлась составной частью СССР.

Согласно официальной версии времен разработки Конституции СССР 1936 г. причинами ее принятия были следующие обстоятельства. Во-первых, произошло подавление и вытеснение из общественной жизни

представителей эксплуататорских классов. В связи с этим произошло крепление и расширение социальной базы новой власти. Во-вторых, из экономической сферы была вытеснена частная собственность, государственная собственность стала ведущей и приоритетной формой соб­ственности. За это время были проведены коллективизация и индустри­ализация, набран значительный промышленный потенциал. В-третьих, укрепились и получили развитие различные формы национально-госу­дарственных образований в составе СССР. Таким образом, произошло укрепление основ социалистической модели общественного и государ­ственного строя. В связи с этим появилась потребность конституцион­ного закрепления этих результатов и достижений.

Конституция СССР 1936 г. была утверждена 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Советов. Союзная консти­туция:

1) закрепила укрепление и расширение социальной опоры власти. Ввела понятие политической основы общества, которую составляли Советы депутатов трудящихся. Они заменили Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов;

2) закрепила вытеснение частной собственности и приоритет социалистической собственности (в формах государственной и кооперативно-колхозной) на орудия и средства производства в экономической системе общества;

3) закрепила расширение состава союзного государства, при этом сократила права союзных республик;

4) установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения избирательных прав по классовому или социальному признакам, установила прямые выборы в Советы;

5) установила новую систему органов государственной власти: Всесоюзный съезд Советов, ЦИК СССР и Президиум ЦИК заменили Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР. Аналогичные органы были установлены в союзных республиках;

6) впервые закрепила конституционный статус компартии как руководящего ядра советского общества;

7) закрепила в отдельной главе перечень экономических, социальных, политических и личных прав граждан. По тем временам этот перечень стал самым объемным в мировой практике. На первом месте в перечне были названы социально-экономические права граждан.

Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Чрезвычай­ным Всероссийским съездом Советов 21 января 1937г. Конституция РСФСР воспроизводила структуру и содержание Конституции СССР 1936 г., однако она имела и свои особенности:

1) более подробно чем в союзной конституции определялись вопросы ведения РСФСР;

2) подробнее закреплялась компетенция высших органов государственной власти и управления республики;

3) получили большую конкретизацию положения о полномочиях высших органов государственной власти и управления автономных республик, автономных областей, было расширено конституционное регулирование местного самоуправления.

Конституция СССР 1977 г. стала очередным этапом развития конституциализма. За 40 лет после принятия Конституции СССР 1936 г, страна прошла несколько сложнейших этапов своего развития: годы жесточайших репрессий, Великая Отечественная война, послевоенный годы восстановления разрушенного хозяйства, ликвидация культа лич­ности и его последствий, создание мощной экономики, развитие социальной сферы, укрепление интеграции в национальных отношениях. !

К важнейшим причинам принятия Конституции СССР 1977 г. следует отнести следующие:

1) вопросы классовой борьбы, подавления эксплуататорских классов и социальных групп ушли в прошлое. Социальная база советской власти расширилась. В обществе остались только трудящиеся классы и социальные группы рабочие, крестьяне и интеллигенция;

2) диктатура пролетариата выполнила свою роль или изжила себя. Времена культа личности И.В. Сталина показали, каким произволом может обернуться для народа диктатура пролетариата «в исполнении вождей «;

3) экономика страны стала одной из самых мощных в мире, и эта экономика развивалась на базе полного господства социалистической собственности (государственной и кооперативно-колхозной);

4) в социальной сфере происходил рост уровня жизни населения, выравнивание условий жизни различных социальных слоев, повышение их общественной активности. В этой связи возникала потребность расширения прав и свобод граждан с целью вовлечения их потенциала в развитие страны;

5) в сфере национальных отношений произошло значительное выравнивание социально-экономического развития различных наций и народностей, получила развитие интеграция в межнациональных отношениях;

6) международные отношения требовали изменения образа государства от тоталитарного общества, «империи зла», к социалистическому государству с развитыми демократическими институтами и правами.

Принятие новой конституции было обусловлено потребностью закрепления обновленной модели социалистического обновлённой модели социалистического общества. Эта модель была представлена в виде концепции государства развитого со­циализма и закреплена в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР1978г.

Необходимо назвать характерные черты Конституции СССР 1977 г., которая:

• закрепила переход от диктатуры пролетариата к модели общенародного государства. По этой версии государство превратилось в общенародную организацию, выражающую волю всего народа, а не отдельных классов или групп населения;

• впервые закрепила формулу полновластия народа: «вся власть в СССР принадлежит народу»;

• к господствующим формам социалистической собственности отнесла собственность общественных организаций;

• учредила понятие политической системы как совокупности государственных и негосударственных организаций;

• впервые закрепила основные направления руководящей роли КПСС в политической системе общества;

• закрепила понятие новой социальной исторической общности советский народ, исходя из развития национальных отношений по пути дальнейшей интеграции народов СССР;

• расширила институты непосредственной демократии;

• расширила перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан, в ней появился раздел «государство и личность», который в структуре основного Закона занял второе место;

• расширила полномочия органов государственной власти союзных республик, уточнила предметы ведения между СССР и союзными республиками;

• закрепила возрастание роли советов как представительных органов государства: советы получили новое название - «совет народных депутатов». В этом понятии подчеркнуто, что все иные государственные органы подконтрольны и подотчетны советам, увеличен срок полномочий советов (до 5 лет верховных, до 2,5 лет местных). Конкретизирован и расширен статус народного депутата; расширены права граждан и общественных организаций по участию в выборах представительных органов;

впервые закреплен принцип законности как важнейший принцип политической системы;

впервые закреплены принципы взаимоотношений с другими стра­нами, где установлено, что Конституция учитывает не только наци­ональное право, но и международные документы. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. закрепила действительно новый этап в развитии социалистической модели общества. Этот этап, если отбросить идеологические образы (развитой социализм, общенарод­ное государство, единая общность советский народ), характеризовался объективной потребностью общества в привлечении населения к учас­тию в делах государства, расширению возможностей личности, отказом от диктаторских методов в управлении государством как неэффективных для данного исторического времени. Несомненно, что социалистическая модель испытывала воздействие западных моделей общественного развития и конституция изменяющегося социалистического общества не могла не учитывать рост общедемократических институтов (расширение прав и свобод граждан, увеличение роли представительны» органов, усиление роли права и конституции в регулировании и обеспечении общественных процессов).

Конституция СССР 1977г. закрепила образ общества социальной справедливости на новом этапе его исторического развития. И этот об! раз творила Коммунистическая партия Советского Союза. Согласно Конституции СССР (ст. 6) КПСС единственная руководящая и направляющая сила политической системы общества.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря на закрепленную монополию в политической и идеологической сферах одной политической партии, в Конституции 1977 г. получили отражение два принципиальные момента для развития будущего конституционализма. Во-первых, в раз! деле «Основы общественного строя и политики» были закреплены важнейшие принципы конституционного регулирования политической и экономической систем социальных отношений, внешней политики. Ранее эта общественные отношения были предметом регулирования партийными нормами (программами КПСС, решениями съездов и Центрального Комитета КПСС). Во-вторых, закреплялось требование строгого и точного соблюдения норм Конституции всеми органами государства, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Тем самым развивалась идея о связанности деятельности государства и общественных организаций конституционными положениями.

Конституция РСФСР 1978 г. была принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г. Эта Конституция по структуре и содержаний! соответствовала Конституции СССР. В то же время следует выделить еа особенности. В Конституции РСФСР 1978 г.:

1) подробно определена компетенция республики, в том числе ее суверенные права; включены специальные главы о статусе автономной республики в составе РСФСР и о статусе автономных областей, автономных округов;

2)более подробно закреплены полномочия высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также компетенция местных органов государственной власти.

С точки зрения оценки тенденций становления и развития реально­го конституционализма в России Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. создали конституционно-правовые предпосылки для последующей модернизации модели социализма, а в дальнейшем и радикального переустройства советского общества. Доказательством этого является изменение государственного строя, которое происходи­ло в рамках этих конституций.

Конституционные реформы 1988-1993 гг. (переходный период)

В переходном периоде истории России конца 1980-х начала 1990-х гг. можно выделить два основных этапа. Первый этап включает конституци­онные реформы по модернизации существующего строя (1988-1990), вто­рой этап конституционные изменения общественного и государствен­ного строя с целью его революционной смены (1990-1993).

Конституционные реформы 1988-1990 гг. выразились в попытках модернизации существующего государственного строя. Они проводились в рамках модели общенародного государства и развитого социализма. Предпосылками этих реформ стали серьезные проблемы, обострившие­ся в тот период в СССР: в экономике страна отстала от ведущих капита­листических государств; уровень жизни населения снизился, особенно по сравнению с уровнем жизни в западных странах; возрастающая эко­номическая и политическая активность населения сдерживалась стары­ми методами управления и идеологическими догмами; реальную власть в стране осуществляла единственная политическая сила КПСС, ли­деры которой не могли найти новых форм и способов мотивации развития социалистической модели, страна теряла управляемость из-за кос­ности старых форм политического руководства.

Конституционные реформы, начавшиеся в 1988 г., явились попыт­кой правящей власти спасти социализм в СССР. К наиболее важным из них следует отнести следующие:

1) Изменение в системе высших органов государственной власти

СССР и РСФСР. Это выразилось в том, что в Конституцию СССР и Кон­ституцию РСФСР были внесены поправки, в соответствии с которыми вместо одного высшего органа государственной власти появлялось два Съезд народных депутатов (СССР, РСФСР) и Верховный Совет (СССР, СФСР). Съезд народных депутатов определялся как высший орган го­сударственной власти и был вправе принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза или РСФСР соот­ветственно. Верховный Совет определялся как постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти. Он избирался из числа народных депутатов съезда. Данные изменения преследовали несколько целей: а) привлечь к управлению государством помимо членов КПСС наиболее активных и авторитетных граждан; б) повысить роль представительных органов в управлении страной (перенести авторитет принимаемых решений и ответственность за них с партийных органов на представительные); в) перенести ряд полномочий из Президиу­мов Верховных Советов и Совета Министров к Верховному Совету по­стоянно действующему органу представительной власти (это положение также относится к увеличению роли представительного органа).

2)Изменение избирательной системы: а) выборы становились состязательными с выдвижением нескольких кандидатов на один мандат; б) вводился запрет на совмещение депутатского мандата и должности (той, которая подотчетна данному совету); в) появилось право избрания части депутатов общественными организациями. Значение этой нормы можно оценить по следующему примеру: академик Д.С. Сахаров был избран народным депутатом Съезда народных депутатов СССР Академией наук СССР.

3)Учреждение Комитета конституционного надзора СССР (прообраз Конституционного Суда РФ).

4)Исключение из ст. 6 Конституции СССР положения о руководящей и направляющей роли КПСС. Этим было положено начало конституционному принципу многопартийности.

5) Исключение из Конституции СССР положения о приоритете государственной собственности в экономической системе общества, государство обязывалось обеспечивать равную правовую защиту всем формам собственности.

6)Введение поста Президента СССР. Предусматривались всеобщие выборы Президента, но первый Президент СССР был избран Съездом народных депутатов СССР.

Таким образом, на этом этапе конституционных реформ были сдела­ны важные шаги по модернизации государственного строя. А с учетом отмены руководящей роли партии и провозглашения приоритета госу­дарственной собственности эти изменения можно отнести к разряду ре­волюционных.

Наиболее яркий и полный этап революционных конституционных преобразований начался с момента работы первого Съезда народных депутатов РСФСР (май-июнь 1990 г.). На этомсъезде 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Ос­новное значение этого документа заключается в том, что Декларация явилась программой конституционного революционного преобразова­ния существующего строя и российской государственности. Во-первых, в Декларации было заявлено о суверенности и самостоятельности в рамках обновленного Союза ССР. Более того, устанавлива­лось верховенство законодательства РСФСР над законодательством Союза (п. 5). Согласно Декларации действие законов Союза на терри­тории РСФСР, противоречащих суверенным правам РСФСР, приоста­навливается республикой на своей территории. РСФСР взяла курс на построение нового типа отношений с Союзом ССР. Во-вторых, в Декларации были провозглашены принципы нового общественного строя: политический и идеологический плюрализм, равноправие форм соб­ственности, разделение властей, независимость и самостоятельность судебной власти, необходимость конституционного правосудия. В-тре­тьих, в Декларации была провозглашена задача модернизации нацио­нально-государственного устройства РСФСР с целью расширения прав субъектов республики.

Непосредственно текст Декларации не вошел в действующую Конституцию РСФСР, но она явилась основой для разработки поправок к Основному Закону и разработки новой конституции России.

В процессе конституционных реформ 1990-1993 гг. Съездом народ­ных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР были разработаны и приняты изменения в Конституцию РСФСР, которые относятся к разряду революционных конституционных актов:

в политической сфере: отмена руководящей и направляющей роли КПСС, исключение этого понятия из Конституции РСФСР, запрет на создание и деятельность партийных организаций по производственному принципу, закрепление принципа политического плюрализма, многопартийности;

в экономической сфере: ликвидация положений о социалистических формах собственности как основе экономической системы общества, закрепление существования различных форм собственности и их равной правовой защиты, отмена принципа обязательного государственного планирования в экономике;

в идеологической сфере: исключение из Конституции старых социалистических понятий и образов («общенародное государство», «в интересах трудящихся» и т. д.);

• в сфере государственного строительства: закреплен принцип разделения властей; учрежден пост Президента РФ как высшего должностного лица и главы исполнительной власти; введены элементы парламентаризма в виде постоянно работающего Верховного Совета 'СФСР, образован Конституционный Суд РФ как орган высшего кон­ституционного контроля; закреплены принципы независимой и са­мостоятельной судебной системы;

в сфере обеспечения прав личности: утверждена и внесена в Конституцию Декларация прав и свобод человека и гражданина, в которой отражена модель правового статуса личности, соответствующая общепринятым демократическим стандартам; принят закон о гражданстве, закрепляющий новые принципы взаимоотношений человека и государства на основе взаимных прав и обязанностей;

в сфере национально-государственного устройства: утверждена новая модель федеративных отношений. Эта модель закреплена в форме Федеративного договора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. Согласно этому Договору, который был признан составной частью конституционного законодательства, субъект ты РФ значительно повысили свой статус (например, автономные республики стали республиками России, большинство автономных областей стали республиками, края и области стали равноправными субъектами РФ) и изменились принципы взаимоотношений центра (Российской Федерации) и регионов (ее субъектов);

• учреждено местное самоуправление как негосударственная форма осуществления власти народа;

• оформлено самостоятельное и суверенное государство Российская Федерация (Россия). С распадом СССР необходимы были конституционные акты по учреждению самостоятельного государства с самостоятельной правовой системой и институтами власти. Эти изменения также следует отнести к разряду революционных.

Таким образом, в результате конституционных реформ 1990 1993 гг. был упразднен старый общественно-государственный порядок и учрежден новый строй в нашей стране, оформлена новая российская государственность. Такие масштабные революционные изменения были осуществлены посредством разработки и принятия поправок в действующую Конституцию, т. е. в рамках существующего правового поля мирным путем.

Подобные революционные изменения должны были быть отражены в новой конституции страны, соответствующей новому общественном порядку.

Разработка и принятие Конституции РФ 1993г.

Разработка проекта конституции новой России прошла несколько этапов, оказалась в самом центре острейшей политической борьбы.

Первый этап начался 16 июня 1990 г., когда Съезд народных депу­татов РСФСР образовал Конституционную комиссию в количестве 102 народных депутатов, избранных Съездом. Комиссия имела следую­щие задачи: подготовить поправки в действующую Конституцию и раз-

работать проект новой Конституции РФ. Проект новой Конституции России был готов уже в 1991 г. В течение 1992 г. и до середины 1993 г. велось активное обсуждение и доработка его текста. Проект Конститу­ции неоднократно обсуждался на Съездах народных депутатов РСФСР, на заседаниях Верховного Совета РФ. Данный проект Конституции в со­ответствии с решениями Съезда и Верховного Совета РФ планировали вынести на всенародное голосование в конце 1993 г.

Второй этап начался параллельно с первым в 1992 г. Это положение было обусловлено следующим. Среди сторонников новой демократиче­ской модели построения российского общества возникли существенные разногласия. Они касались как способов осуществления экономических реформ и их результатов, так и проекта Конституции РФ. Верховный Совет РФ оценил первые результаты экономических реформ, в том чис­ле приватизации, как неудовлетворительные. В этой связи Съезд народ­ных депутатов и Верховный Совет РФ приняли решение об ограничении полномочий Президента РФ в сфере проведения реформ и усилении пар­ламентского контроля за этим процессом. В президентской команде не хотели видеть статус Президента РФ хоть в какой-то мере ограничен­ным парламентскими формами. По мнению сторонников Президента, для радикальных реформ необходим был сверхсильный статус главы государства.

В проекте Конституции РФ, подготовленным Конституционной Комиссией, Президент был главой государства, который наделялся значительными полномочиями: законодательной инициативой, правом «вето», правом назначения высших должностных лиц государства, ста­тусом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Но в то же время парламент наделялся рядом полномочий, которые утвер­ждали его роль как ведущего органа государства: внесение изменений в Конституцию РФ, участие в назначении высших должностных лиц ис­полнительной власти, определенные контрольные полномочия в сфере исполнительной власти.

Команда Президента РФ не согласилась с данной моделью и приняла усилия по навязыванию своего варианта проекта Конституции РФ.

Указом Президента РФ от 12 мая 1993 г. «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» было образовано Конституционное совещание, которому предписывалось подготовить проект Конституции РФ. Состав этого Совещания был утвержден решением Президента РФ, ясных критериев отбора участников не существо­вало.

Таким образом, в начале 1993 г. шла параллельная работа по подготовке проекта Конституции РФ.Следует отметить, что Конституцион­ное совещание не было наделено в конституционном порядке статусом

органа по подготовке проекта конституции. Тем самым Президент РФ начал процесс выхода за рамки конституционного поля по вопросам конституционной реформы.

Конституционным совещанием был подготовлен проект Конституции РФ. Принципиальное отличие от проекта Конституционной Комис-1 сии состояло только в одном в статусе Президента РФ. В этом проекте глава государства наделялся более весомыми полномочиями, чем в проекте Конституционной Комиссии.

21 сентября 1993 г. Президент РФ Б. П. Ельцин принял Указ № 140(Я «О проведении поэтапной конституционной реформы в России». Этим! Указом:

• досрочно прекращались полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ;

• до начала работы нового парламента страны полномочия представительного органа передавались Президенту РФ;

• устанавливалось, что вся правовая система государства, в том числе Конституция РФ, действуют в той мере, в которой не противоречат указам главы государства. Президент РФ ввел в действие Положение «О федеральных органах государственной власти на переходный период», тем самым установив новую систему высших органов государственной власти. Этим же Указом было утверждено Положение о выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. В Указе было предложено Конституционному Суду РФ не собираться до начала работы Федерального Собрания РФ. Конституционный Суд РФ на своем заседании 21 сентября 1993 г. оценил этот Указ как несоответствующий Конституции РФ и признал, что он служит основанием отрешения Президента от должности.

Большинство народных депутатов РСФСР отказались выполнять требования Президента РФ. Решениями Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов РФ действия главы государства были признаны государственным переворотом, Президент России Б. Н. Ельцин был от­решен от должности.

В политическом конфликте президент Б. Н. Ельцин использовал силовые структуры государства, которые блокировали здание Верхов­ного Совета РФ. 4 октября 1993 г. Президентом РФ был отдан приказ о вооруженном штурме здания Верховного Совета. Парламент России рас­стреляли танковыми орудиями, находившиеся в здании депутаты были арестованы.

Актом расстрела здания Верховного Совета РФ закончился этап революционных реформ в форме конституционного процесса, осуществ­ляемого мирным путем. Президент России в решении политического спо­ра вышел за рамки Конституции РФ, за рамки правового поля. С целью узаконить политическую власть Б. Н. Ельцин издал указы о проведе­нии 12 декабря 1993 г. всенародного голосования по вопросу о приня­тии новой Конституции РФ и о проведении выборов в Федеральное Со­брание РФ.

Конституционное совещание доработало проект Конституции РФ, который был вынесен и принят на референдуме.

С принятием новой Конституции РФ начался новый этап конституционного развития нашей страны, который характеризуется тем, что политическая власть вновь вошла в рамки конституционного поля.

Необходимо отметить общие характерные черты содержания Конституции РФ 1993 г., которая:

1) учредила модель нового для России общественного и государственного строя, основанную на общепризнанных для нашего времени демократических ценностях (полновластие народа, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политический и идеологический плюрализм, правовое государство, демократические формы правления, верховенство закона и др.);

2) закрепила демократические основы конституционного строя в качестве незыблемых ценностей для российского общества;

3) закрепила универсальную концепцию прав и свобод человека и гражданина с признанием приоритета естественных прав человека. Установила широкий перечень основных прав и свобод граждан РФ;

4) учредила новую систему государственной власти, основанную на принципе разделения властей;

5) закрепила статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека, как арбитра в обеспечении конституционного Функционирования органов государственной власти;

6) учредила новую модель федеративных отношений в Российской
Федерации;

7) закрепила статус местного самоуправления как важнейший институт народовластия, осуществляемый населением самостоятельно в негосударственных формах;

8) установила дополнительные гарантии обеспечения стабильности Конституции РФ (усложненный порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ).

 

2.5. Понятие, сущность, принципы, функции, юридические, свойства, формы и виды конституций

Как любая конституция, российская конституция является Основным Законом и обладает таким же набором признаков, которые выделя­ют ее в системе источников права. К таким признакам следует отнести следующие.

Предмет конституционного регулирования круг общественных отношений, которые подвергаются воздействию конституционных! норм. Эти отношения имеют две отличительные черты. Первая черта -значимость общественных отношений, в которых отражены устои общества, организация государственной власти, основные принципы взаимоотношений государства и личности. Вторая черта объем регулиро­вания. Круг этих отношений охватывает все основные сферы обществен­ного и государственного развития экономическую, политическую, социальную, идеологическую, правовую, нравственную сферы.

Учредительный характер признак, определяющий, что только в конституции устанавливаются (учреждаются): ориентиры нового общественного ж государственного устройства или важные исторические этапы развитая государственного строя; новые институты власти или права.

Стабильность признак, характеризующий конституцию как Основной Закон, который олицетворяет прочность устоев существующе­го государства. Любое его изменение связано с пересмотром или переоценкой важнейших отношений в обществе, в организации меха­низма публичной власти, во всей правовой системе. Поэтому признак стабильности учитывается и дополнительно обеспечивается в полити­ко-правовой деятельности всех институтов государства и гражданского общества.

Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, усложненный порядок принятия поправок и внесения изменений в конституцию, особый порядок охраны конституции.

Вопрос о сущности конституции это вопрос о ее социально-политическом назначении в жизни общества, о том, интересы каких социальных групп отражает данный документ.

В научной литературе по данной проблеме существуют различные точки зрения. Сторонники теологической теории считают, что консти­туция устанавливает основные правила бытия государства и общества. В этих правилах отражается воля всевышнего, провидения. Конститу­ция по своей природе освящена волей творца, поэтому служит она всем людям.

Приверженцы теории общественного договора полагают, что кон­ституция является результатом договора между всеми членами обще­ства по установлению единых правил жизни в государстве и обществе. Таким образом, конституция это результат единства воли и мнений всех членов общества и потому предназначена для всех и всеми прини­мается.

Сторонники школы естественного права утверждают, что в консти­туции только тогда отражается подлинная сущность народного акта, когда в ней находит выражение многовековой опыт и традиции данного народа, нации. В противном случае конституция закрепляет волю от­дельных групп, которая не соответствует воле народа.

Сторонники марксистско-ленинской теории считают, что в консти­туции отражается соотношение сил в классовой борьбе, результат этой борьбы. В основе сущности конституции лежит идея классового обще­ства и классовой борьбы. Сущность конституции зависит от того, какой Класс победил в политической борьбе за государственную власть и за­крепил в ней свое политическое превосходство над другими классами.

Приверженцы общедемократической теории утверждают, что конституция принимается большинством народа, выражает его волю (большинства). При этом в конституции выражается не только воля того большинства, которое проголосовало за данную конституцию и волю меньшинства граждан.

Конституция РФ по способу принятия и по содержанию основных своих положений в большей мере ближе к общедемократическим стан­дартам. Она принята всенародным голосованием, большинством избирателей, от лица многонационального народа (преамбула), и народ в соответствии с ней является единственным источником власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 3).

Вместе с тем история становления Конституции РФ показывает, что и принятие Основного Закона, как правило, связано с острейшей политической и идеологической борьбой. Эта борьба не всегда является открытой и проявляется в форме больших социальных столкновений или вооруженных выступлений. Но принятие каждой конституции это обязательно борьба мнений, идей, идейно-политических и мировоззренческих позиций, за которыми так или иначе стоят интересы отдельных больших или малых социальных групп народностей. В любом случае I сущности конституции отражается элемент соотношения социальных сил в обществе по поводу обладания политической властью, близостью к ней и к ее государственному механизму.

Таким образом, по своей сущности Конституция РФ является выражением воли многонационального народа Российской Федерации, Эта, воля проявляется и обеспечивается с учетом соотношения различных сил общества по поводу наиболее полного обеспечения их политических и социальных интересов.

Функции конституции это основные направления ее воздействия на общественные отношения или различные проявления ее назначения. К функциям конституции относятся: учредительная, идеоло­гическая, юридическая и организационная.

Учредительная функция определяет, что важнейшим ее предназначением и проявлением в регулировании общественного развития является установление новых форм и институтов в экономике, политике, а также в социальной, правовой и нравственной сферах. В конституции учреждаются новые направления, новый перечень политико-правовых ценностей воздействия на социальные отношения всего общества.

Идеологическаяфункция характеризует наполнение конституционного воздействия мировоззренческими ценностями. В любой конституции

•закрепляется определенная идеологическая модель. В Конституции РФ закреплена мировоззренческая модель общедемократического обществен­ного строя. А в качестве одного из принципов этой модели выступает прин­цип идеологического многообразия. Таким образом, в Основном Законе страны закрепляется определенная система мировоззренческих ценностей, которая отрицает монополию какой-либо партийной или государственной идеологии, кроме идейных установок, закрепленных в Конституции. Толь­ко эти ценности являются общеобязательными, на них нельзя посягать или подменять партийными директивами.

Юридическая функция наиболее соответствует качеству конститу­ции как закону. Эта функция проявляется в том, что Основной Закон устанавливает новые или корректирует существующие способы право­вого регулирования национального права в целом, непосредственно осу­ществляет правовое регулирование общественных отношений. Так, Кон­ституция РФ имеет прямое действие на всей территории страны, содер­жание конституционных норм, практика их применения являются источником развития для всей системы права.

Организационная функция показывает, что конституционное воздействие обладает мощным потенциалом. Учреждение основ нового строя, отдельных институтов власти или права одновременно обязыва­ет государство и общество выстраивать, организовывать соответствую­щие институты и отношения. Так, в Конституции РФ закреплена новая модель федеративных отношений. Эта модель обусловила длительную организационную работу по перестройке всего механизма взаимоотно­шений федерального центра (Российской Федерации) и субъектов РФ в правовой, экономической, социальной сферах.

К важнейшим функциям Конституции РФ также относят экономи­ческую, нравственную, внешнеполитическую и др. Расширение переч­ня функций зависит от того, насколько широко и разнообразно Основ­ной Закон воздействует на общество. В российской конституции, напри­мер, значительное число положений отнесено к регулированию экономических отношений: принципы рыночной экономики, равная защита форм собственности, защита частной собственности и др. Таким образом, в Конституции РФ можно признать наличие экономической Функции.

Существуют понятия: принципы конституции и конституционные принципы.

Принципы конституции это основные начала, идеи, в соответ­ствии с которыми строится (разрабатывается и принимается) конститу­ция, на основании которых осуществляется все конституционное регу­лирование. Принципы конституции это начала построения модели данной конституции.

Конституционные принципыэто основные идеи, в соответствии я которыми осуществляется конституционное регулирование отдельных видов общественных отношений. Конституционные принципы содержатся в отдельных нормах конституции.

Конституция РФ построена на принципах общедемократической модели Основного Закона; принадлежность власти всему народу; раз­граничение сфер деятельности государства, общества и личности; универсальность основных прав и свобод человека и гражданина; рыночная экономика; социальное государство; система государственной власти, построенная на принципе разделения властей. Эти принципы конкретизируются в конституционных принципах: равноправие прав граждан, относительная самостоятельность уровней публичной власти, ограничение недобросовестной конкуренции, обязательность и периодичность проведения выборов и т. д.

Виды конституций. Существуют несколько основных классификаций конституций. По способу принятия конституция может быть утверждена:

• всенародным голосованием (референдумом);

• высшим представительным органом (парламентом);

• специальным органом, уполномоченным на то конституцией иле высшим представительным органом (конституционное собрание, учредительное собрание и др.);

• и дарована народу монархом (октроированная конституция). Конституция РФ утверждена всенародным голосованием, что повышает степень ее народности и легитимности с точки зрения идей конституционализма.

По форме выражения конституция может быть представлена:

• в виде единого правового документа - консолидированная конституция);

• в виде нескольких правовых документов неконсолидированная конституция (например, Конституция Швеции, Конституция Финляндии);

• в виде совокупности нескольких источников права правовых актов, судебных решений и конституционных обычаев, т. е. часть такой конституции не имеет форму писаного источника права. Такие конституции называют неписаными или комбинированными (например, Конституция Великобритании, Конституция Новой Зеландии).

Российская конституция относится к писаным конституциям в форме единого нормативного акта (т. е. является консолидированной). Имен­но эта форма, как показывает конституционная практика, является наиболее удобной формой для правоприменения. Конституция в виде единого документа обладает большей системообразующей силой, в отличие от группы разрозненных актов.

По способу внесения поправок конституции бывают гибкие и жесткие. Гибкими считаются конституции, внесение поправок в которые производится в том же порядке, что и принятие обычных законов. Жесткие это те конституции, в которые поправки вносятся в более усложненном порядке, чем в обычные законы.

Российская конституция относится к наиболее жестким конститу­циям по сложности внесения в нее изменений.

По соответствию формы и содержания выделяют конституции юридические и фактические. Содержание юридической конституции выражено в конкретном правовом документе под названием конститу­ция. Фактическая это та конституция, которая представляет собой фактические общественные отношения, сложившиеся под воздействи­ем юридической конституции.

Оценка соотношения формы и содержания конституции (юридиче­ской и фактической) обусловливает выделение реальной и фиктивной конституций. Если фактическая конституция соответствует юридиче­ской, то конституцию данного государства называют реальной, если не соответствует, то фиктивной. Бывает так, что фактическим отноше­ниям соответствует не вся конституции страны, а только ее часть. В за­висимости от того, насколько значима эта часть конституции для всего общественного развития, эту конституцию признают или реальной с учетом фиктивности отдельной части, или полностью фиктивной. На­пример, некоторые ученые признают, что все советские конституции были фиктивны. Другие считают, что в основном они были реальны, так как в них открыто (юридически) закреплялась идея классовой борьбы, приоритета отдельных классов и социальных групп, но часть этих кон­ституций явно была фиктивна. Например, нормы о правах граждан в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. были передо­выми для того времени. Но в условиях жесточайших массовых репрес­сий о реализации этих норм не могло быть и речи.

Конституцию РФ в основном рассматривают как реальную, особен­но если учитывать, что в эту конституцию заложены институты, требующие времени для решения переходных проблем нового строя. Ряд ученых рассматривают российскую конституцию как частично фиктивную (например, в связи с большими проблемами в обеспечении социального характера нашего государства). В оценке реальности Основного Закона

важную роль играет мировоззренческая и социальная позиция исследо­вателей, которая согласно принципу идеологического многообразия (ч. Ст. 13 Конституции РФ) не может быть унифицирована какими-либо государственными решениями по данному вопросу.

Юридические свойства конституции. Российская конституция обладает всеми юридическими свойствами, которые можно отнести к конституциям развитых стран.

Верховенство юридическое свойство конституции, означающее:

• строгое и точное соблюдение ее норм всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами;

• связанность действий и актов государства, гражданского общества ее положениями (в этом моменте наиболее точно выражается идея правового государства);

• следование ее идеям и положениям органами государства, институтами гражданского общества, гражданами.

В Конституции РФ свойство верховенства закреплено в ч. 2 ст. 4 и нацелено прежде всего на обеспечение суверенитета государства в целом, единства государственной власти на всей территории страны: «Кон­ституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верхо­венство на всей территории Российской Федерации».

Высшая юридическая сила юридическое свойство конституции адресованное к правовой системе государства. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) Основной Закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Феде­рации. Законы и иные нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ. Данная статья посвящена правовой системе страны и иерархии в ней источников права. Конституция РФ ставится на первое безоговорочное место среди всех источников и уровней российской системы права.

База текущего законодательства юридическое свойство конституции, отражающее ее творческий потенциал в становлении и развитии национальной системы права. Конституция устанавливает основные институты и принципы для всех отраслей права, сообразно содер­жанию ее норм осуществляется все законодательное регулирование в каждой отрасли законодательства.

Особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок одно из юридических свойств основного закона страны.

страны. Конституция РФ относится к жестким конституциям. В специ­альной главе 9 установлен один из наиболее сложных вариантов пере­смотра и внесения поправок в Конституцию (будет рассмотрен ниже).

Особый порядок охраны конституции важное юридическое свойство. Конституция закрепляет принадлежность государственной власти, источником которой является многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации (ч. 4 ст. 3). И только народу принадлежит окончательное право оценить при­своена его власть или нет. Таким образом, многонациональный народ является основным субъектом охраны Конституции РФ. Он вправе вы­разить свою волю на выборах, на референдуме, а также в иных допусти­мых федеральным законом формах и методах. В ряде конституций за­рубежных стран закрепляется право народа на вооруженное восстание в случае узурпации, неконституционного захвата власти. На страже конституционных норм находятся все органы государства, институты гражданского общества, граждане. Вместе с тем в Конституции РФ выделяются два важнейших субъекта охраны Основного Закона страны: Конституционный Суд РФ и Президент РФ. Конституционный Суд РФ -специальный орган государственной власти, созданный для обеспечения соответствия нормам конституции законов и иных нормативных актов всех органов государственной власти в России. Глава государства не является специальным органом по охране Конституции РФ. Однако Президент РФ является гарантом Конституции РФ, т. е. наделен специальным полномочием по ее охране (ст. 80).

Структура Конституции РФ и ее взаимосвязь с содержанием. В структуре конституции отражается логика построения содержания документа. Структура конституции это система группировки однород­ных по содержанию норм по определенным смысловым частям (разделам, главам, статьям). Структура тесно взаимосвязана с теми мировоззренче­скими и научными подходами, которые близки авторам (разработчикам) проекта конституции. В расположении разделов, глав, статей есть своя логика, отражен принципиальный философский или политико-правовой подход. Так, в структуре Конституции РСФСР 1937 г. глава о правах и обязанностях граждан стояла на одном из последних мест. В 1930-е гг. на первом месте были интересы укрепления государства как основного ору­дия построения социализма и защиты интересов трудящихся. Это поло­жение было очень ясно выражено в словосочетании: «Раньше думай о

Родине, а потом о себе». В Конституции РФ на первое место в модели общественного строя выдвинуты интересы личности, обеспечение ее прав и свобод, и глава о правах и свободах помещена на второе место.

Структура Конституции РФ состоит из преамбулы, двух разделов,; девяти глав и 137 статей. В структуре отражается концептуальная мо­дель нового строя и его основные институты.

В преамбуле (вводной части) отражаются задачи и важнейшие ценности построения нового общества, имеющие в большей мере полити­ческий и идейно-нравственный характер (например, «соединенные об­щей судьбой на своей земле», «чтя память предков, веру в добро и спра­ведливость»). Вместе с тем эти положения наполняются правовым содержанием и связывают логикой своих идей и задач все содержание Конституции РФ. Например, такие положения преамбулы, как возрож­дение суверенной государственности, утверждение прав и свобод чело­века и гражданина, стремление обеспечить благополучие и процветание России пронизывают все главы и нормы российской конституции.

В главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ за-' креплены все важнейшие принципы и характеристики нового общества и государства, совокупная модель нового общества, основанного на общедемократических идеях. Данная глава является необходимым клю­чом к пониманию и применению всей российской конституции: «Ника­кие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации» (п. 2 ст. 16).

В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закреплена модель нового для российской действительности отно­шения между личностью и государством. Эта модель построена на при­оритете прав личности, уважения ее достоинства. Размещение этой гла­вы на втором месте показывает, что современное государство обязано повернуться к правам личности, ее интересам. Государство для челове­ка и во имя человека.

Вопросы федеративного устройства закреплены в главе 3 «Федера­тивное устройство» Конституции РФ. Оптимальное национально-госу­дарственное устройство для России является залогом целостности и су­веренности всей страны, средством обеспечения прав наций и народно­стей, проживающих на ее территории, гарантией единства основного источника власти многонационального народа.

Выделение и последовательность расположения глав Конституции, касающихся высших органов государственной власти, отражают демократическую концепцию построения системы органов государства на ос­нове разделения властей, сдержек и противовесов. Специальные отдель­ные главы выделены для характеристики статуса Президента РФ, Фе­дерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти.

раздельность глав, характеризующих статус органов власти, показыва­ет, что они самостоятельны и независимы от других органов государ­ственной власти в рамках своих конституционных полномочий. После­довательность расположения глав говорит о том, что при прочих рав­ных Президент РФ занимает особое положение в системе разделения властей, является гарантом эффективного ее обеспечения. Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган Россий­ской Федерации имеет в силу своей представительской природы особо весомое положение в системе разделения властей.

В главе 8 «Местное самоуправление» Конституции РФ закрепляет­ся собственное место муниципального самоуправления в системе пуб­личной власти в нашей стране, отличное от государственной власти. Самостоятельная глава о местном самоуправлении также является ло­гическим выделением важнейшего элемента демократической модели современного общества института местного самоуправления.

Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения поправок. Специальная глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» Конституции РФ предусматривает три различных способа (механизма) ее изменения. Поэтому в тексте Основного Закона исполь­зуется три понятия, характеризующие эти способы: пересмотр Консти­туции; внесение поправок в Конституцию; изменения в ст. 65 Консти­туции РФ. Рассмотрим каждое их этих понятий подробнее.

Понятие «пересмотр конституции» относится только к главам 1, 2 и 9 Конституции РФ. Согласно ст. 135 положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Необходима соответству­ющая инициатива для того, чтобы процесс по пересмотру глав 1, 2 и 9 Конституции РФ начался. Субъектами этой инициативы могут быть только: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Пра­вительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее 1/5 членов Сове­та Федерации или депутатов Государственной Думы. Данная инициати­ва должна быть поддержана 3/ голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае созывает­ся Конституционное Собрание, которое наделено следующими полномо­чиями и вариантами решения вопроса о пересмотре Конституции: под­твердить неизменность Конституции РФ; разработать проект новой Кон­ституции РФ.

В случае принятия решения о разработке новой Конституции Конституционное Собрание также вправе избрать два варианта реализации своих полномочий: принять разработанный проект Конституции РФ 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания; вынести этот проект на всенародное голосование.

Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Институт Конституционного Собрания выступает специальной дополнительной гарантией обеспечения учредительного характера и верховенства российской конституции. Конституционное Собрание не является органом законодательной власти. Оно должно формироваться вне существующих органов законодательной, исполнительной и судебно властей. Это специальный учредительный институт по обеспечению конституционных ценностей в действующей Конституции, разработке принятию новой Конституции РФ на основе преемственности идей конституционализма. К сожалению, до настоящего времени не принят федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании. Таким образом, статус и порядок созыва этого органа не имеет законодательного обеспечения.

Понятие «внесение поправок» предусмотрено для глав 3-8 Конституции РФ (ст. 136 Конституции РФ). Этот способ предусматривает следующий порядок:

• внесение предложение о поправках. Они вносятся теми же субъектами что и предложения о пересмотре Конституции РФ;

• рассмотрение и принятие поправок Государственной Думой в форме специального федерального закона о поправках к Конституции РФ. Данный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

• одобрение Советом Федерации федерального закона о поправкам большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации;

• в течение 14 дней с момента принятия подписание Президентом РФ и обнародование его;

• вступление закона о поправках в силу с момента одобрения его органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации.

Порядок принятия федерального закона о поправках в Конституцию РФ осуществляется в порядке, предусмотренном для принятия феде­ральных конституционных законов. Главным отличием в этом порядке является необходимый для вступления в силу федерального закона о поправках в Конституцию РФ этап его одобрения органами законода­тельной власти субъектов РФ.

Установленный Конституцией РФ порядок внесения поправок был конкретизирован в ФЗ от 4 марта 1998 г. «О.порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Этим законом также предусмотрено, что процесс рассмотрения закона о поправках в субъектах РФ ограничен годом с момента его принятия. Если этот закон не получил одобрения 2/3 законодательных органов субъек­тов РФ, то повторное внесение предложений по данной поправке допус­кается не ранее, чем через год.

Понятие «изменение в ст. 65 Конституции РФ» характеризует один из способов изменения Основного Закона страны. В ст. 65 закрепляется поименный состав субъектов Российской Федерации, т. е. дает­ся перечень субъектов и их конституционные наименования. Поэтому в данную статью изменения вносятся двумя путями. Во-первых, как изменения к нормам, определяющим состав субъектов. Согласно п. 1 ст. 137 Конституции РФ изменения в эти нормы вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Во-вторых, как изменения к нормам, закрепляющим наименования субъектов РФ. Этот порядок в Конституции РФ не конкретизирован. Поэтому согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании части 2 ста­тьи 137 Конституции Российской Федерации» новое наименование субъекта