Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм

Проблема соотношения души и тела

Применительно к проблеме отношения души и тела монадология Лейбница оказывается способом сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить несомненный факт их согласованности. Поскольку основной вектор совершенства монад направлен от их бессознательного состояния к состоянию совершенного знания, постольку Лейбниц согласен с эмпириками в их утверждении, что чувства - исходная ступень познания. Но только исходная! Поскольку всякая душа - монада, и ее деятельность направлена лишь на самое себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного. Тем самым Лейбниц вносит некоторые изменения в декартовскую теорию врожденных идей. Последние даются нам скорее как возможность осознания, как можем мы однажды осознать то, что до сих пор было бессознательным.

Хотя в центре внимания философов XVII века оказались проблемы познания, однако гносеология в этот период еще не оторвалась от своего онтологического корня. Большинство философов XVII века были убеждены, что мышление постигает бытие и что в этом и состоит сущность мышления. Не только рационалисты, но и сторонники эмпиризма разделяли эту предпосылку; сомнение в ней возникло лишь в конце XVII века у Дж.Локка и еще позднее, в XVIII веке, Д.Юм подверг ее резкой критике.

Итак, в XVII веке философы были склонны думать, что истинное мышление это лишь мышление о бытии, и если это мышление не о бытии, стало быть, оно не истинно и ведет к заблуждениям. Иными словами, мышление определяется не субъективным устройством ума, а структурой предмета, тем, о чем мыслят. Как сказал Спиноза: «Истина открывает и саму себя, и ложь».

Мы рассмотрели, что основным вопросом, который решали философы XVII в., был вопрос о том, какая субстанция обладает подлинным бытием.

Рене Декарт признавал такое право существования сразу для двух субстанций – духовной и материальной, но при этом обе эти конечные субстанции у него зависят от единой бесконечной субстанции – Бога. Философская позиция, признающая равный онтологический статус, то есть равное право существования, за двумя субстанциями, называется дуалистической.

Бенедикт Спиноза не разделял субстанцию на материальную и духовную. Он полагал, что Бог проявляет себя в единой субстанции.

Готфрид Лейбниц признавал онтологический статус для множества самостоятельно существующих субстанций – монад. Такая философская позиция называется плюралистической. В учении Лейбница особенно ярко проявляется связь гносеологии и онтологии. Мы помним, что монады различаются по степени ясности, осознанности своих представлений, по степени своей «разумности». Человек, будучи монадой, наделенной и чувствами, и разумом, поэтому он постигает двоякого рода истины. Одни из них связаны с его чувствами, эмпирическим опытом; к ним относится большая часть наших представлений о мире. Когда мы говорим, что лед холоден, а огонь горяч, что металлы при нагревании плавятся и так далее, наши утверждения имеют характер констатаций факта, причины которого нам далеко не всегда известны с достоверностью. Такие истины Лейбниц назвал «истинами факта». С другой стороны, человеку доступны также истины другого рода – «истины разума», это знания, полученные с помощью одних лишь понятий разума, без обращения к опыту, например, закон тождества и противоречия, аксиомы математики. «Истины Разума», согласно Лейбницу, всегда имеют необходимый и всеобщий характер, тогда как «истины факта» - лишь вероятностный. Для высшей монады, обладающей абсолютным знанием, «истина факта» не существует – все ее знание предстает в форме «истин разума».