Обеспечивающая часть АИС

Классическое определение АИС

Автоматизированная информационная система управления организацией (Слайд 12: — есть взаимосвязанная совокупность данных, оборудования, программных средств, персонала, стандар­тов процедур, предназначенных для сбора, обработки, рас­пределения, хранения, выдачи (предоставления) инфор­мации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации.

Как правило, это система для поддержки принятия реше­ний и производства информационных продуктов, исполь­зующая компьютерную информационную технологию, и персонал, взаимодействующий с компьютерами и телеком­муникациями. Технология работы в компьютеризированной информаци­онной системе должна быть доступна для понимания спе­циалистом некомпьютерной области и может быть успеш­но использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

Между входными и выходными элементами в компьютеризированной ИС находится электронный продукт различных уровней — операционные системы, системы уп­равления базами данных, прикладное обеспечение и сама информация. Эта информация и программные средства и компоненты ИС, с помощью кото­рых информация собирается, обрабатывается и передает­ся, часто недоступны для использования в один и тот же момент времени. Поэтому характеристикой таких ИС является возможность смещения во вре­мени процессов обработки данных.

 

Автоматизированная информационная система (АИС) имеет обес­печивающую и функциональную части(Слайд 13). Обеспечивающая часть состоит из информационного, тех­нического, математического, программного, методическо­го, организационного и лингвистического обеспечения.

 

1.Информационное обеспечение (Слайд 14) — совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации (единой системы классификации и кодиро­вания информации, унифицированных систем документа­ции, схем информационных потоков), циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных.

 

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение включает в себя показатели, справочные данные, класси­фикаторы и кодификаторы информации, унифицированные системы документации, информацию на носителях и т.д.

 

В рамках информационного обеспечения имеются внемашинные и внутримашинныеданные.

 

Внемашинная информационная база воспринимается человеком без технических средств — наряды, акты, накладные и т.п.

Внутримашинная информационная база содержится на носителях и состоит из файлов. Она может быть создана как совокупность отдельных файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (нарядов, накладных и т.п.), или как база данных. В последнем случае файлы будут зависимыми, и структура одних файлов будет зависеть от структуры других, структуры файлов базы данных не будут соответствовать структуре управленческих документов.

В информационном обеспечении различают входные и вы­ходные документы.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.

Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования (Слайд 15):

 

· к унифицированным системам документации;

· к унифицированным формам документов различных уровней управления;

· к составу и структуре реквизитов и показателей;

· к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

 

Однако, несмотря на существование унифицированных систем документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков (Слайд 16):

 

· чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

· одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

· работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

· имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

 

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает (Слайд 17):

 

· исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

· классификацию и рациональное представление информации.

 

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии основные ее идеи можно представить в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

 

1-й этап - обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью (Слайд 18):

 

· понять специфику и структуру ее деятельности;

· построить схему информационных потоков;

· проанализировать существующую систему документооборота;

· определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

 

2-й этап - построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных. Она должна обеспечить (Слайд 19):

 

· ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

· выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

· совершенствование системы документооборота;

· наличие и использование системы классификации и кодирования;

· владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

· создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

 

2.Техническое обеспечение (Слайд 20) — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и тех­нологические процессы.

Включает в себя:

 

· технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, передачи, отображения, вывода, размноже­ния информации;

· компьютеры любых моделей (персональные компьютеры и высокопроизводительные компьютеры); компью­теры могут объединяться в вычислительные сети;

· оргтехнику и т.д.;

· устройства автоматического съема информации;

· эксплуатационные материалы и др.

 

Предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки дан­ных, технологическое оснащение оформляются докумен­тацией.

Документацию можно условно разделить на три груп­пы:

 

· общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

· специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

· нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

 

3.Математическое обеспечение (Слайд 21) — совокупность математичес­ких методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной сис­теме (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).

 

К средствам математического обеспечения относятся:

 

· средства моделирования процессов управления;

· типовые задачи управления;

· методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

 

4.Программное обеспечение (Слайд 22) — совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а так­же нормального функционирования комплекса техничес­ких средств.

 

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техничес­кая документация, в том числе: операционная система, си­стемы программирования, инструментальные средства про­граммиста, тестовые и диагностические программы, про­граммные средства телекоммуникации, защиты информа­ции, функциональное программное обеспечение (автома­тизированные рабочие места, СУБД и т.п.).

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональ­ных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании кон­кретной информационной системы. В его состав входят па­кеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функ­ционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

 

К настоящему времени сложились три основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств) (Слайд 23):

 

· централизованная - организация технического обеспечения на базе использования в ИС больших ЭВМ и вычислительных центров;

· частично децентрализованная - организация технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из ПК и большой ЭВМ для хранения комплекса БД, общих для любых функциональных подсистем;

· полностью децентрализованная - организация технического обеспечения на базе использования возможностей Центров Обработки Данных (ЦОД) и т.н. «Облаков», предоставляемых соответствующими консалтинговыми фирмами.

5.Методическое обеспечение и организационное обеспече­ние (Слайд 24) — совокупность методов, средств и документов, рег­ламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Это различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информа­ционной системы (предпроектное обследование техничес­кого задания, технико-экономического обоснования, раз­работка проектных решений, выбор автоматизируемых за­дач, типовых проектных решений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной сис­темы).

 

6.Организационное обеспечение (Слайд 25) реализует следующие функ­ции:

 

· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная систе­ма, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

· подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

· разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направ­ленных на повышение эффективности системы управ­ления.

 

Эргономические условия — документация, содержащая раз­личные эргономические требования к рабочим местам, ин­формационным моделям, условиям деятельности персона­ла, набор способов их реализаций. Цель — обеспечение высокой эффективности работы персонала.

Обучение и сертификация персонала — учебно-методичес­кая документация и набор требований к уровню подготов­ки персонала, формирование системы отбора и подготов­ки персонала.

7.Правовое обеспечение (Слайд 26) — совокупность правовых норм, рег­ламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.

 

Главной целью правового обеспечения является укрепле­ние законности.

В состав правового обеспечения входят: законы, указы, по­становления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

 

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, ре­гулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функциони­рование конкретной системы.

 

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с дого­ворными отношениями разработчика и заказчика и право­вым регулированием отклонений от договора, а также с обеспечением процесса разработки различными вида­ми ресурсов.

 

Правовое обеспечение на этапе функционирования инфор­мационной системы определяет:

 

· статус и компетен­ции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления;

· права, обязанности и ответственность персонала;

· процедуры и порядок сбора и обработки информации;

· правовые положения отдельных видов процесса управления;

· порядок приобретения и использования средств вычислительной техни­ки и других технических устройств;

· порядок создания и внедре­ния математического и программного обеспечения;

· порядок создания и использования информации и др.

 

8.Лингвистическое обеспечение (Слайд 27) — совокупность языков об­щения (языковых средств) персонала информационной си­стемы и пользователей с программным, техническим и ин­формационным обеспечением, а также совокупность тер­минов, используемых в информационной системе.

 

Лингвистическое обеспечение включает в себя:

,

· информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;

· языки управления и манипулирования данными;

· языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;

· систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы, и т.п.