Обеспечивающая часть АИС
Классическое определение АИС
Автоматизированная информационная система управления организацией (Слайд 12: — есть взаимосвязанная совокупность данных, оборудования, программных средств, персонала, стандартов процедур, предназначенных для сбора, обработки, распределения, хранения, выдачи (предоставления) информации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации.
Как правило, это система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию, и персонал, взаимодействующий с компьютерами и телекоммуникациями. Технология работы в компьютеризированной информационной системе должна быть доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.
Между входными и выходными элементами в компьютеризированной ИС находится электронный продукт различных уровней — операционные системы, системы управления базами данных, прикладное обеспечение и сама информация. Эта информация и программные средства и компоненты ИС, с помощью которых информация собирается, обрабатывается и передается, часто недоступны для использования в один и тот же момент времени. Поэтому характеристикой таких ИС является возможность смещения во времени процессов обработки данных.
Автоматизированная информационная система (АИС) имеет обеспечивающую и функциональную части(Слайд 13). Обеспечивающая часть состоит из информационного, технического, математического, программного, методического, организационного и лингвистического обеспечения.
1.Информационное обеспечение (Слайд 14) — совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации (единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков), циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных.
Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Информационное обеспечение включает в себя показатели, справочные данные, классификаторы и кодификаторы информации, унифицированные системы документации, информацию на носителях и т.д.
В рамках информационного обеспечения имеются внемашинные и внутримашинныеданные.
Внемашинная информационная база воспринимается человеком без технических средств — наряды, акты, накладные и т.п.
Внутримашинная информационная база содержится на носителях и состоит из файлов. Она может быть создана как совокупность отдельных файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (нарядов, накладных и т.п.), или как база данных. В последнем случае файлы будут зависимыми, и структура одних файлов будет зависеть от структуры других, структуры файлов базы данных не будут соответствовать структуре управленческих документов.
В информационном обеспечении различают входные и выходные документы.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.
Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования (Слайд 15):
· к унифицированным системам документации;
· к унифицированным формам документов различных уровней управления;
· к составу и структуре реквизитов и показателей;
· к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.
Однако, несмотря на существование унифицированных систем документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков (Слайд 16):
· чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;
· одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;
· работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;
· имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.
Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает (Слайд 17):
· исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
· классификацию и рациональное представление информации.
Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии основные ее идеи можно представить в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:
1-й этап - обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью (Слайд 18):
· понять специфику и структуру ее деятельности;
· построить схему информационных потоков;
· проанализировать существующую систему документооборота;
· определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.
2-й этап - построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных. Она должна обеспечить (Слайд 19):
· ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
· выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
· совершенствование системы документооборота;
· наличие и использование системы классификации и кодирования;
· владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
· создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.
2.Техническое обеспечение (Слайд 20) — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Включает в себя:
· технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, передачи, отображения, вывода, размножения информации;
· компьютеры любых моделей (персональные компьютеры и высокопроизводительные компьютеры); компьютеры могут объединяться в вычислительные сети;
· оргтехнику и т.д.;
· устройства автоматического съема информации;
· эксплуатационные материалы и др.
Предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение оформляются документацией.
Документацию можно условно разделить на три группы:
· общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
· специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
· нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
3.Математическое обеспечение (Слайд 21) — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).
К средствам математического обеспечения относятся:
· средства моделирования процессов управления;
· типовые задачи управления;
· методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
4.Программное обеспечение (Слайд 22) — совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация, в том числе: операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, СУБД и т.п.).
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
К настоящему времени сложились три основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств) (Слайд 23):
· централизованная - организация технического обеспечения на базе использования в ИС больших ЭВМ и вычислительных центров;
· частично децентрализованная - организация технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из ПК и большой ЭВМ для хранения комплекса БД, общих для любых функциональных подсистем;
· полностью децентрализованная - организация технического обеспечения на базе использования возможностей Центров Обработки Данных (ЦОД) и т.н. «Облаков», предоставляемых соответствующими консалтинговыми фирмами.
5.Методическое обеспечение и организационное обеспечение (Слайд 24) — совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Это различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы (предпроектное обследование технического задания, технико-экономического обоснования, разработка проектных решений, выбор автоматизируемых задач, типовых проектных решений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы).
6.Организационное обеспечение (Слайд 25) реализует следующие функции:
· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
· подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
· разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Эргономические условия — документация, содержащая различные эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, набор способов их реализаций. Цель — обеспечение высокой эффективности работы персонала.
Обучение и сертификация персонала — учебно-методическая документация и набор требований к уровню подготовки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала.
7.Правовое обеспечение (Слайд 26) — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.
В состав правового обеспечения входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора, а также с обеспечением процесса разработки различными видами ресурсов.
Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет:
· статус и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления;
· права, обязанности и ответственность персонала;
· процедуры и порядок сбора и обработки информации;
· правовые положения отдельных видов процесса управления;
· порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств;
· порядок создания и внедрения математического и программного обеспечения;
· порядок создания и использования информации и др.
8.Лингвистическое обеспечение (Слайд 27) — совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в информационной системе.
Лингвистическое обеспечение включает в себя:
,
· информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;
· языки управления и манипулирования данными;
· языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;
· систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы, и т.п.