Игра в бейсбол

Оэ пишет постмодернистские произведения, и в его творчестве трагикомедия перерастает в трагифарс, каким является роман «Записки пинчраннера». В бейсболе игрок, называемый пинчраннером, является запасным, он вступает в игру, чтобы выручить свою команду, спасти ее от поражения. Резким броском он идет на прорыв. В романе «Записки пинчраннера» спасателем человечества выведен персонаж под именем отец Мори.

Он физик, подвергшийся радиоактивному облучению во время работы на атомной электростанции. Со своим умственно отсталым сыном он переживает превращение: отец становится на двадцать лет моложе, а сын на двадцать лет старше. Эта чудесная метаморфоза открыла для каждого персонажа путь к совершенствованию своей личности.

Миссию спасения человечества от ядерной катастрофы возлагают на них космические силы. На этом фантазийном фоне происходят события романа, которые, по просьбе отца Мори, записывает писатель-невидимка по имени отец Хикари, сын которого также является слабоумным, и отцы знакомятся в специальном классе для отсталых детей. Двухуровневый нарратив дополняется третьим, когда в «игру» вступает Мори, а отец является интерпретатором его идей, например, излагая перед студентами его футурологический прогноз.

Спасение видится в способности каждой личности осознать смысл своего пребывания на земле и взять на себя ответственность за происходящее. Требование ответственности Оэ проводит во всех произведениях. В «Записках пинчраннера» оно передано метафорически через превращение героев. Они обретают новую ипостась, перерождаются духовно для свершений, которые на них возложены свыше. Герои писателя обретают возможность действовать активно в отстаивании своих гуманистических позиций.

Писатель выражает утопическую мечту отца о будущем слабоумного ребенка. Роль матери в романе достаточно активна и заключается в том, что она, охваченная злобой, постоянно преследует мужа. Она попадает в гротескно-юмористические ситуации, обезоруживающие ее.

Образ отца Мори носит комический характер и выдержан в традициях японского авантюрного романа эпохи Эдо (XVII‒XIX). Его приключения подчеркнуто нелепы. Его любовница, телезвезда Оно Сакурао, является лидером студенческого движения. Она запирается с ним в будке высокого напряжения, занимаясь любовью; пытает его в сауне, заподозрив в предательстве. Он вынужден спасаться бегством от домогательств жены. Юмористическая обрисовка персонажа передвигает его на второй план в деле спасения человечества, предоставляя главную роль его сыну.

В романе-притче действуют герои-символы, которые представляют силы добра (Справедливец), силы зла (Патрон, или Могущественный господин А.) и нейтральные силы (Добровольный арбитр), стремящиеся к примирению сторон.

Превратившиеся, отец и сын, вливаются в левое студенческое движение, чтобы разъяснить молодежи ее заблуждения. Мори совершает покушение на Патрона и в конце концов его убивает, а сам гибнет в огне костра, который перед больницей, где лежал Патрон, развели ряженые. Гротескная трагифарсовость этого эпизода сродни буффонаде.

Присоединившись к ряженым в фантасмагории карнавала, превратившиеся получают возможность осуществить свое предназначение ‒ преодолеть силы зла, т. е. избавить Японию от владычества Патрона. Травестирующий смех срывает с людей покровы страха, высвобождая личность. Объект осмеяния уничтожается спасительным смехом.

Против циничных политиканов выступает наивная молодежь, оболваненная идеями троцкизма и маоизма, обманутая своими лидерами. Бесперспективность террористической деятельности демонстрирует отец Мори, призывая к бессмысленным убийствам родных и близких ‒ братьев, родителей. Провоцируя студентов, он пытается заставить их задуматься над преступлениями, которые совершает «бунтующий человек», показать абсурдность их пути. В «Записках пинчраннера» писатель поднимает и проблему тэнноизма. Он подчеркивает, что влияние императора на простых японцев может быть использовано политиканами в собственных целях.