Вопросы для самопроверки

Театр Кабуки

Кабуки является театром актера. Он возник и развивался параллельно с Дзёрури. Основателем этого театрального жанра стала актриса о-Куни. Которую называли жрицей синтоистского святилища в Идзумо. У истоков театра стояли женщины – танцовщицы, актрисы, которые исполняли на сцене и мужские роли. Существовали труппы комедианток – «женские саругаку» и «женские кёгэн», которые выступали по всей стране. Труппа о-Куни добилась успеха в столице. В 1603 г. в Киото состоялось первое представление в Тэммангу, синтоистском святилище, посвященном Сугавара Митидзанэ. В основном труппа исполняла нэмбуцу одори – веселые песни и танцы, рожденные на деревенских игрищах.

В последствии феодальное правительство запретило женщинам выступать на сцене, считая, что они отрицательно влияют на общественные нравы, их место в театре заняли мальчики (вакасю), которые затем были удалены. Пришло время для взрослых актеров-мужчин и для истинно драматического искусства.

Между театрами Дзёрури и Кабуки постоянно шла борьба за популярность у зрителей. Первоначально Кабуки перенимал все достижения Дзёрури. Однако возможности кукольного театра оказались ограниченными для исполнения характерных пьес.

В Кабуки шли острофабульные, насыщенные драматизмом пьесы. Роковая цепь случайностей, кровная месть, заговоры врагов – вот что составляло содержание пьес. Привлекались к постановке и пьесы из жизни «веселых кварталов».

Ведущим актером театра был Саката Тодзюро (1647−1709). Стремясь к правде сценического искусства, он учил: «Искусство актера подобно суме нищего… Запоминай все, что попадается на глаза», и добавлял: «Если случится играть нищего, не следует создавать подлинно правдивый образ, потому что нищий отталкивающе безобразен, а искусство должно доставлять наслаждение». Правдивость актер понимал в условно-театральном смысле.

Кабуки сосредоточен на импровизации актера, а не на пьесе. Наивная смесь фантастики и примитивного реализма обеспечивала успех, этому способствовало и развитие театральной техники. Ценились красочность и занимательность представления. Лишь в XIХ в. драматургия Кабуки приобрела литературную значимость.

Выводы по теме

На протяжении веков театры Дзёрури и Кабуки являлись репрезентативными формами японского театрального искусства, отвечая на требования времени отразить на подмостках сцены жизнь городского населения, его вкусы, интересы, повседневные пристрастия.

1. История Дзёрури в судьбе театра.

2. Появление театральных трупп Дзёрури.

3. Роль рассказчика в театре Дзёрури.

4. Основание театра Кабуки и его развитие.

5. Специфика представлений актерского театра.

Список литературы

1. Гришелева, Л.Д. Театр современной Японии / Гришелева Л.Д.. - М. : Искусство, 1977. – 238 с.

2. Кин, Д.Японская литература XVII–XIX столетий / Д.Кин. Под ред. И.Львовой. − М. : Наука, 1978. – 432 с.

3. Кужель, Ю. Л. Театр Дзёрури. История развития и драматургия / Ю.Л.Кужель. - М. : Наука, 1993. – 222 с.

4. Кужель, Ю.Л. Японский театр Нингё Дзёрури / Ю.Л.Кужель. - М. : Наталис; Рипол-классик. 2004. − 479 с.

ТЕМА 20. Творчество драматургов (2 ч.)

Цели и задачи: изучение творчества ведущих драматургов театров Дзёрури и Кабуки.