Виды парламентов по объему компетенции. Полномочия парламента

Структура парламента и его палат

Существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.

Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя - для представительства широких слоев населения.

В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).

Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).

Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии. Это в основном вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий. Комитеты (комиссии) подразделяются на:

· постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности);

· временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем)

К постоянным комитетам (комиссиям) можно отнести:

· финансово-бюджетные;

· по иностранным делам;

· по правительственной деятельности;

· по ассигнованиям;

· по обороне и безопасности;

· по вопросам гражданской службы;

· по делам местного самоуправления;

· по торговле и промышленности;

· по вопросам образования и труда;

· по аграрным вопросам и т.д.

К временным комитетам (комиссиям) можно отнести:

· следственные;

· специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса);

· комитеты всей палаты;

· согласительные.

Парламент (палаты) - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, где они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности. Сегодня практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из комитетов, который и выносит его на решение палаты.

Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:

1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией - характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).

2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией - т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).

3. Парламенты с относительно определенной компетенцией - т.е. границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).

Основные полномочия парламентов.

1. Законодательные полномочия (главная часть компетенции):

· право законодательной инициативы (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);

· принятие законов (либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом);

· принятие бюджета и иные финансовые полномочия (налоговые полномочия, принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.).

2. Контроль над деятельностью правительства (объект - обычно исполнительная власть, однако контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.д.). Основные методы:

· постановка вопроса о доверии (в странах, где правительство ответственно перед парламентом - применяется редко);

· интерпелляция (обращение к правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики. Правительство может отказаться отвечать на вопрос, но с обязательной мотивировкой отказа - применяется широко в Италии, Финляндии, Японии, Бельгии);

· вопросы устные и письменные (наиболее часто практикуемо в Великобритании - ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);

· резолюция порицания (отличается от вотума недоверия тем, что вносится по предложению палаты - Франция);

· деятельность расследовательских комитетов и комиссий (проводится в случаях, представляющих особый общественный интерес).

3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров (Ратификация - утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу, денонсация - волеизъявление государства на расторжение договора).

4. Назначение референдумов (это полномочие носит либо исключительный, либо альтернативный характер).

5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах.

К формам и способам этого участия относят:

· избрание или назначение по собственному усмотрению (чешский Парламент избирает Президента Республики на совместном заседании обеих палат);

· избрание или назначение по представлению других органов или должностных лиц (словацкий Национальный совет избирает судей по предложению Правительства);

· формирование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный совет избирает Коллегию народной правозащиты);

· формирование органа с избранием или назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает Председателя, заместителей Председателя и министров Правительства);

· избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (северокорейское Верховное народное собрание избирает и отзывает председателя Центрального суда, а остальной его состав избирается и отзывается Постоянным советом ВНС);

· формирование части органа (в Румынии из 9 судей Конституционного суда - трое назначаются Палатой депутатов и трое - Сенатом );

· участие парламента или палаты в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский Бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает Федерального президента);

· дача парламентом или палатой предварительного или последующего согласия на формирование органа или назначение должностных лиц (Председатель испанского Правительства назначается Королем, только если получит доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).

6. Полномочия в области обороны и безопасности (право объявлять войну и заключать мир (состояние войны, состояние обороны) - США, Франция, Куба, Италия, Венгрия, КНР).

7. Квазисудебные полномочия:

· импичмент (цель - отстранение от должности виновных в совершении преступления главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи);

· право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц;

· объявление амнистии.