ВОПРОС 14. Прекращение обязанностей Президента. Процедура импичмента

1. Общие основания прекращения обязанностем Президента РФ

2. Отрешение Президента РФ от должности - импичмент

1. Общими основаниями прекращения обязанностей Президента РФяв­ляется ограничение 4 годами времени исполнения им своих обязанно­стей. Следовательно, полномочия Президента прекращаются по исте­чении конституционного срока - 4 лет или 8 лет при повторном избрании. Моментом прекращения полномочий является принесение присяги следующим главой государства.

Конституция РФ предусматривает случаи досрочного прекращения пре­зидентских полномочий.Это происходит в результате:

ü отставки;

ü стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья;

ü отрешения от должности.

В первом случае Президент представляет парламенту соответствующее заявление.

Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в насто­ящее время законодательно не урегулирована.

2. В Российской Федерации предусмотрена конституционная возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности, именуемая в международной практике процедурой импичмента.

Институт импичмента закреплен во многих иностранных конституци­ях, однако в развитых странах он практически не применялся (напри­мер, в США за 200 лет были предприняты только 2 безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента - в 1865 и 1974 гг.). Процедура импичмента в РФ имеет 3 стадии:

ü выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

ü заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

ü отрешение Президента от должности Советом Федерации. Содержание этих стадий следующее:

ü обвинение выдвигается Государственной Думой РФ большинством в 2/3 голосов и по предложению не менее 1/3 депутатов; Президент обви­няется в совершении государственной измены или иного тяжкого пре­ступления;

ü Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о конститу­ционности процедуры обвинения;

ü Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президен­та РФ от должности квалифицированным большинством голосов - 2/3 + 1 голос от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госу­дарственной Думой обвинения; импичмент считается отклоненным в двух случаях - решение не принято в 3-месячный срок или за отреше­ние проголосовало менее 2/3 членов Совета Федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий по любому основанию исполнение обязанностей Президента РФ воз­лагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанно­сти Президента РФ не имеет права роспуска Государственной Думы. Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

ВОПРОС 15. Место Федерального Собрания - парламента в системе органов государственной власти

1. Парламент как один из органов государственной власти, принципы его деятельности и функции

2. Главные отличия Федерального Собрания - парламента РФ от Съездов народных депутатов и Верховных Советов СССР и РСФСР

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. выделяет следующие органы государственной власти России:

ü Президент РФ;

ü Правительство РФ;

ü Федеральное Собрание - парламент РФ;

ü суды РФ.

ü В системе данных органов Федеральное Собрание - парламент РФ вы­полняет роль представительного и законодательного органа России.

ü Главными функциями парламента являются:

ü представление многонационального народа России с учетом федера­тивного устройства государства;

ü осуществление законодательной деятельности на федеральном уровне.

Деятельность парламента РФ основывается на следующих принципах:

ü независимость от других органов государственной власти;

ü невмешательство в работу других органов государственной власти;

ü взаимодействие с другими органами государственной власти в рамках компетенции.

2. Федеральное Собрание- парламент РФ - отличается от прежних выс­ших органов законодательной власти СССР и РСФСР (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) тем, что:

ü современный парламент практически не имеет контрольных функций (например, отдельные министры не несут, как прежде, ответственно­сти перед Федеральным Собранием и могут быть назначены на долж­ность Президентом без согласия парламента);

ü современный парламент не составляет с законодательными собрания­ми субъектов РФ единой иерархической системы подобно системе сове­тов во главе со Съездом и Верховным Советом СССР (до 1991 г.) и РСФСР, России (до 1993г.)