Фазы и направления общения журналиста
Как и в любом другом поведенческом акте, в общении журналист проходит через четыре основные фазы:
1. Взаимонаправленности (побуждения к действию). Она заключается в направленности на партнера (партнеров), который по каким-то причинам привлекает внимание журналиста. Это может быть источник или потребитель информации, коллега. С его стороны также должна последовать ответная реакция побуждения к действию, поскольку общение – это совместный процесс, невозможный в случае односторонней заинтересованности;
2. Взаимоотражения (уточнения ситуации действия). Включает психическое отражение партнерами друг друга;
3. Взаимоинформирования (действия). В основном включает информирование человека и прием ответной информации от него;
4. Взаимоотключения (свертывания действия). Состоит в отключении от партнера или возвращении ко второй фазе в случае, если мотивы контакта не исчезли. Тогда отражение партнерами друг друга осуществляется заново.
Все эти фазы реализуются в названных ранее основных направлениях коммуникации журналиста:
1. журналист-источник информации (Ж-И);
2. журналист-руководитель СМИ (Ж-Р);
3. журналист-коллеги (Ж-К);
4. журналист-аудитория (Ж-А).
Реализация фаз общения в зависимости от направления коммуникации в большей или меньшей степени обладает специфическими чертами:
направл-е фаза | Ж-И | Ж-Р | Ж-К | Ж-А |
взаимонапра-вленность | профессиональная ориентация журналиста на общение при отсутствии аналогичной спонтанной встречной реакции; потребность в стимулировании направленности на журналиста со стороны респондента | ориентационные механизмы со стороны журналиста и контролирующие со стороны руководителя | коллективный характер журналистской деятельности | сфокусированность на аудитории со стороны журналиста и потребность в стимулировании направленного интереса со стороны аудитории |
взаимоотражение | восприятие схематично в силу дефицита времени | реализация модели «взрослый-ребенок» или «родитель-ребенок»[6] | восприятие соответствует ситуации делового и дружеского общения | восприятие со стороны аудитории виртуализируется, со стороны журналиста искажается представлением о среднем потребителе информации |
взаимоинформирование | одностороннее | официально-деловое | официально-деловое и дружеское | одностороннее |
взаимоотключение | резкое отключение | по мере прекращения деловых контактов | по мере прекращения деловых и дружеских контактов | резкое отключение |
То есть наиболее специфический, ущемленный характер имеет общение в звене «журналист-источник информации» и «журналист-аудитория». Здесь требуется стимулирование направленности партнера и компенсация свернутого характера фазы взаимоотключения. Важно также отметить, что в журналистском общении третья фаза доминирует, но значимость остальных становится очевидной уже на этапе сбора материала.
В процессе прохождения тех или иных стадий журналист актуализирует различные коммуникационные каналы, которые обычно подразделяются на пять основных типов:
1. Внешний – между редакцией, в которой работает журналист, и внешней средой (партнерами по журналистскому цеху, работающими в других СМИ, источниками информации, получателями информации и т.д.);
2. Воходящий – от журналиста к руководителю;
3. Нисходящий – от руководителя к журналисту;
4. Информационный – между отделами, партнерами, подразделениями;
5. Неформальный – осуществляется по всем четырем каналам, но минуя официальные способы передачи информации.
К особенностям журналистского общения относится чуть более активное, чем во многих других сферах деятельности, использование неформального канала. При этом важно учитывать, что именно столкновение, переплетение неформального канала с остальными является частым источником субординационной причины конфликтов в коллективе. Не случайно внутренние кодексы и трудовые контракты некоторых редакций включают пункт о невозможности распространения деловых отношений в сферу неформальных контактов.
Особенность журналистской коммуникации заключается еще и в том, что значительная часть ситуаций общения располагается на оси групповой коммуникации. Работа журналиста – это не просто работа в звене «человек-человек». Это – работа в подобном звене, погруженном в групповые отношения. В группе же у людей проявляются психические качества и состояния, которые могут быть не выражены при непосредственном общении. Так, известные американские психологи Д. Майерс[7], Д. Тернер выявили и проанализировали убедительные факты, доказывающие наличие в подобных ситуациях таких феноменов, как внутригрупповой фаворитизм, внешнегрупповая дискриминация, межгрупповая агрессия и враждебность, субъективность и пристрастность в восприятии представителей своей и чужой группы. Кроме того, группа представляет собой целостную структуру, действующую по определенным законам. В идеале группа со временем становится коллективом – то есть сообществом людей, объединенных чувством ответственной зависимости, когда отношение человека к человеку становится не вопросом дружбы, любви, симпатии, соседства, а вопросом выживания коллектива, к сохранению которого искренне стремятся все члены группы. Но группа может стать и толпой, уродливые черты которой столь эффектно были описаны в работах Г. Лебона[8], С. Московичи[9].