Виды общения в журналистике

 

Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное. Общение и деятельность перекрещиваются, но не совпадают. В деятельности выстраиваются субъект-объектные отношения, а в общении – субъект-субъектные. Общение не является частью деятельности, и наоборот, деятельность не является частью общения. Мы можем говорить о том, что общение часто становится условием деятельности. И в этом случае можно говорить о деятельности коммуникативной. Работа журналиста в большинстве случаев относится к этой коммуникативной деятельности, а потому многие исследователи рассуждения на эту тему начинают прямо с того, что оговаривают своеобразный список коммуникативных качеств, необходимых для журналиста. И это не случайно: если внимательно проследить структуру общения, становится понятным, что личность журналиста активнейшим образом корректирует ситуацию во все основных компонентах этого процесса. В числе наиболее значимых качеств чаще остальных называются:

1. Терпение. Оно необходимо, для того чтобы уметь выслушивать различные суждения: поверхностные, ошибочные, некорректные;

2. Такт. Необходим затем, чтобы уметь отвергнуть суждения так, чтобы не обидеть человека; а если и согласиться с безосновательными суждениями, то сделать это так, чтобы партнер почувствовал себя обязанным вам;

3. Дипломатичность. Проявляется в умении скрывать информацию, не прибегая ко лжи;

4. Проницательность. Позволяет наблюдать за респондентом, угадывать его желания и предвидеть реакции, поступки;

5. Спокойствие. Помогает скрывать в общении нежелательное истинное психологическое состояние.

Эти качества позволяют журналисту эффективно реализовать основные виды общения:

1. Информационное общение. Основано на передаче сведений по основным векторам журналистского общения: журналист – источник информации; журналист – руководитель СМИ; журналист – коллеги; журналист – аудитория;

2. Убеждающее общение имеет целью изменить личностную установку, ценностную ориентацию, идеологические представления партнера. Оно также проявляется во всех направлениях взаимодействия журналиста, однако ярче всего актуализируется в векторе «журналист-аудитория». В этом случае чаще всего мы становимся свидетелями рождения убеждающего журналистского текста;

3. Конвенциональное общение связано с поддержанием договорно-правовых отношений в деловом мире и ярко проявляет себя в отношениях журналиста с руководителями СМИ, источниками информации. Это отношение, демонстрирующее достаточно высокую культуру контакта по определенным правилам. Оно характеризуется потребностью, которую субъективно мы воспринимаем как желание «поговорить с кем-нибудь». Например, в случае вступления в контакт с незнакомым нам человеком, мы предполагаем, что в общении произойдет поочередная смена ролей – и мы, и партнер будем то говорящими, то слушающими. Мы понимаем, что мы не вправе полностью принимать на себя одну из ролей, если партнер по общению не выражает на то готовности. То есть мы готовы играть по правилам, выстроенным на логике обоюдной выгоды: «Если я не забочусь о комфорте партнера, с какой стати ему заботиться о моем комфорте?». Мы действуем по принципу «веди себя с другими так, как хочешь, чтобы они вели себя с тобой». На этом уровне общения мы, как правило, не оцениваем партнера по общению в деталях, со стороны сущности. Мы улавливаем его актуальную роль – то есть определяем, каков партнер сейчас и какими он видит нас. При этом мы понимаем, что в другой ситуации человек может действовать иначе, но это не мешает нам контактировать с ним исходя из сиюминутных данных. В этом общении нередко используются такие типы психологического воздействия, как конформизм, идентификация, одобрение, порицание. Общение часто завершается формальными фразами типа: «Ну, всего доброго! Интересно было побеседовать». При этом прерывается такое общение чаще всего своевременно. Происходит обоюдно желаемое свертывание контакта;

4. Императивное общение предполагает авторитарный контроль, в котором партнер по общению рассматривается не как субъект, а как объект воздействия. Иногда этот уровень общения называют примитивным. Собеседник воспринимается с точки зрения пользы и вреда. Если он нужен – с ним общаются, если нет – общение пресекают. Такой уровень общения ярко выражен в желтом журнализме, когда аудитория воспринимается как «предмет для слушания, чтения, смотрения» - «предмет для поглощения информации». Иногда подобное же отношение продуцируется и в общении с источником информации – когда человек, личность воспринимается именно как «говорящий предмет»[4]. Журналист осуществляет так называемую пристройку «сверху» и в общении открыто демонстрирует как позитивное, так и негативное отношение к партнеру. Как правило, здесь используются такие типы психологического воздействия как принуждение, запугивание, заискивание;

5. Суггестивное общение основано на внушающем воздействии на партнера, когда рациональное взаимодействие сводится к нулю. Оно использует такие механизмы как суггестия, персонификация, идентификация, имиджмейкерство, харизматическое воздействие;

6. Манипулятивное общение построено на скрытом внедрении в психику адресата установок, мотиваций, намерений, желаний, которые внутренне ему не присущи. Партнер по общению воспринимается скорее как соперник в игре, которую нужно выиграть любыми способами. Поэтому манипулятор достаточно хорошо улавливает активную роль партнера и выставляет ему своего рода ловушки. Чаще других используются такие типы психологического воздействия как заражение, вовлечение. Происходит односторонне направленный с точки зрения выгоды обмен информацией, а отключение программируется манипулятором в ситуации выигрыша или понимания неизбежности поражения. Два последних вида общения активно проявляются во взаимодействии журналиста с аудиторией – особенно в части мифологических текстов;

7. Партнерское, или гуманистическое, общение построено на общении равных субъектов и, скорее всего, является предпочтительным в журналистской профессии на всех векторах общения. Оно предполагает согласование интересов, намерений всех участников общений, предполагает психологическое равенство. При этом объективное равенство может отсутствовать. Так, например, по отношению к примитивному партнеру журналист может испытывать определенное сострадание, и в этом случае все равно стремиться говорить на одном уровне понимания с человеком. Главное в этом общении – спокойный, человеческий тон, атмосфера сотрудничества;

8. Деловое общение близко к предыдущему. При сохранении основных параметров межличностного контакта, оно включает еще и четкую установку на достижение общей цели. То есть это – не просто доброжелательное отношение друг к другу, а отношение, нацеленное на результат. При этом оно сопровождается пониманием того, что в достижении результата участники общения хотя и играют разные роли, и может быть даже стоят на разных ступенях социальной лестницы, но по сути являются равноправными. Это отличает такой уровень общения от манипулятивного – тоже нацеленного на результат, но с установкой на личную доминанту. В деловом общении партнерам присуще некоторое внутреннее напряжение (которое может провоцировать конфликты, споры – преимущественно конструктивные) и чувство взаимной ответственности, «чувство локтя». Завершается такое общение, как правило, теплотой и деловитостью взаимоотключения;

9. Игровое общение – тонкое по содержанию и богатое оттенками. Основано на живейшем интересе к личным особенностям собеседника, к его «ролевому вееру». Причем интерес этот основан на глубокой симпатии к человеку. Как отмечает А.И. Волкова[5], этот уровень общения пронизывает «дух праздничной приподнятости», когда партнер нам искренне нравится, интересен. Общение с ним для нас не работа, а истинное удовольствие. Конечно, на этот уровень общения мы выходим с людьми знакомыми, с которыми нас связывает опыт позитивного контакта. Но именно такой уровень общения предпочтителен внутри редакционного коллектива. Здесь можно вспомнить слова К.С. Станиславского, который советовал актерам играть не себя – играть партнера. То есть нужно делать все, чтобы, уважая партнера, помочь ему раскрыться.

При этом такой уровень общения не подразумевает абсолютной «сладости» отношений. Вы можете «поддеть», «уколоть» человека, но не для того чтобы возвыситься через унижение, а лишь для того чтобы позволить партнеру раскрыться.

Для такого общения характерно чувство комьюнити, которое подразумевает ощущение общей игры. Иногда люди взаимодействуют друг с другом перед другими как бы с подтекстом: «Ну, мы то знаем, что на самом деле происходит, что мы имеем в виду»;

10. Духовное общение – высший уровень человеческого общения. А.И. Волкова справедливо отмечает, что охарактеризовать его точно, с использованием научной терминологии, так же сложно, как объяснить, что такое любовь, или «передать» сущность сонаты, рассказывая о ней, а не исполняя произведение. И все же в общих словах можно сказать, что в духовном общении партнеры воспринимают друг друга (или один другого) именно как носителей духовного начала. В общении собеседники чрезвычайно тонко чувствуют малейшие «повороты» мысли, эмоциональные изменения друг друга, их посещает вдохновение. Им кажется, что они нашли в другом человеке «близкую душу». Недостатки, промахи партнера воспринимаются как собственные, партнер думает: «А может это я неправ? Может я его не так понял?».

Духовность, безусловно, имеет разные ступени и разные формы выражения. И в такого типа общении важно, чтобы коды партнеров совпадали, чтобы они имели общие духовные ценности и. при этом, могли бы друг друга дополнить в границах этих ценностей. Тогда партнер по общению становится Собеседником. Как правило, при таком общении людям не хочется расставаться, поскольку духовное начало в человеке не может быть выговорено до конца, не может быть исчерпано.

Человек, умеющий выстраивать общение на подобном уровне, – коммуникативно талантлив. Журналист, в силу ограниченности времени, к сожалению, нечасто может провоцировать такое общение, но в его силах – поддержать его, если оно начинает зарождаться. И тогда публикация, студийная беседа, радиоэфир будут особенно содержательными.

Необходимо отметить, что условия реального общения предрасполагают человека к ведению полифонического диалога, и сочетание типов общения рождает то, что называют манерой общения. Чем богаче и сложнее комбинаторика типов общения, тем интереснее партнер по общению для читателя, зрителя, слушателя. Однако сегодня приходится констатировать тот факт, что быстрый темп городской жизни, быстрый темп работы журналиста провоцируют его на экономию энергии общения, на использование одного, и, как правило, примитивного уровня общения. Так, в общении с источником информации чаще прочих актуализируется манипулятивный и деловой уровни общения, и лишь при особых качествах собеседника – игровой и духовный уровни общения. К сожалению, не столь часто журналист оказывается расположенным к конвенциональному уровню общения, поскольку нельзя же круглые сутки гореть желанием поговорить с кем-либо по душам. Между тем именно примитивный уровень общения журналистов вызывает раздражение у аудитории.