Вопросы для более поздних толкований.

Источники как свидетельства ментальности

Предрассудки в тексте.

Содержание текста

· Каково содержание текста? Сделайте обзор его структуры. Озаглавьте отдельные абзацы. Подчеркните наиболее важные слова, персоналии, события. Если вам не известны какие-то слова, люди и т.д., узнайте о них. Помните, что во многих книгах есть сводные таблицы, указатели и т.д.

3. Достоверна ли информация текста?

· Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем).

· Этот текст первичен или вторичен? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из первичных источников или подобных ему вторичных. Первичный текст может быть написан автором «второй очереди», т. е. быть созданным много позже самого события).

Все тексты в определенной мере предвзяты. Автор видит события с собственных позиций. Поэтому разные люди часто толкуют одни и те же факты по-разному. Это может делаться бессознательно, но во многих случаях документы создаются с определенной целью. Автор хочет извлечь какую-то пользу или защитить себя, свою семью от обвинений. Предвзятости часто можно обнаружить в использовании особых прилагательных, а также в подборе описываемых событий. В связи с этим важно ответить на вопросы:

· Были ли у автора специальные намерения? Если да – то какие?

· Является ли автор квалифицированным обозревателем? Понимает ли он / она, что видят?

· Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?

· Каким языком пишет автор?

· Является ли автор представителем определенной точки зрения или он предлагает исключительный взгляд на события?

· Является ли данный источник единственным по этому событию? Если есть другие источники, описывают ли они событие в том же ключе или иначе? Если по-другому – почему и как? Какой из этих источников более достоверен? Почему?

Важно понимать, что, хотя документ и может быть предвзятым или даже совершенно неверным, он может быть источником для каких-то исследований. Уже факт создания документа значителен сам по себе. Если, к примеру, человек описывает других людей очень своеобразным способом, это может быть свидетельством его отношения к ним. Если автор очень предвзят в отношении какого-либо события вполне сознательно, это значит, что он хочет произвести на читателя определенное впечатление.

Историки интерпретируют источники. Они не могут делать это совсем объективно, поскольку подвержены влиянию времени, в которое живут, а также своим ожиданиям и надеждам на будущее. Они могут также иметь особые намерения, создавая книги по истории.

· Кто написал эту книгу? Когда и где?

· Перед вами язык оригинала или перевод?

· На каких данных автор развивает свои идеи?

· Какова квалификация автора?

· Что это за книга: школьный учебник? Популярное издание? Научный исторический труд?

· Предвзята ли эта книга? Связаны ли с ней какие-то намерения?

· На какой концепции исторического развития автор строит свою книгу?

· Представляет ли автор противоположные точки зрения или альтернативные интерпретации?

Т. о. Использование наглядного и словестно-печатного методов на уроках истории играет важную роль в решении образовательно-воспитательных задач.