Первые государства на территории Чехии.

«Держава Само». Возникновение первого известного нам политического образования у западных славян относится к первой половине VП века. Держава Само располагалась частично на территории Чехии, а также лужицких сербов, предполагают что ее ядром была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии. История державы связана с проникновением в Центральную Европу в начале VII в. из приазовско-каспийских степей кочевников-аваров. В 60-х годах они заняли римскую провинцию Паннонию, откуда совершали разорительные набеги на франков, Византию и особенно на славян, с которых брали трибут (определенную сумму денег за сохранение мира), вынуждали их принимать участие в своих военных походах и т. д. Франкская хроника Фредегара (ок.660 г.) рассказывает, что в 623-624 гг. славяне восстали. Возглавил восстание франкский купец Само. Проявленная доблесть снискала Само такую славу, что славяне избрали его своим князем. Аварское иго было свергнуто, но княжество Само теснили не только авары, но и Франкское государство. В 631 г. войско франкского короля Дагоберта вторглось в пределы славян и осадило крепость Вогатисбург. Битва продолжалась три дня. «Многие из войска Дагоберта, - говорит хронист, - погибли от меча, прочие же бежали и, покинув палатки со всем имуществом, какое имели, вернулись восвояси». Победа дала возможность Само распространить свою власть на Западную Чехию и земли сербов-лужичан. Но после его смерти в 658 г. держава распалась.

Великая Моравия. Социальное и политическое устройство. Христианизация. Традиции державы Само продолжились на Среднем Дунае, где в первой трети IX в. существовали два славянских княжества: западное староморавское князя Моймира и восточное – Нитранское князя Прибины. Ок. 833-836 гг., княжеством Прибины овладел князь Моймир и изгнал Прибину из Нитры. Моймир I (830-846) стал основателем Великоморавской державы, которая располагалось в основном на территории современных Чехии и Словакии, и дал название ее династии – Моймировцев.

Великая Моравия стала первым крупным политическим объединением западных славян, обладавшим несомненными признаками раннефеодального государства. Во главе государства стоял князь с наследственными правами княжения, опиравшийся на свою дружину, имелись вельможи с собственными дружинами, остальное население называлось «народом» - свободные землепашцы с еще слабой социальной дифференциацией. Одну из основных функций государственного аппарата, членами которого являлась знать, составлял сбор дани и налогов. Главной опорой и органом исполнительной власти была хорошо вооруженная княжеская дружина, которая содержалась за счет военных трофеев и дани с населения. В 831 г., пассауский епископ Регинхар «крестил всех мораван». Церковь стала важной опорой государственной власти, центром формирования новой феодальной идеологии.

Взаимоотношения с соседями. Политика Ростислава. Принятие крещения из Пассау (Бавария), означало распространение на славянское государство юрисдикции немецкой церкви, а у Великой Моравии и без того были большие осложнения в отношениях с западными соседями. Франкская империя распалась, но политику завоеваний продолжили ее немецкие преемники, которые стремились утвердить господство над славянской державой. Ситуация особенно осложнилась в правление короля Восточнофранкского государства Людовика Немецкого (843-876). В 846 г. он предпринял поход против Моймира I, сверг его с престола и сделал князем его племянника Ростислава, воспитанного при восточнофранкском дворе. Одновременно в тылу Великой Моравии, в южной части Паннонии, Людовик создает Блатенское княжество, во главе которого ставит изгнанного князя Прибину. Это княжество должно было служить дополнительным средством давления на Великую Моравию.

Ростислав (846-870) не оправдал надежд Людовика Немецкого, он стал его серьезным противником и всячески препятствовал германской экспансии. Князь успешно отражал неоднократные (853, 855) вторжения франкских войск, одновременно укрепляя свое государство. Ростислав сумел распространить свое влияние на земли славянских племен в бассейне р. Влтавы и на сорбов, с которыми вместе выступал против франков. Великая Моравия становится государством с довольно высоким уровнем развития экономики. К середине IX в. на ее территории проживало более 250 тысяч человек. Так как Людовик Немецкий готовил новый военный поход под предлогом искоренения язычества и утверждения христианства в славянском государстве, Ростислав решил заручиться политической поддержкой Византии и создать независимую от франков национальную церковь, которая бы подчинялась непосредственно князю и способствовала укреплению независимости государства. В 862 г. Ростислав отправил специальное посольство византийскому императору Михаилу Ш, которое просило прислать миссионеров: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке».

Деятельность миссионеров Кирилла и Мефодия. Осенью 863 г. в Моравию прибыли Констнтин (827-869) и Мефодий (ум. 885). Поскольку оба они были уроженцами Солуни, то уже с детства наряду с греческим, владели языком славянского населения окрестностей Солуни. Братья были родом из знатной семьи, получили прекрасное образование. Константин Философ прославился как искусный дипломат и выдающийся ученый, Мефодий – как ученый и талантливый организатор. Перед ними стояли две задачи. Первая была религиозно-культурной; братья намеревались заложить фундамент национальной славянской церкви. Для этого нужно было перевести необходимые литургические и библейские тексты, а также подготовить местное духовенство. Эту задачу братья выполнили быстро и успешно. За короткое время они перевели на славянский язык «весь церковный чин и научили их и утрене, и часам, и обедне, и вечере, и повечерию» и подготовили несколько кандидатов в священники. На основе глаголицы был создан славянский литературный язык, способный на таком же уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы общественной жизни государства. Особое значение имела переводческая деятельность солунских братьев, создание первых памятников оригинальной славянской литературы. В результате Великая Моравия стала первым центром письменности и образованности всех славянских народов.

Вторая задача была политико-дипломатической: братьям как послам византийского императора вменялось в обязанность договориться с франкскими священниками, работавшими в Моравии уже в течение нескольких десятилетий; с Франкским государством, домогавшимся политического господства и с Римским престолом, осуществлявшим церковную юрисдикцию над Моравией. Появление славянского духовенства давало мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров, поэтому баварский епископат резко отрицательно выступал против славянского богослужения, стремясь в действительности закрепить не только церковную, но и светскую власть восточнофранкских феодалов над славянским государством. Об этом красноречиво свидетельствует письмо баварских епископов папе Иоанну IX: «Отцы наши мечом подчинили моравских славян и по этому праву моравы должны быть у нас в подчинении, хотят они этого или нет».

Византийская миссия в Моравии могла быть успешной только при поддержке Рима. Между тем, восточная экспансия франкских миссий и очевидное намерение епископов Пассау и Зальцбурга создать мощную германскую церковь в Центральной Европе вызывали подозрения у папы Николая I. Он полагал, что это создает угрозу верховенству римского престола, поэтому в 867 г. он послал приглашение Константину и Мефодию с учениками посетить Рим. Там кандидаты были рукоположены, папа Адриан П разрешил в Моравии славянскую литургию и назначил архиепископом славянской церкви Мефодия. Константин в 868 г. принял схиму (в монашестве Кирилл) и вскоре умер в Риме. Мефодий с учениками вернулись в Великую Моравию, где политическая ситуация круто изменилась.

Политика Святополка. В 870 г. власть в стране захватил племянник Ростислава Святополк (871-894). Он бросил своего дядю в темницу, несколько лет успешно воевал с Людовиком Немецким, затем заключил с ним в 874 г. Форшхаймский мир, присягнул на верность и обязался платить трибут. Но фактически Людовик вынужден был примириться с независимостью Моравии. Вскоре Святополк начал агрессивные «христианизаторские» походы для расширения своих владений за счет славянских соседей. С его правлением связан период действительного величия Моравии. В державу Святополка входили: Моравия, Западная Словакия, Чехия, сербские племена по р. Сала, сербы лужицкие, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии. Во внешней политике Святополк с успехом пользовался противоречиями между Восточнофранкской империей и Римом, а также между Римом и Византией, широко использовал авторитет национальной церковной организации, возглавляемой Мефодием. Но в связи со своими амбициозными внешнеполитическими планами, он не видел выгоды в продолжении провизантийской политики Ростислава и все сильнее опирался на франкское духовенство. Приехав в свою новую епархию, Мефодий обнаружил, что лишился поддержки князя. Франкский клир добился его ареста. В тюрьме он провел около трех лет. В течение последующих лет Мефодий и его ученики трудились над созданием славянской церкви. Франкское духовенство упорно противилось славянской литургии, несмотря на то, что в 880 г. вышла папская булла с одобрением письменности, созданной Константином и приказом славить Христа, а также читать Евангелие на славянском языке.

Последние годы жизни Мефодий был фактически отстранен от пастырской деятельности и был занят главным образом литературно-переводческой работой. 6 апреля 885 г. Мефодий умер, его смерть положила конец славянской миссии, а его ученики были изгнаны из страны.

В 887 г. с помощью Святополка правитель Паннонии и Хорутании Арнульф овладел престолом Восточнофранкского государства. Поддержка Святополка была куплена Арнульфом ценой признания полной независимости Великоморавской державы (890). Сближение это оказалось недолговечным. Уже в 892 г. начались военные столкновения между Святополком и Арнульфом, который использовал в своей борьбе с Моравией мадъяр-кочевников, начавших незадолго до этого совершать набеги на земли Паннонии и Словакии.

Распад Великой Моравия и его последствия. Включение Словакии в состав Венгерского королевства. Великая Моравия, несмотря на ее значительные размеры и военную мощь, не была прочным политическим образованием. Государство не было централизованным и не имело единой системы управления. Святополк правил только на собственно моравской территории. Завоеванные земли были связаны с Моравией лишь данническими отношениями: местные князья подчинялись ему, платили трибут, по его требованию выставляли военные силы, но в своих княжествах правили самостоятельно. Княжеские династии, сохранившиеся на своих землях в обширной державе Святополка, тяготились его властью и теми материальными обязательствами, которые ложились на их плечи.

После смерти Святополка государство было разделено между его сыновьями – Моймиром П, ставшим верховным князем, и Святополком П, получившим в удел паннонские и словацкие земли. Тогда же во всех почти присоединенных землях поднялась волна протеста местных князей. Чешские Пржемысловцы, например, признали в 895 г. вассальную зависимость от Восточнофранкского государства и даже были готовы в 897 г. выступить против моймировцев. Утрата Чехии была тяжелым ударом для Моймира П. За ней последовала утрата области лужицких сербов, которые в 897 г. тоже признали зависимость от франков. Возможно, что с утратой Чехии и Лужиц связана также потеря Силезии. Не вызывает сомнения, что с 896 г. мадъяры постепенно занимают восточные области Великой Моравии. Решающим в распаде государственной власти Моймировцев был 907 г., когда под ударами мадъяров-кочевников пала власть враждовавших между собой князей моймировцев, которые уже не упоминаются в числе участников баварско-мадъярских битв под Братиславой летом 907 г.

Падение Великой Моравии имело большие последствия для судеб западного славянства. Была нарушена целостность славянского поселения в среднем Подунавье, западные славяне оторваны от южных, нарушены экономические, политические и культурные отношения славян с Византией, в которой славянские народы искали опоры против растущего натиска восточнорейнских герцогств. Ликвидация Великой Моравии привела к политическому разъединению западных славян: чехов и словаков. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же практически на тысячу лет вошла в состав возникшего вскоре в Паннонии Венгерского государства.

Великоморавское культурное наследие. Великая Моравия сыграла в формировании славянской культуры выдающуюся роль. Здесь была создана славянская письменность на старославянском языке и записанная глаголицей, с помощью которой все славянские народы получили возможность пользоваться сокровищницей греко-византийской и латино-франкской культуры. Старославянский язык был признан папской курией третьим церковным языком в Европе, что резко повысило престиж славянских государств и способствовало их культурному развитию. После изгнания учеников Кирилла и Мефодия из Моравии, моравские культурные традиции стали играть существенную роль во всех славянских странах, о чем свидетельствуют позднейшие литературные памятники.

Великоморавское литературное наследие вызывает уважение своим количественным размахом, выдающимся формуляционным и стилистическим уровнем. Его можно разделить на три цикла.

1. В Великой Моравии созданы переводы библейских книг, молитв и литургических текстов, проповедей, житий святых и т.п.

2. Произведения правового характера. Мефодий с помощью учеников перевел Номоканон (византийский сборник каноническорго права и собрание императорских эдиктов, касающихся Церкви). Вторым памятником этого круга стал судебный кодекс для мирян, названный «Закон судный людем», который Мефодий, по-видимому, переработал и адаптировал для мораван. Третьим памятником является сборник предписаний для священников, принимающих исповедь «Заповеди святых отцов». Видимо, Мефодию принадлежит и авторство оригинальной непереводной проповеди «Об обязанностях правителя», которая содержит призыв к светским властям следить за соблюдением предписаний «Закона судного людем». Попытки Мефодия и его учеников создать судебники у славян было началом научной юриспруденции не только у чехов и словаков, но и у славян вообще.

3. Самым ценным плодом великоморавской литературной активности являются оригинальные, непереводные произведения, отражающие непосредственно моравскую действительность IX века. Первое место среди них, бесспорно, занимают два памятника-жизнеописания: «Житие Константина» и «Житие Мефодия». Константин, автор древнейшего славянского нерифмованного стихотворения «Проглас» к Евангелию; литургического канона в честь Дмитрия Солунского; «Слово на перенесение мощей св. Климента, папы Римского». Здесь созданы два панегирика (торжественные речи) – «Похвала Кириллу» и «Похвальное слово в честь Кирилла и Мефодия», автором которых вероятно был один из самых видных представителей великоморавской литературной школы, а затем создатель охридского центра болгарской литературы Климент Охридский (Величский).