История восточных славян

(VI – начало XVII в.)

 

 

Авторский

Курс лекций

 

Минск

БГУ

 

Рецензенты:

 

доктор исторических наук, профессор В.А. Федосик

кандидат исторических наук, доцент П.О. Лойко

 

Данный курс лекций ставит своей целью осветить историю восточных славян с древнейших времен до начала XVII века. Он представляет собой сжатое проблемно-хронологическое изложение истории этого периода. В нём нашли своё отражение основные события политической истории восточных славян.

Это издание предназначено исторического факультета высших учебных заведений и для всех интересующихся историей восточных славян.

Введение:

Курс лекций рассматривает период истории восточных славян с VI в. до начала XVII в. Он не претендует на всестороннее и исчерпывающее изложение данного исторического периода, а представляет собой сжатое раскрытие основных тем на основе анализа событий и явлений этой эпохи. В курсе лекций даётся характеристика различным историческим подходам и оценкам, которые нередко противоречат друг другу, но одновременно дополняют и обогащают друг друга. Ряд вопросов истории восточных славян является дискуссионным и проблемным, например происхождение восточных славян, образование государства, монгольское нашествие и его влияние, причины возвышения Москвы в XIV веке, образование Российского государства, “смутное” время конца XVI – начала XVII в. и т.д. Нельзя однозначно оценивать роль и значение таких исторических личностей как Рюрик, князь Олег, Александр Ярославович Невский, Иван IV, Борис Годунов, Лжедмитрий. Исследователи по-разному трактуют события и факты, нередко они носят субъективный характер или подвержены конъюнктуре. Поэтому не следует удивляться разночтениям, которые встречаются в исторической литературе, а нужно вырабатывать свой подход и своё мнение в оценке тех или иных событий и исторических личностей. Это является не только возможным, но и необходимым. Лекционный курс не ставит своей целью дать исчерпывающее и всестороннее изложение материала по всем темам данного исторического периода. Часть тем будет рассмотрена в ходе лекционных и семинарских занятий.

В настоящее время значительно повышена роль и значение самостоятельной работы студентов, Что предполагает выработку умения думать, анализировать и систематизировать информацию, содержащуюся в исторических источниках и исследованиях.

Приложение курса лекций состоит из хронологической таблицы, списка основных понятий, терминов и определений этого исторического периода, а также различных схем и таблиц, призванных помочь студентам в усвоении исторического материала.

 

Тема 1:ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI-IX

 

План:

 

1. Происхождение славян

2. Расселение славянских племён

3. Восточные славяне перед созданием государства

Славяне – это крупнейшая в Европе группа по происхождению народов. Они исконные жители Европы. Исследования языковедов, археологов, этнографов, историков и других ученых свидетельствуют о том, что предки славянских народов известны с середины II тысячелетия до н.э. В VI-VII в.н.э. славянские племена, вероятно, разделились на три ветви: венеды, склавины и анты. На основе венедов в дальнешем сформировались западные славяне (поляки, чехи, словаки). Склавины – это южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы), а племена антов составили восточных славян (украинцы, белорусы, русские).

В начале н.э. появляются и первые многочисленные письменные известия о славянах. Под названием «венеды» славян вспоминают Плиний и Тацит. Византийские историки называли славян антами и склавинами. В VI в. славяне появляются в письменных источниках под своим именем. Византийские источники не подчеркивают существенных различий между славянскими племенами: «... их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются славянами и антами» (Иордан. О происхождении и деяниях готов). У византийских историков можно найти известия о политическом и общественном устройстве славян: « Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе, их никаким образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но ограничивая (плен) определенным временем, предлагают (пленникам) на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей» (Маврикий. Стратегикон.) «Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», – писал византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский в VI в. в книге «История войн Юстиниана».

В начале VII в. название «анты» не встречается на страницах византийских источников. Вероятно, они в VII в. переместились в Приднепровье. Прародиной же восточных славян ряд авторов и источников считает реку Дунай, откуда они переместились на реку Днепр. Процесс формирования восточного славянства был очень сложным. В нем принимали участие не только славянские племена, но и население соседних территорий – финны, угры, тюрки, балты. Процесс заселения славянами Восточной Европы не проходил одновременно и в одном направлении, а восточнославянская общность не создалась сразу. Этот процесс занял определенное время, и в нем приняло участие множество племен. Восточные славяне жили на огромной территории: от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья реки Дуная, Днепра и верховьев рек Волги и Оки. О расселении восточных славян свидетельствует летописный свод «Повесть временных лет», составленный в начале XII в. монахом Нестором в Киеве. Летописец называет 13 восточнославянских племен и даже пробует очертить их территорию проживания: «Так же и те славяне пришли и поселились по Днепру и назвались поляне, а другие древляне, поскольку обитают в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и прозвались дреговичами...» Далее летопись говорит о полочанах, кривичах, радимичах, вятичах и других племенах. Относительно восточных славян под условным названием племя нужно понимать племенно-территориальное образование, так как никаких кровнородственных связей у них не существовало. Славяне селились в труднодоступных местах, на высоких берегах рек, озер, на болотах. В основном в местах с плодородными почвами. Жили они в наземных столбовых домах или полуземлянках, где устраивались каменные или глинобитные очаги и печи. В полуземлянках обитали в холодное время года, а в наземных постройках – летом.

У восточных славян было развито земледение (подсечное и пашенное), охота, рыболовство, бортничество, домашнее скотоводство, ремесла и обмен. В своем развитии племена юга обгоняли племена севера, чему способствовали благоприятные природные условия и более плодородная земля. На юге земледелие было пашенным, а на севере, в лесной полосе, – в основном подсечное или огневое. Подсечное земледелие было самым тяжелым. Выбрав участок леса, подрубали деревья, и год они засыхали. Потом, свалив сухие стволы, участок выжигали. Выкорчевывали несгоревшие остатки пней, разравнивали землю, взрыхляли ее сохой. Сеяли прямо в золу, разбрасывая семена руками. В первые 2-3 года урожай был высок, удобренная золой земля родила щедро. Но потом она истощалась, и приходилось искать навый участок. Такая система земледелия содействовала сохранению общинной собственности и первобытнообщинному строю. На севере и на юге выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо и другие культуры.

Высокого уровня развития достигли ремёсла. Металлообработкой, кузнечным и гончарным ремеслом, которые уже отделились от земледелия, занимались в каждом большом поселении. Возникают ремесленные центры – поселки, где основными жителяли были ремесленники. Сюда приходили крестьяне, чтобы купить или обменять свои продукты на изделия ремесленников. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трёх холмах на реке Днепр свои городища. Потом они объединились в один город, который назвали Киевом в честь Кия. Постепенно такие центры становятся и центрами внутренней торговли, а некоторые из них и внешней. О развитии торговли можно судить на основании археологических находок. Находки предметов и монет неславянского происхождения свидетельствуют о том, что торговля шла с Востоком, Византией, Западной Европой и Скандинавией. Обменивали меха, мед, воск на различные украшения, дорогую посуду, оружие. Развитию торговли способствовала развитая система рек, по которым перевозили товары. Основные пути шли по рекам Волхову, Днепру, Двине. Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь «из варяг в греки». Этот путь шёл с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро, далее по рекам в Черное море. Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них – с Византией. Путём «из варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами. Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе со славянами. Они не только торговали, но часто грабили и воевали с Византией и славянскими князьями.

Другой международный речной путь «из варяг в персы» шёл на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом, Средней Азией и арабским миром.

Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами, греками (византийцами). В.О. Ключевский, Ссылаясь на арабские источники, писал, что славянские купцы возят товары из отдалённых мест страны к Чёрному морю в греческие города, где византийский император берёт с них торговую пошлину – десятину. С расширением торговли возникла своя денежная система. А на смену меховой единицы постепенно пришли арабские, европейские и византийские монеты.

Значительную роль в жизни восточных славян играли религиозные верования. Религия, в основе которой лежит обожествление сил природы и вера во многих богов, называется языческой. Важнейшими божествами у славян были Перун, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Велес, Мокошь (смотрите приложение – основные языческие боги). Социальные отношения регулировались традициями.

Характерной особенностью культуры славян этого времени был своеобразный погребальный ритуал: умерших сородичей сжигали, а кучки сгоревших костей накрывали большими колоколовидными сосудами. Позднее погребальный ритуал становится более простым: сожженные кости умерших обычно ссыпали в яму, которую затем закапывали, а над могилой ставили для обознечения простой камень.

С принятием в 988 г. христианства (уже во времена Киевской Руси) у славян стало два имени. «Настоящее», то есть данное при крещении, и мирское, языческое. Причём в жизни человека звали, как правило, этим языческим, «ненастоящим» именем. И многие не помнили, что княгиня Ольга была на самом деле Еленой, Владимир I – Василием, Ярослав Мудрый – Юрием, а Всеволод Большое гнездо – Дмитрием.

Развитие и применение орудий труда из железа привело славян к переходу от родовой общины к соседской, или территориальной. Появилась частная собственность, то есть собственность отдельных семей на скот, орудия и результаты своего труда. В общем пользовании общины оставались земля, леса, луга, реки, озера.

Важнейшие вопросы славяне решали на народных собраниях вечевых сходах. С усилением власти племенных вождей, которых стали называть князьями, значение вече уменьшалось (хотя вече оставалось в княжествах и землях до XIII-ХV вв.). При переходе к феодальному обществу возникла особая военная организация – дружина для сбора дани (полюдья) с покоренных земель и совершения небегов на соседей. Князь раздавал земли своим дружинникам, что привело к появлению и укреплению частной собственности на землю.

 

 

Источники:

1. Геродот. История. Л., 1972.

2. Ибн Хардадбех. Книга путей и стран. Баку, 1986.

3. Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., 1960.

4. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.

5. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., 1978.

6. Повесть временных лет. Издание второе, исправленное и дополненное (Подготовка текста, перевод, статьи и комментарий Д.С. Лихачёва). СПб., 1999.

7. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1960.

 

Исследования:

 

1. Алексеев С.В. Древние верования восточных славян. М., 1996.

2. Алексеев С.В. История славян в VI – VIII веках. т. I. Начало славянской истории V – первая половина VI века. М., 2002

3. Бибиков М.В. Византийские историки по истории древней Руси и Кавказа. СПб. 1999.

4. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь. М., 1996.

5. Данилевский И.Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов // Отечественная история) 1993. №1.

6. Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян//Советская этнография. 1979. №2.

7. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973. с.77-96.

8. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства. Л., 1968. с.190.

9. Новосельщев А.П. Арабский географ Ибн-Хордадбех о Восточной Европе// Исследования по истории и историографии феодализма. М., 1982. с.120-127.

10. Позняк С.В. История Украины.(IX – первая половина XVII в.): курс лекций. Мн.: БГУ, 2002.

11. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

12. Свердлов М.Б. Общественный строй славян в VI -начале VIIвв.//Советское славяноведение. 1977. №3.

13. Седов В.В. Анты//Проблемы советской археологии. М., 1978.

14. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1978.

15. Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982.

16. Седов В.В. Славяне. М., 2002.

17. Семененко В.И., Радченко Л.А. История Украины с древнейших времён до наших дней. Харьков. 1999.

18. Скрынников Р.Г. История Российская. IX – XVII вв. М., 1997.

19. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян: VI – X вв. СПб., 1996.

20. Язычество восточных славян: Сборник научных трудов. Л., 1990.

 

 

Приложение: Основные языческие боги:

Перун,или Сварог– главный бог, бог гразы, огня, покровитель князя и его дружины.

Хорс (Хорос), или Ярило – бог Солнца.

 

Велес – «скотий» бог, покровитель скотоводства.

 

Стрибог – бог ветра, вихрей и бурь.

 

Симаргл, или Семаргл –священная собака, бог подземного мира.

 

Сварог – бог неба или небесного огня (возможно, он и Перун – один бог).

 

Даждьбог – сын Сварога, бог огня.

 

Мокошь, или Макошь – женское божество, богиня плодородия, прядения и ткачества.