Uпросмотреть программу с помощью команды D и ввести изменения по команде E
Можно обратить внимание на некоторые типичные характеристики циркадианной системы здорового человека. Масса тела достигает максимальных значений в 18-19 часов, температура тела – в 16-18 часов, частота сердечных сокращений – в 15-16 часов, частота дыхания – в 13-16 часов, систолическое артериальное давление – в 15-18 часов. Уровень эритроцитов в крови – в 11-12 часов, лейкоцитов – в 21-23 часа, гормонов в плазме крови – в 10-12 часов, инсулина – в 18 часов, общего белка крови – в 17-19 часов. Чувствительность тканей зубов к болевым раздражителям максимальна в 18 ч, уменьшается к 15 ч, минимальна – вскоре после полуночи. Органы чувств: с 3 до 8 утра максимальная чувствительность ко всем видам боли. С 17 до 19 часов начинается повышение обонятельных вкусовых и слуховых ощущений, максимума они достигают в 3 часа ночи, а минимум их чувствительности отмечен в 6 часов утра.
M4_n.m
M3_n.m
M2.m
M1.m
48.9639
M2.m
M1.m
3. АПАРАТНІ ЗАСОБИ.
2. КЛАСИФІКАЦІЯ КОМПЮТЕРНИХ МЕРЕЖ.
1. ВИЗНАЧЕННЯ І ПРИЗНАЧЕННЯ КОМП’ЮТЕРНИХ МЕРЕЖ.
Информационно-поисковые системы в среде WWW
Информационные технологии WWW
WWW, W3 - система для доступа к гипертекстовой и гипермедиа-информации (как, впрочем, и к любой другой, но соль именно в «ги-пер»). Изначально проект WWW зародился в CERN, европейском центре физики высоких энергий в 1990 г., но со временем перерос рамки сообщества ученых-физиков. Первые программы, демонстрирующие работу системы, были закончены в 1992 г. для компьютера NeXT. За несколько лет, прошедших с тех пор, система WWW совершила победоносное шествие практически по всем операционным платформам, включая самые примитивные (MS-DOS). «Отец» WWW, Тим Бернерс-Ли, сейчас является руководителем консорциума W30, W3 Organization, основанного CERN и MIT (Масачусетский технологический институт) в 1994 г. для развития и стандартизации WWW. В феврале 1995 г. CERN вышел из консорциума, мотивируя это необходимостью сосредоточить все усилия на чисто физических проектах. Преемником CERN стал французский национальный компьютерный центр INRIA.
«Рабочее пространство» WWW - Internet. Это не означает, что WWW и Internet не могут обойтись друг без друга. Нет, вполне возможно использовать WWW в качестве локальной информационной системы. Более того, форматы данных и протоколы не имеют никакой привязки к технологической основе сети (IP). Однако всякая информационная система, помимо технических характеристик, сильна (или слаба) своим содержанием и пользовательским интерфейсом. Так уж получилось, что именно сеть Internet, являясь транспортом, в силу своего размера, открытости и структуры, сделала WWW глобальной реальностью, а миллионы пользователей совместно наполнили Web мириадами документов.
Причины успеха просты - дружественный интерфейс, легкость на-
вигации в Internet, способность легко интегрировать мультимедиа-объекты и решение типа «все в одном» - типичный навигатор (browser) является клиентом для почти всех популярных информационных служб в Internet. Web фантастически популярен и растет даже быстрее Internet.
WWW работает по принципу клиент-сервер, точнее, клиент-серверы: существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ - документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки эти в документах WWW организованы таким образом, что каждый информационный ресурс в глобальной сети Интернет однозначно адресуется, и документ, который Вы читаете в данный момент, способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы (и вообще на ресурсы Интернет) на других компьютерах Интернет. Причем пользователь не замечает этого, и работает со всем информационным пространством Интернет как с единым целым. Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернет. Более того, большинство программ-клиентов WWW (browsers, навигаторы) не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих сервисов: ftp, gopher, сетевых новостей Usenet, электронной почты и т.д. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Интернет, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.
Надо отметить, что идея распределенного гипертекста зародилась довольно давно. Например, можно отметить проект одного из австрийских университетов Hyper-G. С точки зрения автора своим успехом WWW в очень большой степени обязана NCSA, разработавшему популярнейший в прошлом WWW-навигатор с графическими способностями. В начале 1993 г. NCSA, National Center for Supercomputing Applications, Национальный центр суперкомпьютерных приложений при университете штата Иллинойс в Урбана-Шампань выпустил в свет первую версию Mosaic - WWW-навигатора, которому было суждено завоевать мир. В свое время Mosaic прозвали «Internet killer application» (т.е. хит, бестселлер Интернет), и она была доступна практически для всех клонов Unix и для MS-Windows. Мозаика была основным инструментом для пользователей WWW. С тех пор многое изменилось.
Следующий этап - образование компании Netscape Communications Corp. (NS) и выпуск этой компанией нового навигатора. Между бесплатным навигатором Mosaic и Netscape Navigator (далее просто Netscape) существует некая генеалогическая связь. Дело в том, что их написали одни и те же люди, в большинстве своем ныне работающие в Netscape Communications Corporation. Сейчас такое высказывание, может быть, не совсем точно, так как в команду Mosaic влились новые программис-
ты вместо ушедших. С начала 1996 года и Relcom и Demos начали распространение Netscape в России. Первые версии Netscape распространялись бесплатно и ими до сих пор многие пользуются.
Система WWW в целом состоит из следующих компонент:
• HTML (HyperText Markup Language)- язык гипертекстовой разметки;
• HTTP (HyperText Transfer Protocol)- прикладной протокол, разработанный для обмена гипертекстовой информацией в Internet;
• Спецификаций на типы данных в Internet (Internet Media Types);
• Система WWW-адресации (URL).
Язык HTML очень прост. Разработчики WWW и позже консорциум W30 стремятся оформить HTML как DTD (Document Type Definition) в терминах SGML (Standard Generalized Markup Language), ISO-стандарта (ISO - International Standards Organization - международная организация стандартов) для обработки документов. С практической точки зрения HTML представляет собой разметку, сделанную обычными английскими словами внутри документа. HTML был разработан для того, чтобы выделить в документах логическую структуру.
Протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol) также в высшей степени прост, что иногда вредит организации информационного сервиса. Это правила общения между навигатором и WWW-сервером. Одна сессия легко укладывается в схему запрос-ответ. В простейшем случае навигатор требует некий документ, и сервер его выдает. С одной стороны, такая простота - вещь хорошая, с другой - это влечет за собой дополнительные накладные расходы и, следовательно, временные задержки и неэффективность.
Схема HTTP содержит идентификатор, адрес машины, ТСР-порт, путь в директории сервера, поисковый критерий и метку: http:// polyn.net.kiae.su/polyn/manifest.html.
Согласование типов документов, передаваемых в рамках WWW, производится с помощью заголовков, которыми обмениваются навигатор и WWW-сервер. Весь комплекс заголовков известен как MIME, Multipurpose Internet Mail Extensions. Это означает «многоцелевые расширения почты в Интернет», и следы MIME можно видеть во многих электронных письмах.
Заголовки:
Content-Transfer-Encoding: iso8859-5 Content-Length: 8674
и,уж безусловно, MIME-Version: 1.0
- есть несомненный признак MIME.
Сами типы документов специфицированы в RFC (Request For Comment - запрос для комментария. Портфель документов, в которых опубликованы стандарты Internet, предлагаемые ей ^андарты, а также
общепринятые идеи, негласные стандарты и т.п. Эти документы фактически определяют Internet), описывающем так называемые «типы данных в Internet» (Internet Media Types).
Навигатор должен знать, какого типа документ он получает, ведь он должен его интерпретировать, показывать и вообще что-то с ним делать.
Навигаторы предоставляют пользователю возможность указывать внешние программы-интерпретаторы для разных типов документов.
Для внесения в WWW возможности интерактивного диалога с пользователем и создания динамических документов имеется ряд способов, частично стандартизованных, частично нет. Это такие средства, как:
CGI (CommonGatewaylnterface) - часть HTML, создание интерактивных форм, создание документов, как вывод программ. Интерфейс CGI был специально разработан для расширения возможностей WWW за счет подключения всевозможного внешнего программного обеспечения. Такой подход логично продолжал принцип публичности и простоты разработки и наращивания возможностей WWW. По настоящему полезные формы профессионального уровня все же создавать в рамках CGI невозможно. Этому мешают бедность средств CGI и свойства (statelessness) протокола HTTP.
SSI, SSI+ - нестандартизованные расширения серверов, например, доступ к БД через ODBC без программирования.
Страница базы данных WWW- законченный информационный объект, который отображается пользователю при обращении к информационному ресурсу WWW по универсальному идентификатору этого ресурса (URL).
Таким образом, мы видим, что WWW представляет собой систему:
• открытую (все спецификации, протоколы и т.д. опубликованы и доступны бесплатно);
• масштабируемую (система адресации);
• легко интегрируемую и расширяемую (MIME, внешние интерпретаторы).
К информационным технологиям WWW относятся: HTML, URL, HTTP, CGI, Java, JavaScript.
Java - это современный язык для разработки приложений, созданный специально для распределенных сред. Java является простым объектно-ориентированным языком, не требующим длительного обучения программистов. Для работы в сетецентрической среде возрастающей сложности система программирования должна соответствовать объектно-ориентированной концепции.
Java является знакомым языком программирования, так как синтаксис Java во многом напоминает C++. Исключение адресной арифметики по мнению создателей должно обеспечить более надежный код
по сравнению с C++. Надежность программ обеспечивается проверками на этапе компиляции и последующей проверкой во время выполнения.
Язык JavaScript разрабатывался компанией Netscape как язык сценариев просмотра HTML-страниц. JavaScript является объектно-ориентированным языком. В целом язык ориентирован на встроенные объекты Netscape Navigator: окна, формы, поля форм, элементы рабочих областей Navigator. Это сильно облегчает обучение языку и позволяет сразу писать интересные и полезные программы.
Используя JavaScript, можно организовать многооконный интерфейс с локальной справочной системой и встроенной графикой, возложив при этом многие вопросы проверки вводимых пользователем данных на JavaScript. По своим функциональным возможностям JavaScript довольно сильно уступает Java: можно организовать прокрутку текста, организовать открытие нового окна, запрограммировать калькулятор, но не более того.
Таким образом, нами были рассмотрены два класса доступа к информационным ресурсам Internet: распределенные файловые системы (Usenet, FTP, Gopher, NFS), распределенные информационные системы (WWW, WAIS).
Основные протоколы, используемые в Интернет, не обеспечены достаточными встроенными функциями поиска, не говоря уже о миллионах серверах, находящихся в ней. Протокол HTTP, используемый в Интернет, хорош лишь в отношении навигации, которая рассматривается только как средство просмотра страниц, но не их поиска. То же самое относится и к протоколу FTP, который даже более примитивен, чем HTTP. Из-за быстрого роста информации, доступной в Сети, навигационные методы просмотра быстро достигают предела их функциональных возможностей, не говоря уже о пределе их эффективности. Не указывая конкретных цифр, можно сказать, что нужную информацию уже не представляется возможным получить сразу, так как в Сети сейчас находятся миллиарды документов и все они в распоряжении пользователей Интернет, к тому же сегодня их количество возрастает согласно экспоненциальной зависимости. Количество изменений, которым эта информация подвергнута, огромно и, самое главное, они произошли за очень короткий период времени. Основная проблема заключается в том, что единой полной функциональной системы обновления и занесения подобного объема информации, одновременно доступного всем пользователям Интернет во всем мире, никогда не было. Для того чтобы структурировать информацию, накопленную в сети Интернет, и обеспечить ее пользователей удобными средствами поиска необходимых им данных, были созданы поисковые системы.
Информационно-поисковая система- система, предназначенная для поиска информации в базе данных.
Поисковые системы обычно состоят из трех компонент:
• агент (паук или кроулер), который перемещается по Сети и собирает информацию;
• база данных, которая содержит всю информацию, собираемую пауками;
• поисковый механизм, который люди используют как интерфейс для взаимодействия с базой данных.
Средства поиска и структурирования, иногда называемые поисковыми механизмами, используются для того, чтобы помочь людям найти информацию, в которой они нуждаются. Средства поиска типа агентов, пауков, кроулеров и роботов используются для сбора информации о документах, находящихся в Сети Интернет. Это специальные программы, которые занимаются поиском страниц в Сети, извлекают гипертекстовые ссылки на этих страницах и автоматически индексируют информацию, которую они находят для построения базы данных. Каждый поисковый механизм имеет собственный набор правил, определяющих, как собирать документы. Некоторые следуют за каждой ссылкой на каждой найденной странице и затем, в свою очередь, исследуют каждую ссылку на каждой из новых страниц, и так далее. Некоторые игнорируют ссылки, которые вед^т к графическим и звуковым файлам, файлам мультипликации; другие игнорируют ссылки к ресурсам типа баз данных WAIS; другие проинструктированы, что нужно просматривать прежде всего наиболее популярные страницы.
Агенты - самые «интеллектуальные» из поисковых средств. Они могут делать больше, чем просто искать: они могут выполнять даже транзакции от имени пользователя. Уже сейчас они могут искать сайты специфической тематики и возвращать списки сайтов, отсортированных по их посещаемости. Агенты могут обрабатывать содержание документов, находить и индексировать другие виды ресурсов, не только страницы. Они могут также быть запрограммированы для извлечения информации из уже существующих баз данных. Независимо от информации, которую агенты индексируют, они передают ее обратно базе данных поискового механизма.
Общий поиск информации в Сети осуществляют программы, известные как пауки. Пауки сообщают о содержании найденного документа, индексируют его и извлекают итоговую информацию. Они просматривают заголовки, некоторые ссылки и посылают проиндексированную информацию базе данных поискового механизма.
Кроулеры просматривают заголовки и возращают только первую ссылку.
Роботы могут быть запрограммированы так, чтобы переходить по различным ссылкам различной глубины вложенности, выполнять индексацию и даже проверять ссылки в документе. Из-за их природы они
могут застревать в циклах, поэтому, проходя по ссылкам, им нужны значительные ресурсы Сети. Однако, имеются методы, предназначенные для того, чтобы запретить роботам поиск по сайтам, владельцы которых не желают, чтобы они были проиндексированы.
Агенты извлекают и индексируют различные виды информации. Некоторые, например, индексируют каждое отдельное слово во встречающемся документе, в то время как другие индексируют только наиболее важных 100 слов в каждом, индексируют размер документа и число слов в нем, название, заголовки и подзаголовки и т.д. Вид построенного индекса определяет, какой поиск может быть сделан поисковым механизмом и как полученная информация будет интерпретирована.
Агенты могут также перемещаться по Интернет и находить информацию, после чего помещать ее в базу данных поискового механизма. Администраторы поисковых систем могут определить, какие сайты или типы сайтов агенты должны посетить и проиндексировать. Проиндексированная информация отсылается базе данных поискового механизма так же, как было описано выше.
Когда кто-либо хочет найти информацию, доступную в Интернет, он посещает страницу поисковой системы и заполняет форму, детализирующую информацию, которая ему необходима. Здесь могут использоваться ключевые слова, даты и другие критерии. Критерии в форме поиска должны соответствовать критериям, используемым агентами при индексации информации, которую они нашли при перемещении по Сети.
База данных отыскивает предмет запроса, основанный на информации, указанной в заполненной форме, и выводит соответствующие документы, подготовленные базой данных. Чтобы определить порядок, в котором список документов будет показан, база данных применяет алгоритм ранжирования. В идеальном случае, документы, наиболее релевантные пользовательскому запросу будут помещены первыми в списке. Различные поисковые системы используют различные алгоритмы ранжирования, однако основные принципы определения релевантности следующие:
1. Количество слов запроса в текстовом содержимом документа (т.е. в html-коде).
2. Тэги, в которых эти слова располагаются.
3. Местоположение искомых слов в документе.
4. Удельный вес слов, относительно которых определяется релевантность, в общем количестве слов документа.
Эти принципы применяются всеми поисковыми системами. А представленные ниже используются некоторыми, но достаточно известными (например, AltaVista, HotBot).
5. Время - как долго страница находится в базе поискового сер
вера. Поначалу кажется, что это довольно бессмысленный прин
цип. Но, если задуматься, как много существует в Интернете сай
тов, которые живут максимум месяц! Если же сайт существует
довольно долго, это означает, что владелец весьма опытен в данной теме и пользователю больше подойдет сайт, который пару лет вещает миру о правилах поведения за столом, чем тот, который появился неделю назад с этой же темой. 6. Индекс цитируемости - как много ссылок на данную страницу ведет с других страниц, зарегистрированных в базе поисковой системы. База данных выводит ранжированный подобным образом список документов с HTML и возвращает его человеку, сделавшему запрос. Различные поисковые механизмы также выбирают различные способы показа полученного списка - некоторые показывают только ссылки; другие выводят ссылки с первыми несколькими предложениями, содержащимися в документе или заголовок документа вместе с ссылкой. Основные информационно-поисковые системы WWW: Lycos, AltaVista, Yahoo, OpenText, Infoseek. Рассмотрим вкратце характеристики этих систем.
Lycos (www.lycos.com). В Lycos используется следующий механизм индексации:
• слова в <title> заголовке имеют высший приоритет;
• слова в начале страницы;
• слова в ссылках;
• если в его базе индекса есть сайты, ссылка с которых указывает на индексируемый документ - релевантность этого документа возрастает.
Как и большинство систем, Lycos дает возможность применять простой запрос и более детальный метод поиска. В простом запросе в качестве поискового критерия вводится предложение на естественном языке, после чего Lycos производит нормализацию запроса, удаляя из него так называемые stop-слова, и только после этого приступает к его выполнению. Почти сразу выдается информация о количестве документов на каждое слово, а позже и список ссылок на формально релевантные документы. В списке против каждого документа указывается его мера близости запросу, количество слов из запроса, попавших в документ, и оценочная мера близости, которая может быть больше или меньше формально вычисленной. Пока нельзя вводить логические операторы в строке вместе с терминами, но использовать логику через систему меню Lycos позволяет. Такая возможность применяется для построения расширенной формы запроса, предназначенной для искушенных пользователей, уже научившихся работать с этим механизмом. Таким образом, видно, что Lycos относится к системе с языком запросов типа «Like this», но намечается его расширение и на другие способы организации поисковых предписаний.
AltaVista (www.altavista.com). Индексирование в этой системе осуществляется при помощи робота. При этом робот имеет следующие приоритеты:
• слова содержащиеся в теге <title> имеют высший приоритет; ключевые фразы в <Meta> тэгах;
• ключевые фразы, находящиеся в начале странички;
• ключевые фразы в ссылках;
• ключевые фразы по количеству вхождений, присутствия слов, фраз.
Если тэгов на странице нет, использует первые 30 слов, которые индексирует и показывает вместо описания (tag description)
Наиболее интересная возможность AltaVista - это расширенный поиск. Здесь стоит сразу оговориться, что, в отличие от многих других систем AltaVista поддерживает одноместный оператор NOT Кроме этого, имеется еще и оператор NEAR, который реализует возможность контекстного поиска, когда термины должны располагаться рядом в тексте документа. AltaVista разрешает поиск по ключевым фразам, при этом она имеет довольно большой фразеологический словарь. Кроме всего прочего, при поиске в AltaVista можно задать имя поля, где должно встретиться слово: гипертекстовая ссылка, applet, название образа, заголовок и ряд других полей. К сожалению, подробно процедура ранжирования в документации по системе не описана, но видно, что ранжирование применяется как при простом поиске, так и при расширенном запросе. Реально эту систему можно отнести к системе с расширенным логическим поиском.
Yahoo (www.yahoo.com). Данная система появилась в Сети одной из первых, и сегодня Yahoo сотрудничает со многими производителями средств информационного поиска, а на различных ее серверах используется различное программное обеспечение. Язык Yahoo достаточно прост: все слова следует вводить через пробел, они соединяются связкой AND либо OR. При выдаче не указывается степень соответствия документа запросу, а только подчеркиваются слова из запроса, которые встретились в документе. При этом не производится нормализация лексики и не проводится анализ на «общие» слова. Хорошие результаты поиска получаются только тогда, когда пользователь знает, что в базе данных Yahoo информация есть наверняка. Ранжирование производится по числу терминов запроса в документе. Yahoo относится к классу простых традиционных систем с ограниченными возможностями поиска.
OpenText (www.opentext.com). Информационная система OpenText представляет собой самый коммерциализированный информационный продукт в Сети. Все описания больше похожи на рекламу, чем на информативное руководство по работе. Система позволяет провести поиск с использованием логических коннекторов, однако размер запроса ограничен тремя терминами или фразами. В данном случае речь идет о расширенном поиске. При выдаче результатов сообщается степень соответствия документа запросу и размер документа. Система позволяет также улучшить результаты поиска в стиле традиционного
булевого поиска, OpenText можно было бы отнести к разряду традиционных информационно-поисковых систем, если бы не механизм ранжирования.
Infoseek (www.infoseek.com). В этой системе индекс создает робот, но он индексирует не весь сайт, а только указанную страницу. При этом робот имеет такие приоритеты:
• слова в заголовке <title> имеют наивысший приоритет;
• слова в теге keywords, description и частота вхождений\повторе-ний в самом тексте;
• при повторении одинаковых слов рядом выбрасывает из индекса;
• допускает до 1024 символов для тега keywords, 200 символов для тэга description;
• если тэги не использовались, индексирует первые 200 слов на странице и использует как описание.
Система Infoseek обладает довольно развитым информационно-поисковым языком, позволяющим не просто указывать, какие термины должны встречаться в документах, но и своеобразно взвешивать их. Достигается это при помощи специальных знаков «+» - термин обязан быть в документе, и «-» - термин должен отсутствовать в документе. Кроме этого, Infoseek позволяет проводить то, что называется контекстным поиском. Это значит, что используя специальную форму запроса, можно потребовать последовательной совместной встречаемости слов. Также можно указать, что некоторые слова должны совместно встречаться не только в одном документе, а даже в отдельном параграфе или заголовке. Имеется возможность указания ключевых фраз, представляющих собой единое целое, вплоть до порядка слов. Ранжирование при выдаче осуществляется по числу терминов запроса в документе, по числу фраз запроса за вычетом общих слов. Все эти факторы используются как вложенные процедуры. Подводя краткое резюме, можно сказать, что Infoseek относится к традиционным системам с элементом взвешивания терминов при поиске.
Информационное агентство- организация, собирающая, обрабатывающая и распространяющая информацию. Известна поисковая система Magellan (www.magellan.com) одноименного информационного агентства, примечательная тем, что она не использует робота-ин-дексировщика. Все вопросы о включении того или иного информационного ресурса в базу данных поисковой системы решаются специальной редакционной коллегией, что, с одной стороны, гарантирует «чистоту» предоставляемой информации, но, с другой стороны, сильно ограничивает широту охвата поисковой системой представленной в Сети информации.
Среди наиболее известных отечественных поисковых систем стоит отметить Яндекс (www.yandex.ru), Апорт (www.aport.ru) и Рамблер (www.rambler.ru).
У наш час найважливішим застосуванням комп’ютерів стає створення мереж, що забезпечують єдиний інформаційний простір для багатьох користувачів. Особливо наочно цей процес простежується на прикладі всесвітньої комп’ютерної мережі Internet.
Комп’ютерна мережа –сукупність взаємозв’язаних(через канали передачі даних)комп’ютерів, які забезпечують користувачів засобами обміну інформацією і колективного використання ресурсів мережі: апаратних, програмних та інформаційних.
Абонентні мережі –об’єкти, що генерують або споживають інформацію в мережі. Абонентами мережі можуть бути окремі комп’ютери, комп’ютерні комплекси, термінали та ін. Будь-який абонент підключається до станції.
Станція –це апаратура, яка виконує функції, пов’язані з передаванням і прийманням інформації.
Сукупність абонента та станції називають абонентською системою. Враховуючи особливості реалізації абонентських систем на основі ПК, останні також часто називають станціями.
Якщо подати мережу у вигляді графа, то станції будуть знаходитися у вузлах мережі.
Для організації взаємодії абонентів потрібне фізичне передавальне середовище – лінії зв’язку або простір, в якому поширюються електричні сигнали, й апаратура передачі даних. На основі фізичного передавального середовища будується комунікаційна мережа, що забезпечує передачу інформації між абонентськими системами.
Такий підхід дає можливість розглядати будь-яку комп’ютерну мережу як сукупність абонентських систем і комунікаційної мережі.
Об’єднання комп’ютерів у мережу дає змогу спільно використати диски великої ємності, принтери, основну пам’ять, мати спільні програмні засоби і дані. Глобальні мережі надають можливість використати апаратні ресурси віддалених комп’ютерів. Ці мережі , охоплюючи мільйони людей, повністю змінили процес поширення і сприйняття інформації, зробили обмін нею через електронну пошту найпоширенішою послугою мережі, а основним ресурсом – інформацію.
Основним призначенням комп’ютерної мережі є забезпечення простого, зручного і надійного доступу користувача до спільних розподілених ресурсів мережі та організація їх колективного використання з надійним захистом від несанкціонованого доступу, а також забезпечення зручними і надійними засобами передачі даних між користувачами мережі. За допомогою комп’ютерних мереж ці проблеми вирішуються незалежно від територіального розташування користувачів. У епоху загальної інформатизації великі обсяги інформації зберігаються, обробляються і передаються в локальних та глобальних комп’ютерних мережах. У локальних мережах створюються спільні бази даних для роботи користувачів. У глобальних мережах здійснюється формування єдиного наукового, економічного, соціального і культурного інформаційного простору.
Існує безліч проблем, для вирішення яких потрібні централізовані дані, доступ до баз даних, передача даних на відстань та їх централізоване оброблення. З цим стикаються банківські та інші фінансові структури, системи соціального забезпечення, податкові служби, дистанційне комп’ютерне навчання, системи резервування авіаквитків, дистанційна медична діагностика, виборчі системи та ін. У всіх цих випадках необхідно, щоб у комп’ютерній мережі здійснювалися збирання, збереження і доступ до даних, гарантувався захист від спотворення та несанкціонованого доступу.
Комп’ютерні мережі можна класифікувати за рядом ознак, у тому числі за територіальним розподілом. При цьому розрізняють глобальні, регіональні та локальні мережі.
Глобальні мережі об’єднують користувачів, розташованих по всьому світу. В них часто використовуються супутникові канали зв’язку, що дають змогу сполучати вузли мережі зв’язку та ЕОМ, які знаходяться на відстані 10-15 тис.км один від одного.
Регіональні мережі об’єднують користувачів міста, області, невеликих країн. Як канали зв’язку в них найчастіше застосовуються телефонні лінії. Відстані між вузлами мережі становлять 10-1000 км.
Локальні мережі сполучають абонентів однієї або кількох сусідніх будівель одного підприємства, установи. Локальні мережі набули дуже великого поширення, оскільки 80-90% інформації циркулює поблизу місць її появи і тільки 20-10% пов’язано із зовнішніми взаємодіями. Локальні мережі можуть мати будь-яку структуру, але найчастіше комп’ютери в локальній мережі сполучаються єдиним високошвидкісним каналом передачі даних, що є головною відмітною особливістю локальних мереж. Як канал передачі даних при цьому використовуються : вита пара; коаксіальний кабель; оптичний кабель та ін. В оптичному каналі світловод зроблено із кварцового скла завтовшки з людську волосину. Це найбільш швидкісний, надійний, але і дорогий кабель. Відстані між ЕОМ в локальній мережі невеликі – до 10 км, а при використанні радіоканалів зв’язку – до 20 км. Канали в локальних мережах є власністю організацій і це спрощує їх експлуатацію.
Щоб забезпечити передачу інформації від комп’ютера в комунікаційне середовище, необхідно узгодити сигнали внутрішнього інтерфейсу комп’ютера з параметрами сигналів, що передаються по каналах зв’язку. При цьому має бути виконано як фізичне узгодження (форма, амплітуда і тривалість сигналу), так і кодове.
Технічні пристрої, які виконують функції сполучення комп’ютера з каналами зв’язку, називаються адаптерами, або мережними адаптерами. На практиці цей термін застосовується для спеціальних електронних плат – мережних. Крім них, функцію мережного адаптера часто виконують модеми.
Серед характеристик комунікаційної мережі найважливішими є:
· швидкість передачі даних по каналах зв’язку;
· пропускна здатність каналу зв’язку;
· вірогідність передачі інформації;
· надійність каналу зв’язку і передавальної апаратури.
Швидкість передачі даних по каналу зв’язку залежить від його типу та якості, типу апаратури передачі даних, способу синхронізації та ін. Швидкість передачі виражається в бітах за секунду. В техніці використовують іншу одиницю – бод (кількість змін стану середовища передачі за секунду). Взагалі швидкість у бітах за секунду та бодах не збігається. В сучасних широкосмугових мережах швидкість перед