Лекция.

ТЕМА 5. ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА И МЕДИЦИНА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ.

Смотри: Цветной фон!

Фоновый цвет

Комментарий

Этот пример демонстрирует, как использовать комментарий в исходном коде HTML.

<html><body> <!--Этот комментарий выводиться не будет--><p>Это обычный параграф.</p> </body></html>

Пример выполнения данного HTML-кода

Это обычный параграф.

Этот пример демонстрирует использование цветного фона на странице HTML. При выборе фона всегда проверяйте, чтобы текст был хорошо читаем!

<html><body bgcolor="yellow"><h2>Смотри: Цветной фон!</h2></body></html>

Пример выполнения данного HTML-кода

 

Таблица основных тегов HTML

Тег Описание
<html> Определяет документ HTML
<body> Определяет основную часть или тело документа
<h1> -- <h6> Определяет заголовки с 1 по 6
<p> Определяет параграф
<br> Вставляет единичный перенос строки
<hr> Определяет горизонтальную линейку
<!--> Определяет комментарий

 

Цель:дать общее представление о роли искусства в практике древнего врачевания и современной восстановительной и профилактической медицины; охарактеризовать эстетотерапию как совокупность методов использования художественного творчества в качестве лечебного и адаптационного фактора; ознакомить студентов с психологией искусства как одного из самостоятельных разделов в «поле» психологической науки.

План:

1) Искусство как лечебный фактор в практике древней и традиционной медицины.

2) Эстетика о психофизиологическом воздействии искусства, его роли в психотерапевтическом процессе.

3) Эстетотерапия и ее основные виды.

4) Проблематика и объект изучения психологии искусства

Законы социального бытия искусства раскрывают существенные и необходимые морфологические, семиотические и коммуникативные связи онтологии и социологии искусства. Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую, родовую, жанровую определенность и стилистическую характерность. Оно осуществляется в качестве материального предмета — знака, который в поле культуры, художественной традиции и общественного мнения выявляет свои коммуникативные свойства и передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство гуманистически ориентировано, стремится через гедонистическую функцию (художественное наслаждение) утвердить личность в ее самоценном значении и через познавательную, воспитательную, эстетическую функции социализировать человека, привить ему общественно значимые качества.

Как специфический социокультурный феномен, искусство сохраняет свою подлинную эстетическую значимость и художественность, если несет в себе духовные начала, утверждающие человечность, свободу и социальную самостоятельность личности. Важно, чтобы интересы искусства и человека как родового существа в конечном счете совпадали. Там, где данное совпадение отсутствует, где нет выражения человеческой жизни во всей ее полноте и глубине, — там возникает переход искусства в антиискусство, художественности в антихудожественность.

Искусство, будучи социально ценностным по своей природе явлением, выражает эстетическое отношение человека к миру, как отношение, воспитанное культурой, а не ее антиподом. Культура же, как известно, есть всегда выражение подлинно человеческих родовых начал в жизни. В данном контексте участие искусства в переустройстве общества на истинно человеческих началах, в гуманизации жизни людей выступает как его важная функция, органично связанная с художественностью, не противостоящая ей.

История развития искусства и медицины свидетельствует об их давней и глубокой взаимосвязи. Не случайно в античном мире медицину называли «искусством»; до сих пор, по утверждению С.П. Боткина, «понятие о медицине как о науке неразрывно еще связывается с понятием о медицинском искусстве».

Как форма общественного сознания, искусство полифункционально: наряду с познавательной, коммуникативной, аксиологической, гедонистической и другими своими функциями, оно способно не только выражать эмоции, чувства и переживания человека, но и воздействовать на его психику и сознание. Одна из важнейших проблем теоретической и клинической медицины – взаимосвязь психического и соматического. Современная наука уже выявила связь психоэмоциональных состояний личности с физиологическими изменениями, происходящими в организме человека. Однако еще древняя медицина рассматривала душевное и телесное состояния человека в их органическом единстве, в связи с чем в практике врачевания искусство применялось в терапевтических целях. Так, исцеление больных с помощью магии основывалось на суггестивной функции искусства, а сам магический ритуал как комплексный феномен включал в себя танец, музыку и пение. Позднее, психотерапевтический эффект воздействия искусства на человека был использован и в религиозном культе. В мифах разных народов можно найти немало примеров, свидетельствующих о целительной силе искусства: так, по свидетельству Галена, первым, кто применял музыку для успокоения страдающих безумием, был Асклепий. К этому же средству прибегали гомеровский Ахилл и пифагореец Клиний, а в древней Индии практиковалось исполнение так называемых «медицинских песен» для завоевания врачом доверия его пациента.

Часто используемое в эмпирической медицине лечебное воздействие искусства привлекало внимание античных философов, которые впервые предприняли попытку его теоретического осмысления. Греческие мыслители универсальным принципом функционирования Вселенной и человеческого организма считали гармонию, связывая с этим понятием и представление о здоровье. Забота о сохранении психосоматического равновесия личности вызвала закономерный интерес философии к искусству, его природе, функциям и назначению. Понятие калокагатии (Сократ) – нравственной красоты, соединенной с телесным совершенством, применялось к характеристике образа идеального гражданина, а физическое здоровье признавалось зависимым от эмоционального состояния (так, Платон указывал, что гимнастика эффективна лишь в сочетании с музыкой). Цель искусства сводилась не столько к получению удовольствия при восприятии его произведений, сколько к достижению внутренней гармонии. При этом античные философы различали положительное и негативное влияние искусства на личность. В этой связи было разработано учение об этосе – нраве, характере разных народов, воплощенном в их музыкальном творчестве, в результате за музыкальными стилями закреплялось определенное этическое содержание, особым образом воздействующее на психику реципиента. Согласно легенде, Пифагор, используя мелодию соответствующего этоса, усмирил пьяного юношу; известна идея Платона о введении государственного надзора за отбором музыкальных произведений в идеальном государстве. В то же время Диоген из Селевкии доказывал, что одна и та же музыка различным образом влияет на разных людей, восприятие искусства зависит от индивидуальных особенностей воспринимающих.

Одним из наиболее распространенных учений в античный период была теория катарсиса. Это термин, заимствованный из культовой практики, указывал на особый эмоциональный эффект, вызываемый искусством. Именно в нем Платон усматривал отрицательное воздействие трагедии на граждан, когда актер и зритель, отождествлявшие себя с героем трагедии, «впадают в безумие», итогом чего является расстройство «гармонии души». Аристотель, напротив, доказывал благотворность катарсического влияния искусства на человека, видел в нем очищение психики от страстей и аффектов. Феномен катарсиса до сих пор является предметом устойчивого интереса не только со стороны эстетики, но и медицины. Мыслители и врачеватели древности успешно использовали исцеляющую функцию искусства, отмечая его влияние как на здоровье и нравственность отдельного человека, так и общества в целом. По словам Конфуция, «если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением какой-нибудь страны и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке».

В средние века и Новое время так же имело место обращение к искусству как лечебному фактору, однако взаимосвязь биологического, нравственного, психического и эстетического начал человеческой природы стало предметом постоянного внимания науки лишь с конца XIX столетия.

В современной медицинской практике искусство интенсивно используется в лечебных целях, для чего разрабатываются разнообразные методики, основанные на включении искусства в психотерапевтический процесс.

Музыкотерапия – метод использования музыкальных произведений в качестве лечебного средства. Применяется как самостоятельный метод, так и в сочетании с другими методиками терапии и релаксации (гипноз, аутогенная тренировка) при лечении психических и соматических заболеваний. В отечественной медицине особое внимание воздействию музыки на организм человека уделял В.М. Бехтерев; известны эксперименты В. Галатерника, использующего музыку при хирургических операциях; изучается воздействие этого вида искусства на протекание беременности, на ритм сердечной деятельности. Специалисты в области музыкотерапии составляют «лечебные каталоги музыки», классифицирую музыкальные произведения в соответствии с характером их воздействия, проводят занятия с пациентами как в групповой, так и в индивидуальной формах.

Библиотерапия – методика, основанная на применении «лечебного чтения» в терапевтическом процессе. При больницах формируются библиотеки, в которых подбор материала для направленного чтения осуществляется психотерапевтами и имеющими соответствующую квалификацию библиотечными работниками. Несмотря на то, что этот метод является эффективным терапевтическим средством не только в психиатрии, но и медицине в целом, отношение к нему неоднозначно – от признания его лишь «отвлекающим» фактором до утверждения его в качестве равноценной составляющей всего комплекса психотерапевтического воздействия.

Арттерапия – метод использования искусства как творчества в качестве лечебного и адаптационного фактора. Предполагается и самостоятельное участие пациентов в творческом прочесе, для чего создаются специально оборудованные кабинеты, занятия в которых проводит специалист – арттерапевт. В результате улучшается эмоциональное состояние пациента и его контакт с лечащим врачом, повышается коммуникативная способность и творческая активность, снижается агрессивность и укрепляется чувство уверенности в себе.

Психотерапевтический эффект, возникающий в процессе занятия творчеством, используется в имаготерапии, который является одним из методов игровой психотерапии, основанном на концепции тождества личности и образа человека. Заимствуются приемы театрального искусства, вплоть до постановки спектаклей силами пациентов, что способствует активизации способности к саморегуляции, оказывает релаксирующее воздействие. Особенно важную роль имаготерапия играет в реабилитационном процессе.

Использование средств искусства в медицине разнообразно. Обширная литература посвящена роли музыки, живописи, танца, литературы в оздоровительном процессе; доказана эффективность применения методов эстетотерапии при психических и соматических расстройствах как в лечебном, так и диагностическом планах. Искусство как лечебный фактор имеет важное значение в восстановительной и профилактической медицине.

Эстетотерапия использует языки различных видов искусства, чтобы стимулировать самоактуализацию, а также служит связующей нитью между внутренним (субъективным) миром человека и внешним (объективным). Трансперсональная арттерапия наряду с методами трансперсональной психологии, используя состояния сознания, выходящие за границы биографического, логического, обыденного Я, использует приёмы изобразительного искусства, драмы, элементы танца и музыки для развития креативности, воображения, интуиции и духовности; для стимуляции эмоциональной и физической саморегуляции; для разрешения проблемных ситуаций.

В современном психологическом знании на самостоятельную роль претендует такой его раздел, как «психология искусства». Как известно, еще фрейдизм избрал искусство для объективации психопатологических проекций. В отечественной науке основы союза психологии и искусства закладывались в 20—30-е гг., когда М.Я. Басов, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн провозгласили лозунг новой психологии: изучать человека, развивая его и воспитывая. Психология должна была вобрать в себя высшие достижения искусства в активном воздействии на личность. Равным образом и искусство должно естественно претворить в себе знания об общих закономерностях психической жизни современного человека.

Психология и искусство имеют общий объект. Но вместе с тем подход к этому объекту со стороны психолога и художника таков, что они выявляют разные грани художественного и собственно психологического видения человека. Так, для ученого-психолога при изучении психических явлений на первый план выступают закономерности, определяющие протекание процессов восприятия и мышления. Для художника же восприятие и мышление выступают как конкретное переживание, как содержание жизни личности: выявление смысла и значения того, что воспринимается и осмысливается человеком. Психолог, принимая формулу единства «отражения — отношения», в центр своего внимания ставит процесс психического отражения. Ту же формулу художник рассматривает прежде всего под углом зрения динамики отношения личностной развертки смыслов, значений.

Психология искусства не может уйти от решения кардинальных вопросов познания психического как процесса. Вместе с тем уровень развития теоретических и экспериментальных исследований в современной психологии позволяет включить в поле зрения личностно-смысловой уровень духовной жизни человека. Установление внутренних связей этих двух фундаментальных пластов психической жизни человека – первейшая теоретико- познавательная задача психологии искусства. Эта задача может рассматриваться как системное основание для определения объекта психологии искусства. Не вскрыв связей личностного и процессуального, любое конкретное исследование психологических аспектов художественного творчества и восприятия окажется в стороне от существенного, магистрального пути этой области знания – в стороне от ее объекта. Данный подход к выделению объекта психологии искусства намечает перспективы для определения предмета этой дисциплины.

Существенное значение для психологии искусства имеет четкое представление об ее эмпирической основе. В качестве таковой выступает практика художественной деятельности: процессы создания художественного произведения конкретным автором, продукты творческой деятельности художника (произведение, формы, жанры и т. п.), процессы воспроизведения и созерцания художественной культуры зрителем, слушателем, читателем. Естественно, психолог предварительно должен ознакомиться с искусствоведческими знаниями о нормах организации художественной деятельности, о современных ее средствах, требованиях к результату. Здесь важно указать на два ограничительных условия. Во-первых, из всего свода искусствоведческих знаний психолог избирательно вычленяет наиболее типические, обобщенные представления о способах организации художественной деятельности, средствах, ее стиле. Во-вторых, поскольку психология занимается изучением живого психического процесса, психолог может обращаться к такой деятельности, которая осуществляется личностью, выступающей в качестве субъекта непосредственно протекающего художественного процесса. Научно-психологический подход к изучению искусства принципиально отличен от так называемого «психологизма», от попыток некоторых искусствоведов, художников и даже отдельных психологов вести анализ предметов художественной культуры в абстракции от живого процесса создания и созерцания.

Коммуникативное понимание художественной деятельности в настоящее время утверждается в отечественном искусствознании (в работах М. М. Бахтина, В. Р. Щербины, М. Б. Храпченко и др.). В этой связи перед психологией открывается уникальная возможность для исследования социальных проблем своей науки в материале общественно обозримой, оцениваемой, воспроизводимой художественной деятельности. Психология искусства сталкивается не столько с особенной проблемой личности художника, сколько с общей проблемой социально значимых в настоящее время свойств личности, не столько с вопросом о специфике его деятельности, сколько с вопросом об общественно значимых качествах деятельности. Личность, деятельность, многие традиционные психологические вопросы здесь получают как бы новое социальное измерение. Своеобразие художественного общения, порождающего и вызывающего необходимость в создании новых разнообразных «шкал» социальных оценок деятельности, личности и т. д., ставит перед психологией искусства исследовательскую задачу, имеющую общепсихологическую значимость.

Наблюдения писателей, живописцев, музыкантов, деятелей театра, данные ряда исследований, проведенных психологами, делают более дифференцированной картину психологических условий, обеспечивающих художественный эффект. Выявлены такие составляющие этих условий, как: полное слияние чувственного и мыслительного (Белинский, Толстой), выразительного и изобразительного (Роден, Пушкин, Станиславский), самореализации и объективации (Чехов, Мопассан); единство непосредственности и самоконтроля (Гоголь, Шаляпин, Леонидов); большая психологическая реальность художественного представления, чем обычного восприятия (Гете, Эйзенштейн); концентрированность и синестезия отдельных жизненных свойств в художественном целом (Короленко, Левитан, Довженко); статическая и динамическая смысловая композиция художественных воздействий (Асафьев, Яхонтов, Артоболевский); перевес «показа», демонстрации над авторской интерпретацией (Герцен, Салтыков-Щедрин, Горький); многоуровневость, многосоставность художественного воздействия (Прокофьев, Эйзенштейн, Мазель); «загадочность», проблемность художественного высказывания (Гете, Пушкин, Достоевский).

Психологическое изучение наиболее эффективных способов воздействия на личность, ее развитие образуют предметное «поле» психологии искусства, что позволяет ввести в содержание научно-психологического исследования знание о способах целенаправленного формирования личности. Специальная исследовательская задача психологии искусства заключается в решении одного из важных аспектов проблемы целенаправленного формирования личности.

Искусство вызывает в человеке катарсическую реакцию, как утверждал Аристотель. Катарсис, осуществляемый высокой трагедией, есть процесс очищения человека от дурных эмоций, от аффектов путем воздействия на самые социально развитые эмоции: сострадание и страх.

Лессинг, напротив, связывал катарсис с возбуждением страстей, которые ведут к повышению социальной активности человека. Гете трактовал этот феномен как процесс восстановления с помощью искусства разрушенной гармонии духовного мира человека.

Начало разработке медицинской теории катарсиса было положено работами австрийского врача XIX в. И. Бернайса. Он писал, что чувства страха и сострадания, присутствующие в психике человека, усиливаются при восприятии театрального искусства и в результате возникает естественная реакция, которая как бы «снимает» эти аффекты, давая взамен чувство облегчения и удовлетворения, подобно тому, как горе разрешается слезами.

Свою дальнейшую разработку эта теория получила в трудах Д. Брейера и З. Фрейда, которые применяли метод гипнотерапии для лечения истерий, неврозов и фобий. По мнению этих ученых, данные заболевания вызываются неотреагированными психическими травмами, подавленными стремлениями, неудовлетворенными желаниями, вытесненными в сферу подсознания.

Учение З. Фрейда Д. Моренс в начале XX века основал в Вене первый психитерапевтический театр, где ставились «психодрамы», а публика состояла из людей, страдающих душевными расстройствами.

Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал катарсис в качестве завершающей стадии психофизиологического процесса, лежащего в основе эстетического восприятия искусства. Воздействуя на психику человека, произведение искусства возбуждает противоположно направленные аффекты, которые приводят к «взрыву», к разряду нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается, по мнению этого ученого, катарсис эстетической реакции.

Современное искусство, по убеждению Т. Адорно, зачастую отказывается от катарсиса, дабы публика не сопереживала трагическому, а испытывала бы его непосредственно на себе. В результате снятия эстетической дистанции между искусством и жизнью исчезает и классический эффект катарсического воздействия, разрядки.

Техническое оснащение:мультимедийное сопровождение.

Литература:

Основная:

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2000.

2. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.

3. Карвасарский Д.Б. Психотерапия. М., 1985.

Дополнительная:

1. История эстетической мысли. М., 1985.

2. Скворцов В.Я. Искусство, эстетика, медицина / Философские науки. 1989. №9.