Религиозный климат в период арабского халифата

1. Халифат Омейядов

2. Халифат Аббасидов

1. Халифат Омейядов (661– 750)

 

Основателем династии был сирийский наместник Муавийя (661 – 680), сын Абу Суфьяна, из знатного мекканского рода Омейя племени Курейш. Не признав право на халифат Али, он развернул против четвертого «праведного» халифа борьбу. После убийства Али хариджитами в 661 г. Муавийя, располагая большой армией, поставил под свой контроль весь халифат и провозгласил себя халифом. Ко времени своей смерти (680 г.) он создал стабильную систему государственного управления со столицей в Дамаске, откуда было удобно проводить дальнейшую экспансию в Средиземноморье, византийскую Малую Азию и Закавказье. Он несколько раз совершал безуспешные походы на Константинополь в 670 и 674 гг. Муавийя ввел в государстве наследственное правление, отказавшись от существовавшей у арабов системы выборов и принципа старшинства.

Однако власть Омейядов постоянно находилась под угрозой. Наследник Муавийя, его сын Йезид I, пресек попытку Хусейна ибн Али провозгласить себя халифом. Вслед за этим Йезиду пришлось подавить восставших мединцев (682 – 683), возмущенных жестокой расправой над внуком Пророка. Воспользовавшись смертью Йезида I в 683 г. и малолетством его сына Муавийи II, мекканец Абд Аллах ибн аль-Зубайр провозгласил себя халифом, что привело к гражданской войне, завершившейся смертью последнего в 692 г. Во время правления Абд аль-Малика (685 – 705), прослывшего аскетом и видным богословом Медины, наметилось укрепление халифата. Продолжая опираться на византийскую и Сасанидскую систему администрации, ал-Малик ввел в качестве государственного арабский язык и начал чеканку арабской монеты.

Хотя халифат аль-Валида (705 – 715) явился периодом процветания, постоянное соперничество двух групп арабских племен – кайс и кальб угрожало единству страны, особенно на фоне постоянной шиитской оппозиции центральной власти. Чтобы смягчить эксплуатацию мусульман-неарабов (мавали), пополнявших шиитскую оппозицию, Омар ибн Абд аль-Азиз (омар II, 717 – 715 освободил их от двойного налогообложения. Это способствовало арабизации завоеванных стран, но попытки примириться с шиитами не удались. После смерти Омара усилилось противостояние арабов и мавали. Последние сплотились вокруг притязавших на халифат потомков дяди Пророка Аббаса, и Омейяды не смогли оказать достойного сопротивления. Последний правитель династии, Марван II (744 – 750) был убит в Египте в 750 г.

Правление Омейядов ознаменовалось широкой военной и политической экспансией исламского государства. К 661 г. арабы оккупировали Египет, Сирию, Ирак и большую часть Ирана. Продолжая экспансию на Запад, через Северную Африку они достигли атлантического побережья. В 711 г. арабы завоевали Испанию, но дальнейшее их проникновение в Европу остановил в 732 г. Карл Мартел в битве при Пуатье. Используя Иран в качестве опорной базы, арабы в 711 г. проникли в Северо-Западную Индию и, завоевав важный коммерческий регион Мавераннахр (Трансоксиана), дошли до границ с Китаем.

 

2. Халифат Аббасидов

 

Династия Аббасидов правила халифатом с 750 по 1258 гг. Потомки дяди Пророка – Аббаса, они заявили о своем родстве с Мухаммедом и нашли поддержку на востоке Халифата – у хорасанцев. В 747 г. в Мервском оазисе под черным знаменем Аббасидов вспыхнуло восстание во главе с бывшим рабом Абу Муслимом. Захватив Хорасан, к 749 г. они оккупировали Ирак и провозгласили халифом Абу-л-Аббаса ас-Саффаха (750 - 754), который считается основателем аббасидской династии. Оставшиеся в живых из рода Омейядов бежали в Испанию, где основали независимый Кордовский халифат.

Ранним Аббасидам сразу же пришлось столкнуться с оппозицией в лице алидов и их приверженцев в Ираке. Они поднимали многочисленные восстания, среди которых особенно заметными были восстания во главе с Мухаммадом «Чистая душа» в Медине и с его братом Ибрагимом в Басре в 762 г. Основателем халифата Аббасидов стал брат Абу-л-Аббаса – Джафар, принявший тронное имя аль-Мансур – «Победоносный» (гг. правления 754 - 775). В 762 г. он перенес столицу халифата из Дамаска в Багдад. Из преданной ему хорасанской армейской верхушки был сформирован аппарат управления. Кроме того, аль-Мансур воспользовался бюрократическим опытом знатной иранской семьи Бармекидов, продолжавшей Сасанидские традиции финансового администрирования. Но уже Харун ар-Рашид (гг. правления 786 – 809), герой сказок «Тысячи и одной ночи», в 803 г. уничтожил этот знатный род, опасаясь их чрезмерно возросшего влияния. Харун ар-Рашид первым из арабских правителей заинтересовался Западной Европой и обменялся двумя посольствами с Карлом Великим. Уже при Ар-Рашиде наметились центробежные тенденции в халифате: ар-Рашид потерял североафриканские владения к Западу от Египта, где начали править династии Идрисидов (Марокко) и Аглабидов (Тунис и Алжир). Для упрочения власти семьи, ар-Рашид поделил халифат между двумя сыновьями: аль-Амину (гг. правления 809 - 813) достался Ирак и западные земли, а аль-Мамун (813 - 833) получил Иран. В результате гражданской войны, последовавшей после смерти ар-Рашида, престол занял аль-Мамун – покровитель искусства и наук. Он симпатизировал шиитам и даже попытался сменить черный флаг Аббасидов на зеленый Алидов. При нем уже ощущалось ослабление центральной власти. По халифату пронеслась серия восстаний. Более 20 лет центральное правительство вело борьбу с хуррамитами - иранской гностической сектой. Восстание под руководством их духовного лидера Бабека, вспыхнув в Азербайджане, распространилось на территорию Армении и Северо-Западного Ирана, и было подавлено преемником ал-Мамуна. В это же время активизировались шииты, заняв Мекку, Медину, Васит и Басру.

Перед братом и наследником аль-Мамуна – аль-Мутасимом (833 – 842) стояла задача создать эффективную армию для подавления восстаний. Продолжая традицию предшественника, аль-Мутасим, сам будучи сыном тюркской невольницы, активизировал набор войска из тюркских наемников. Опасаясь волнений в Багдаде, он перенес столицу в Самарру (араб. «радуется всякий, кто видит его»). (Традиционно Аббасиды опирались не на арабов, а на население Персии и Хорасана. Но когда эти земли отошли к Тахиридам, место хорасанцев заняли тюрки).

Позднее это привело к тому, что последующие халифы стали заложниками своего тюркского войска. Багдад вернул себе статус столицы только в 892 г. Авторитет Аббасидов был временно восстановлен халифом аль-Мутадидом (гг. правления 892 – 902), но их политическое влияние было ограничено Ираком.

Еще с 30-х гг. VIII века в Хорасане утвердилась династия Тахиридов, а с 873 г. – династия Саманидов. С 868 г. в Египте было создано самостоятельное государство Тулунидов, контролировавшее также Сирию и Палестину, а в 909 г. ее сменила династия Фатимидов. В IX в. возродилась государственность в Средней Азии, Грузии, Армении и Азербайджане. Таким образом, Арабский халифат переживал процесс политического распада.

В 945 г. халифат захватили Буиды – шииты, выходцы из горного региона Юго-Запада Каспия. Присвоив себе титул «эмира эмиров», они правили от имени Аббасидов до начала XI века. В оппозицию к шиитам-буидам поставил себя халиф аль-Кадир (991 - 1031). Он возглавил нарождающееся суннитское двидение, опубликовав «Рисалат аль-Кадирийя», которая явилась основой суннитской доктрины. Суннитское влияние еще больше усилилось после 1055 г., когда Багдад был взят турками-сельджуками. Они открыто поддержали суннитов, защищавших права аббасидских халифов. Халиф аль-Насир (1180 - 1225) возобновил аббасидский контроль над Ираком при поддержке народных движений футувы. Однако его наследники не смогли воспользоваться этой возможностью – появились монголы-язычники.

Династия Аббасидов просуществовала до 1258 г., когда язычники татаро-монголы под командованием хана Хулага взяли Багдад и покончили с их правлением.