Лекция 5.

3.

После петровских преобразований Россия вышла той Российской империей, которая, с некоторыми модификациями, просуществовала почти 200 лет.

 

В отдельные периоды существования абсолютной монархии ее идеологией становилась идеология "просвещения": возникали правовые формы,напоминающие западноевропейские (французские, английские), предпринимались попытки создания правовых основ государственности ("правового государства"), конституции, культурного просветительства. Эти тенденции были обусловлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, Александра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хозяйствования и политики, искала более гибкие формы. Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны.

60—80-е гг. ХУШ в. прошли под знаком "просвещенного абсолютизма". Воцарившаяся на российском престоле Екатерина П желала воплотить в жизнь передовые и популярные в Европе взгляды на отношения власти и общества.

Екатерина обосновала концепцию незыблемого самодержавия новыми идеологическими и правовыми аргументами. При ней становится популярным "географический аргумент", обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Главное — ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Политическая доктрина Екатерины П была сформулирована в "Наказе Комиссии о сочинении нового Уложения". Наказ был написан самой императрицей в 1764—1766 гг. и представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХУШ в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.

"Просветительская" концепция самодержавия включала признание основой жизни общества законность, законы, устанавливаемые просвещенным монархом. Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации, трансформировалась в идею воспитания "новой породы людей", просвещения общества, подданных просвещенного монарха.

Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.

Вся система государственных учреждений — лишь механизм реализации верховной воли самодержца в жизнь.

Екатерина П стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности как непременным элементом просвещенной монархии. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага — государства.

"Просвещенный" абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы давления становились неэффективными. Однако в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым приемам (либеральный период правления Екатерины II заканчивается после крестьянской войны Пугачева) – тогда очевидным становился кризис абсолютизма, его тормозящее экономическое (сдерживание капитализма, материально-технического прогресса, формирования буржуазии) и политическое (ущемление свобод, давление государства, бюрократизация управления).