Основные идеи философии XVII в.

Монадология Лейбница.

Понятие субстанции. Пантеизм.

Эмпиризм и рационализм. Индукция и дедукция.

Основные идеи и особенности философии XVII в.

План

Тема 6. Философия Нового времени

Вопросы для самопроверки

1. На каком основании ХV-ХVI в. называют Возрождением?

2. В чем сущность и содержание гуманизма?

3. Каковы направления в философии Возрождения?

4. Что составляет основу утопизма Т. Мора?

5. В чем проявляется имморализм Н. Макиавелли?

1. Основные идеи и особенности философии XVII в.

Новое время связывают с началом буржуазных революций и пери­одом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – ХVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания - проблемы методологии познания.

· Принцип автономного мыслящего субъекта.

· Принцип методического сомнения.

· Индуктивно-эмпирический метод.

· Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.

Особенно­сти философии Нового времени

Начиная с ХVI в., начинает бурно развиваться естествознание: потребности мореходства опpeделяют развитие астрономии; строитель­ство городов, кораблестроение, военное дело - развитие математики и механики. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие науки нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентирова­лась на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку.

С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Из общефилософских знаний в период Ново­го времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведче­ские дисциплины: экономика, социология, политология.

Для онтологии этого периода характерны такие черты, как механицизм - абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (лат. deus - бог) - признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход.

Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея (1564-1642 гг.) и Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.), а также открытые Исааком Ньютоном (1643-1727 гг.) законы классиче­ской механики.

Для философии Нового вре­мени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекаю­щая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются: Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) - Англия, Р. Декарт(1596-1650 гг.), Б. Паскаль (1623-1662 гг.) - Франция; Б. Спино­за (1632-1677 гг.) - Голландия; Г. Лейбниц (1646-1716 гг.) - Германия.

Не без основания XVII век называют «веком гениев».