Основные направления в философии эпохи Возрождения
Характерные черты философии Ренессанса
Основные направления в философии эпохи Возрождения.
Характерные черты философии Ренессанса.
План
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
Вопросы для самопроверки
1. Каковы характерные особенности философии средневековья?
2. Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?
3. Что понимается под догмами, и какие догмы в средневековой схоластике существовали?
4. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?
5. На какие этапы подразделяется западноевропейская средневековая философия?
6. Перечислите выдающиеся средневековые философские произведения.
Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с ХV по XVI в. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Возрождение - очень короткий переходный этап западной культуры. В Англии вся история Возрождения укладывается в творчество У. Шекспира (1564-1616 гг.). В Германии сложно выделить такой этап развития культуры, как Возрождение. Наивысшего расцвета эпоха Возрождения получила в творчестве выдающихся итальянских гуманистов, художников, ученых и мыслителей.
Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, возникает (протестантское) движение, направленное против роскоши папства, извращения учения Христа клиром. Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др.
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем - религия с ее проблемами. Человек – природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» – освобождение от церковного влияния.
Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). На основе рационального сознания создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство, – «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.
1. Гуманистическое (ХIV-XV вв.) – решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Вала).
2. Неоплатоническое (XV-XVI вв.) – с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс).
3. Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) – опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мироздания, что привело к смене геоцентрической концепции Вселенной на гелиоцентрическую (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).
4. Реформационное (XVI – XVII вв.) – попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер, Усенлиф).
5. Политическое (XV-XVI вв.) – связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли).
6. Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.) – поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).