Источники международного таможенного права.

 

Источниками международного таможенного права являются формы закрепления (внешнего выражения) норм, созданных согласованными позициями его субъектов. Источники международного права едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов таможенных правоотношений. Следует отметить, что источниками международного таможенного права могут являться и процедуры или методы разработки международных норм. Видимо, необходимо провести четкое разграничение между этими процедурами, этими методами разработки и содержанием документа, который может появиться в результате их использования. Поэтому в договорной сфере важно разграничить процедуру разработки договора и зафиксированное в документе заключительное соглашение, в котором могут содержаться правовые нормы, т.е. права и обязанности, которыми наделяются и которые берут на себя государства, участвующие в его разработке, а в контексте односторонних актов государств в целом — заявление как процедуру создания правовых норм и его содержание. Основным источником обязательств в международном таможенном праве являются правовые акты, т.е. уже реализованные акты, ибо они порождают последствия международных таможенных отношений.

Юридическими источниками международного таможенного права являются: основные принципы современного международного таможенного права, международный обычай, международный договор, внутреннее законодательство государств (субъектов права), односторонние заявления государств, прецеденты международных отношений, прецедентное право Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, действующая практика в области международных таможенных отношений, решения международных организаций по вопросам таможенного партнерства и сотрудничества.

Следовательно, форма, в которой выражено правило, сообщающая ему качество правовой нормы, называется источником права в юридическом смысле.

Юридическими источниками международного таможенного права являются: международный договор, как общий, так и по специальным вопросам международных таможенных отношений; международный обычай, признанный государствами в качестве правовой нормы; общие принципы современного международного права, внутренний закон, прецеденты международных отношений, действующая практика в области международных таможенных отношений; решения международных организаций по вопросам международного таможенного сотрудничества и взаимопомощи государств.

В качестве вспомогательного источника могут быть использованы решения международных судов и арбитражей, а также официальные доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Основные принципы современного международного таможенного права. Главная цель международного таможенного права — обеспечение экономической безопасности и охрана суверенитета государств. Экономическая безопасность государств непосредственно связана с обеспечением мира, прекращением гонки вооружений на земле и недопущением ее в космосе, решительным оздоровлением всей международной обстановки, возвращением к политике разрядки.

Международный обычай. Международный обычай представляет собой наиболее древнюю форму образования норм международного таможенного права. Это правило поведения государств, приобретающее применение и признание государствами в качестве обязательной нормы. Следовательно, международный обычай представляет собой обычные нормы международного таможенного права, которые формируются в практике международных экономических отношений. Международный обычай — это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного таможенного права признают юридически обязательный характер.

Обычные нормы международного таможенного права формируются в практике международных отношений в результате повторяющихся действий государств, в силу чего возникает правило, которому они обычно следуют. Но данное правило — еще не норма международного таможенного права, а просто обычай. Источником международного таможенного права является не всякий обычай, а тот, который признан всеми или большинством государств в качестве обязательного правила, выражающего всеобщую практику государств.

Обычай, будучи источником международного таможенного права, может иметь как универсальный характер — в силу всеобщности признания, так и региональный — в силу признания в ограниченных экономических отношениях или тех или иных определенных областях сотрудничества: обычаи торговых портов, национальные обычаи и традиции народов. Формулировки обычаев встречаются в решениях международных судов и арбитражей, резолюциях международных организаций, дипломатических нотах и дипломатической корреспонденции, а также законодательных актах различных государств.

В настоящее время известны сборники «Обычаи портов», издаваемые администрацией международных торговых портов или торговыми портами отдельных государств. Разъяснение и толкование различных внешнеторговых терминов, таможенных определений и процесса контроля дается в сборнике обычаев «Инкотермс», издаваемом Международной торговой палатой.

В определенных случаях источниками международного таможенного права могут служить обыкновения (торгового и таможенного характера) и национальные традиции, носящие международный характер.

Обыкновения — это правила поведения, сложившиеся в определенной сфере международной торговли или в процессе таможенного контроля на основании постоянного и единообразного их применения. В основном они относятся к источникам международного таможенного права в сфере таможенного регулирования международной торговли. Обыкновения нашли свое отражение в ряде документов международных организаций, а также сборнике «Инкотермс» 1953, 1980 гг., Единообразных правилах для документальных аккредитивов 1974 г., разработанных Международной торговой палатой; Общих условиях торговли, разработанных Европейской экономической комиссией ООН, и др.

Большое значение имеют также международные и национальные традиции, сложившиеся в международных таможенных отношениях, особенно в приграничных районах и таможенной зоне.

Международный договор. Международный договор — это соглашение между государствами, заключенное главным образом в письменной форме по различным вопросам их взаимных отношений в политической, экономической, таможенной и других областях сотрудничества, основанное на добровольности и суверенном равенстве.

Существо процесса заключения международного договора, как вообще процесса нормообразования в международном таможенном праве, состоит в согласовании позиций государств относительно установления того или иного правила в качестве нормы международного таможенного права. Договорный процесс — это более эффективный способ установления или изменения отношений между государствами, и потому в настоящее время, когда возникает необходимость решения тех или иных международных проблем государства, как правило, прибегают к международному договору.

Международный договор заключается на переговорах между заинтересованными государствами, в ходе которых делаются взаимные уступки, достигаются компромиссы с учетом взаимных потребностей, интересов и прав суверенных государств. Отсюда международный договор, в отличие от обычая, — более ясная и точная форма соглашения, которая труднее поддается произвольным толкованиям, и потому он более предпочтителен как форма соглашения между государствами.

Подавляющее большинство норм международного таможенного права — это нормы, сформулированные и согласованные между государствами в международных договорах.

Внутреннее законодательство. Национальное право различных государств посредством их внутренней и внешней, в том числе и таможенной, политики оказывают огромное воздействие на формирование норм и принципов международного таможенного права. Как внутренняя, так и внешняя политика государств находит свое юридическое закрепление и оформление прежде всего в нормах и актах их внутреннего права: конституциях, законах, постановлениях, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на создание норм международного таможенного права. Таким образом, внутренний закон — это нормативный акт, направленный на регулирование наиболее существенных общественных отношений, принимаемый в развитие конституционных начал государств.

Конституция Российской Федерации и федеративные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8). Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации (ст. 11)

В Российской Федерации верховенство закона как нормативного акта, принимаемого государственной властью, является вместе с тем и выражением демократизма политической системы.

В 1998 г. (6 ноября) утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы и подготовлен новый Таможенный кодекс Российской Федерации.

Дальнейшая конкретизация положений Таможенного кодекса находит свое выражение в подзаконных нормативных актах высших органов государственного управления в области внешних экономических отношений и таможенного регулирования. К таким актам относятся: инструкции о порядке организации таможенного контроля за товарами экспортного и импортного назначения, имуществом, находящемся в личном пользовании граждан, юридических лиц при его перевозке через государственную границу; валютно-денежные операции; почтовые отправления; лицензионная система; организация санитарного контроля, фитоветеринарного контроля и др. Все эти вышеперечисленные подзаконные акты относятся к внутреннему закону как источнику международного таможенного права.

Прецеденты международных отношений. Постоянное взаимное влияние практики государств на становление норм современного международною права и, в свою очередь, самого международного права на практику международных отношений создаст реальные условия, в которых решаются различные вопросы международных связей государств.

Прецедентом является юридическая форма решения спорных вопросов международного общения любыми правомерными способами и средствами.

В настоящее время в практике государств усиливается тенденция к решению спорных вопросов международных отношений путем переговоров и заключений международных договоров и соглашений. Договорная практика может служить прецедентом и потому имеет важное значение для развития современного международного таможенного права.

К прецедентам такого рода можно отнести и решения международных судов, постановления и заключения органов международных организаций и др. по урегулированию отдельных вопросов в сфере международных таможенных отношений.

Применительно к международным таможенным связям прецеденты международных отношений являются источниками регулирования данной области сотрудничества государств.

Действующая практика в области международных таможенных отношений. Эта практика таможенного контроля государств по реализации норм и правил национального законодательства и норм международных соглашений является вспомогательным источником международного таможенного права.

К таким источникам, например, относится действующая практика таможенного контроля за автотранспортными средствами, подвижным составом и перевозимыми на них грузами в Монголию. Система пограничного контроля за валютой и валютными ценностями Болгарии; таможенный досмотр почтовых отправлений на Кубе; система таможенного контроля за вывозом культурных и исторических ценностей Восточных земель Федеративной Республики Германии; практика применения рентгенотехники как эффективного инструмента для обнаружения контрабанды; практика осуществления сотрудничества таможенных органов на границах; методика определения таможенной стоимости в области внешнеторгового оборота таможенными службами с точки зрения направления оборота и его цели; определения таможенной ставки; вида таможенной пошлины (финансовой, преференциальной, протекционистской, направляющей), которая служит целям экономической политики; основы таможенного оформления грузов, предназначенных для крупных строек, и другая практика государств в области международных таможенных отношений. Все это в совокупности и составляет практику государств в области международных таможенных отношений и является самостоятельной группой источников международного таможенного права.

Решения международных организаций по вопросам таможенного сотрудничества. Международная организация создается государствами на основе международного договора для совершенствования и повышения эффективности их сотрудничества, унификации и кодификации правил, касающихся той или иной сферы их деятельности. Так, например, основной целью Всемирной организации здравоохранения является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». Эта основная цель включает ряд более конкретных задач, в частности, предупреждение болезней, т.е. организацию санитарно-гигиенических мероприятий, борьбу с эпидемиями и др. Деятельность международных организаций на современном этапе научно-технического прогресса приобретает особое значение. В силу прогрессирующей взаимозависимости государств в осуществлении морских, воздушных и космических сообщений, растущих темпов развития средств связи и телевидения, глобальной системы метеорологических исследований и т.д., они вынуждены считаться с рекомендациями, принимаемыми ими в рамках международных организаций в тех или иных сферах сотрудничества.

Акты, принимаемые в рамках международных организаций, имеют своим основным назначением координацию деятельности государств-участников по имплементации юридически закрепленных в их уставах целей международного сотрудничества в соответствующих сферах общественной жизни. Отсюда — решения международных, организаций в области таможенного сотрудничества, исходя из общих принципов современного международного права, носят для субъектов международного таможенного права рекомендательный характер. Обязательную юридическую силу они обретают только с согласия самих государств, выраженного актом ратификации. Договорная практика международных организаций исходит из обобщения международно-правовых норм и принципов, регулирующих их деятельность.

Односторонние заявления государств. Государство может посредством заявления действовать в международной сфере с намерением добиться правовых последствий. На практике соблюдаются односторонние заявления, которые, независимо от формы или от того, относятся они к договорной сфере или нет, могут содержать отказ, признание, протест или обещание.

Прецедентное право по текстам Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Это право касается дел, связанных с Конвенцией ООН о купле-продаже 1980 г.: дело Компании «Саковики» против «Сарль Ле офис де Анрц Рамель», рассматриваемое в Кассационном суде Республики Франции в 1996 г., дело предприятия «Ален Вейрон» против компании «Э. Амброзио» — в Апелляционном суде Гренобля Торговой Палаты в 1995 г., дело Маркин Роки Хаким против «Сарль холдинг Манен Ривьер» — в этом же Суде в 1995 г. и др.; дела, связанные с Конвенцией ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила) 1978 г. дело Сенегальской страховой и перестраховой Компании CSAR и 27 других компаний против Компании «Роско шиллинг», капитана судна «Уорлд Апполо», Ассоциации взаимного страхования судов рассматривалось в Торговом суде Марселя в 1996 г., дело Тунисско-европейской страховой и перестраховой Компании «Карт» против Компании «Сюдкарго» рассматривалось в Суде первой инстанции г. Туниса в 1994 г. и др.

Субъектами международного таможенного права являются суверенные государства. В качестве таковых они обладают подлинным государственным и экономическим суверенитетом. Государственный суверенитет — верховенство государства на своей территории; экономический — его полная независимость в международном общении в мирохозяйственных связях. Совокупность этих двух видов составляет основу его полного суверенитета. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, подчеркивается, что «каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету».

Как субъект международного таможенного права государство обладает международными правами и несет определенные обязанности, которые осуществляет в рамках и на основе норм и принципов современного международного права. Поэтому все государства в международной системе наделены одинаковыми правами и обязанностями независимо от присущих им различий политического, экономического, социального или иного характера. Однако следует иметь в виду, что вместе с тем принцип суверенного равенства государств не исключает их физических различий в части реального объема и содержания их прав и обязанностей как производных, индивидуальных, так и приобретенных или принятых на себя в соответствии с заключенными ими международными договорами. В международных экономических отношениях взаимодействуют все, кто выходит на мировой рынок: государства, международные организации, национальные компании и многонациональные корпорации.

Что касается международных таможенных правоотношений, то они имеют сложную материальную основу, поскольку в них аккумулируются таможенные отношения между государствами с рыночной и плановой экономикой, отношения между развивающимися странами и государствами с рыночной экономикой, отношения между развивающимися странами и государствами с плановой экономикой и, наконец, отношения только между развивающимися странами.

Необходимой предпосылкой возникновения таможенного правоотношения являются нормы международного таможенного права. Государства, будучи субъектами международного таможенного права, выступают в двух качествах; как создатели норм международного таможенного права и как стороны, отношения между которыми регламентируются этими нормами.

Составными частями международного таможенного правоотношения являются: а) субъекты правоотношения; б) права субъектов правоотношения; в) обязанности субъектов правоотношения; г) объект правоотношения, т.е. то, по поводу чего стороны заключили международное соглашение.

Таким образом, если говорить о субъектах международных таможенных правоотношений, то их круг, в отличие от субъектов международного таможенного права, значительно шире. Наряду с суверенными государствами субъектами международных таможенных правоотношений являются также международные организации, как межправительственные, так и неправительственные; юридические и физические лица, как национальные, так и иностранные.

В современной системе государств международные экономические отношения являются лишь частью их общих международных отношений и охватывают различные формы их внешнеэкономических связей, обусловленные объективными процессами международного разделения труда. Объектом правового регулирования международного таможенного права являются международные экономические отношения государств в современной всеобщей системе межгосударственных связей, направленные на уважение экономического и таможенного суверенитета их участников.

В основе правового регулирования международных экономических отношений лежат нормы и принципы международного публичного, международного экономического, международного торгового и международного частного права. Нормы и принципы международного таможенного права охватывают в основном всю совокупность форм и методов правового регулирования международных экономических отношений государств в современной всеобщей системе международных отношений. Следовательно, международное таможенное право является нормативной подсистемой международной системы. Оно имеет свой предмет регулирования, отличный от предмета регулирования внутригосударственного права.

Международное таможенное право не регулирует внутренние отношения в государствах, хотя во многих случаях оказывает на них определенное воздействие через национальное право государства. Это воздействие направлено главным образом на совершенствование форм и методов подсистемы экономического сотрудничества государств в международной системе при уважении экономического суверенитета государств.