Воспитание и школа в Киевской Руси

и Русском государстве (Х-ХУИ вв.)

 

В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого: киевский (X—XIII вв.); московский (XIV—XVII вв.).

В Древней Руси система образования имела свои особенности. В качестве официальной религии признается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя переняла от Византии образец монастырской образованно-негативно относящейся к светским знаниям.

Начальное образование получали либо в семье. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». Они в XI—XIII вв. открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужские, так и женские, основная задача их — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы.

В X—XI вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической литературе того времени содержались советы о воспитании у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является «Изборник Святослава» (1073), которая содержала элементы знаний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений.

В Новгороде была развита переписка книг, а профессия «книжника» стала популярной. Рукописные книги покупали не только состоятельные купцы, но и простые люди. Об уровне грамотности населения свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты. На них велась переписка новгородцев.

В 1574 году появляется первая печатная «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым. Эта книга содержала систему обучения грамоте и элементарную грамматику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и наставления о том, как учить детей.

В XVI в. в Древней Руси сложилась своеобразная система обучения и воспитания, в которой регулярная школа не имела характера стабильного государственного или церковного института. Грамотность рассматривалась как элемент профессионально подготовки. Обучение было сословным по целям и содержанию. Государственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов. Как следствие, общий уровень образованности в Московском государстве был весьма низким, почти половина церковнослужителей были неграмотными.

Социально-экономическое развитие России во второй половине XVII в. оказало влияние на рост и распространение грамотности и светских знаний. Расширение дипломатических и торговых связей с Западной Европой, вовлечение страны в орбиту европейской политики ставило задачу приобщения к западноевропейской культуре и науке, освоения их ценностей. При монастырях и церквах растет численность начальных школ, обучавших чтению и письму. В этот период появляется большее число рукописных книг — азбуковников, в которых помещались сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравственные поучения. Во второй половине XVII в. в Москве открываются греко латинские школы.

В 1615 г. в Киеве была открыта Киево-братская коллегия. Позже она получила права академии. В академии было 8 классов сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэзия и риторика, в старших — философия и богословие. Киевская академия была крупным культурны центром, оказавшим большое влияние на развитие просвещения. Она дала не только многих деятелей в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.), но и послужила образцом, по которому открывались другие учебные заведения.

1687 г. создается первое высшее учебное заведение в Москве – Славяно--греко-латинская академия. Инициатор ее создания — известный просветитель Симеон Полоцкий. Он составил устав академии. Академия должна была готовить православных священников, государственных служащих, преподавателей. В академии учились выхдцы из Украины и Польши. Предусматривалось преподавание свободных искусств, древних языков, богословия. Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников — известные деятели Русской православной церкви, дипломаты, зодчий В. И. Баженов, академик М.В.Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир.

На Украине и Беларуси, которые до середины XVII в. входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, просвещение и педагогическая мысль развивались в условиях сосуществования и противоборства Римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Отсюда широкое разнообразие типов школ: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др. Усиление позиций католицизма, противоборство церквей, рост патриотических настроений оказывали большое влияние на школьное дело.

В конце XVI — первой половине XVII в. возникают братские школы — учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного украинского и белорусского населения. Известны братские школы во Львове (1585), Вильно (1585), Киеве (1615), Могилеве (1590), Луцке (1617).

Обучение в школах делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. Деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Борясь за сохранение национальных традиций, эти школы перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры.