Готский

Лекция 6. Письмо древних германцев

Германские языки знают три алфавита:

1. Рунический

3. Латинский

Руническое письмо связано с дохристианским периодом эволюции германских языков. Особенно много таких камней найдено в Скандинавских странах. Самые ранние памятники – это записи общегерманскими (“старшими”) рунами конца 2-3 вв. н.э., и в их языке нет еще диалектных различий. В более поздних скандинавских “младших” рунах прослеживаются черты, характерные для разных языков. Происхождение рунического алфавита точно неизвестно, но по характеру отдельных букв он имеет значительное сходство с латинским и греческим письмом, что несомненно указывает на образец, заимствованный у культурных народов Средиземноморья. Полагают, что основой руническоо алфавита послужил один из североиталийских алфавитов. Однако вопрос о происхождении рунического алфавита до сих пор остается спорным.

1) Высказывалась мысль, что он возник в третьем веке н.э. у готов, живших в Причерноморье, и затем распространился на север (Бугге, фон Фриссен). Но готы не могли познакомиться с греческим письмом ранее 236 года, когда они захватили греческий город Оливию. А самые ранние руны приходятся на 3 в. н.э. и найдены далеко на севере – в Дании и Норвегии.

2) Другие германисты (Аксеберг) предполагают, что руническое письмо возникло у готов, живших в устье Вислы, на основе латинского алфавита. Но до сих пор не найдено доказательств существования там культурного центра. В руническом письме имеется несколько знаков, похожих на латынь.

3) По мнению Л.Виммера и Х. Педерсена, руническое письмо сложилось в 1-2 в. н.э. по образцу одного из алфавитов северной Италии у какого-то южногерманского племени и постепенно распространилось на север.

Рунический алфавит существовал у древних германцев до того, как они стали пользоваться латинским, а иногда употреблялся наравне с ним.

В руническом алфавите все знаки изображаются вертикальными и косыми черточками, что объясняется особенностями вырезания на дереве. Горизонтальные линии разрезали бы волокна, после чего они снова соединились бы и исчезли.

Для письма использовался бук. Руны высекались режущим инструментом на дереве, роге, камне. Названия рун происходили от существительных, которые ими обозначались.

Рунические записи встречаются главным образом на могильных плитах, на предметах домашнего обихода, монетах, украшениях, воинских доспехах. Многие такие надписи сделаны тайнописью, особым индивидуальным письмом, и до сих пор не прочитаны. Руны служили также для гадания или врачевания недугов. Встречаются записи исторических и бытовых событий.

Формы некоторых рун нестойкие, варьируют от диалекта к диалекту. Косые штрихи разных рун могут иметь различные направления, присоединяться к вертикальным штрихам выше или ниже. В дальнейшем руны изменяются так, что их трудно узнать.

Долгота и краткость звуков в руническом письме не передавалась.

Германцы, как и другие древние народы, приписывали письму магическое значение, употребляя его преимущественно в сакральных целях: для заклинаний, заговоров, прорицаний. Само слово “руна” означает “тайна”, нем. raunen – таинственно шептать. В древнеисландском слово «руны» существовало только во множественном числе. Однокоренные слова находят не только в германских, но и в кельтских языках. Это может говорить о некотором влиянии кельтов на руническую систему. В значении волшебной песни оно заимствовано финнами (Руны Калевалы). Тацит сообщает, что германцы вырезали знаки на деревянных палочках и, разбросав их на белом платке, гадали. В качестве толкователя знаков выступает отец семейства или жрец, собиравшие эти палочки и разъяснявшие, что выпало. По этимологии ряда слов в современном германском языке можно проследить истоки письменной и книжной культуры древних германцев. Так, нем. Buchstabe (буква) восходит к др.в.н. buchstab – буковая палочка, на которой вырезались буквы; а современное нем. слово lesen (читать) и по сей день имеет значение «собирать». Англ. read - от др.англ. rǽdan (гадать по рунам), этого же корня и англ. riddle (загадка). Англ. слово write первоначально означало «вырезать руны» – значение, сохраненное в нем. слове ritzen и др.англ. - writan.

Рунический алфавит состоит из 24 знаков. По последовательности первых шести знаков этот алфавит в литературе называется футарк, по другому, старший рунический алфавит, или рунический футарк.

Старший футарк – самый старый рунический ряд. Порядок знаков в нем четко фиксирован.

Выкладывая руну из деревянных палочек или нанося ее изображение на березовую кору или камень, на древко копья или на поверхность глиняного сосуда, врачеватель, воин или охотник обращался непосредственно к той сущности, которую руна обозначала, чтобы воздействовать на нее определенным образом. Для усиления воздействия имя руны произносили или распевали в особой песне.

В ходе истории число рун не было постоянным. Хотя порядок первых 24 рун остался неизменным, фризы создали 4 дополнительные руны. Англо-фризские руны имели хождение только на севере и северовостоке англосаксонской Британии. На территории Британии, куда руны первоначально попали с завоевавшими эти земли англами и саксами, фризский футарк был увеличен за счет дальнейшего добавления рун. В надписи на Темзском ноже, которая перечисляет рунический ряд, называемый также англосаксонским футарком, присутствуют уже 29 рун. После 7 века число рун еще увеличилось, в результате чего в Нортумберленде к началу 9 века сложился самый длинный ряд, насчитывающий 33 знака.

По иному пути пошло развитие 24-значного рунического строя в скандинавских странах. Уже к середине 7 века появились признаки изменений в начертании рун: графическая форма их упрощалась, адаптировалась, а некоторые руны были просто исключены из ряда. Таким образом, начиная с 9 века, футарк постепенно сменился младшим руническим алфавитом (младшими рунами), который имел только 16 знаков и был, по сути, вариантом старшего рунического алфавита. Он был менее удобным, так как в нем одна руна передавала несколько звуков.

Младшие руны известны в двух вариантах: шведско-норвежском (до конца 10 века) и датском (вытеснившем с конца 10 века первый вариант). Расширяется тематика рунических надписей от магических заклинаний до описания событий. Некоторые надписи содержат исторические сведения, отдельные надписи представляют собой поэтические строфы.

В 12 веке возникли пунктирные (точечные) руны под влиянием латинского алфавита – увеличено количество знаков и к некоторым рунам добавлены точки.

Смешавшись с латинскими буквами, пунктирные руны образуют особый вид письма, известный в 17-18 вв. как дальские руны.

С введением Христианства руническое письмо вытесняется.

Известно более 3 000 рунических памятников, из них 2 500 находятся в Швеции. Англо-саксонских рунических памятников – 40, готских и незначительное количество немецких. Всего надписей старшими рунами (3-9 вв.) насчитывается около 150. Самая древняя надпись (2 в.) – на острие копья, которое было найдено в Южной Норвегии. Самая длинная надпись 7 века (200 рун) на каменной плите найдена также в Норвегии.

Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляет надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии. Среди других памятников – Codex Salisburgiensis (Зальцбургский кодекс) и древнеанглийская «Руническая песня» (9-10 вв.)

Рунология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в 70-е годы 19 в.. Ее основоположником был датский ученый Людвиг Виммер. И если, несмотря на усилия рунологов, ряд надписей до сих пор не расшифрован, а интерпретация многих спорна, это объясняется сложностью материала и его фрагментарностью. Для расшифровки надписей необходимо привлекать данные смежных наук. Как сформулировал это ученый Карл Марстрандер, «рунология – это палеография, лингвистика, археология и мифология».

 

Готское (вульфилианское) письмо – алфавит, созданный в конце 4 века вестготским епископом Вульфилой (Wulfila) (311-383гг. н.э.). Более 40 лет он работал, создавая готский алфавит, переводя Библию и обучая народ новой вере. Готское письмо известно только в памятниках готского языка. В основе готского алфавита лежит греческий алфавит, о чем свидетельствует и форма готских букв, и порядок их расположения. Влияние греческих традиций проявляется и в способе передачи некоторых звуков, но есть и другие влияния: несколько знаков латинских – h, j, r, f, g и рунических u, o. Сочетание в готском алфавите нескольких письменных традиций вызвано необходимостью модификации греческого алфавита с тем, чтобы приспособить его к фонетической системе готского языка. По-видимому, священные книги на готском языке были популярны не только среди самих готов. Перевод Библии использовался при богослужении не только у готов, но и у других германских народностей, принявших Христианство в арианском толковании (как известно, в конце 5 в. в Испании, Африке, Тюрингии арианская церковь была господствующей). Использование переводов при богослужении подтверждается разделением текста рукописей на отрывки, предназначенные для чтения.

Рукописи, которые дошли до нас, были написаны на вестготском диалекте в Италии (500 г.). Основным памятником готского языка и готской письменности является перевод Библии. Перевод этот дошел до нас в нескольких рукописях:

1. Codex Argenteus («Серебряный кодекс»), хранящийся в Упсале. Рукопись была создана в 5-6 веках в эпоху остготского королевства. Материалом служил пурпурный пергамент, буквы были серебряными и золотыми. Рукопись состояла первоначально из 330 листов, до нас дошло 187 листов, содержащих отрывки из четырех Евангелий. Впервые опубликовано в 1665 году.

2. Codex Carolingus (“Каролингский кодекс”). Рукопись 5 века двуязычная: параллельно даются готский и латинский тексты. Сохранились лишь четыре листа рукописи, которые содержат отрывок из “Послания к римлянам”. Впервые эта рукопись опубликована в 1762 году.

3. Codices Ambrosiani (“Амброзианские кодексы”) хранятся в Амброзианской библиотеке в Милане и представляют собою отрывки из Посланий Апостолов и Нового и Ветхого Завета, относящиеся к 7-8 вв. Все эти рукописи были опубликованы в 1819-1839 г.

4. Так называемый “Гиссенский отрывок” был найден в Египте. Он состоит из двух листов пергамента, включающих готский и латинский тексты.

5. Более мелкие готские памятники представлены восемью листами комментария от Иоанна (8 листов из монастыря Боббио), отрывками из готского календаря (от 23 октября до 30 ноября), Алкуиновой рукописью 9-10 вв., содержащей готский алфавит, глоссами к латинскому тексту арианского епископа Максимилиана (6в.), готскими словами в двух латинских купчих (6в.).

Язык готских литературных памятников поражает своим большим единообразием, отсутствием синонимичных диалектных форм. Некоторые исследователи пытались объяснить это единобразие тем, что все готские памятники были созданы одним человеком – Вульфилой. Подобное объяснение не может считаться правильным. Готский календарь не был написан Вульфилой, хотя и сохраняет единобразный характер. Можно предполагать, что эти тексты были созданы в относительно краткий период, и что в разговорно-бытовом языке готских племен не только первоначально не существовало заметных различий, но и позднее в эпоху образования вестготского и остготского королевства эти расхождения были весьма незначительны.

Язык готских рукописей был архаичнее, чем тот язык, на котором говорили в 6 в. в остготском и вестготском королевствах.

Готский язык являлся первым германским языком, на котором были созданы значительные письменные памятники. Поэтому, наряду со скандинавскими руническими надписями 3-5 вв., готские памятники дают богатейший материал для суждений о древнейших закономерностях германской группы языков. Готский материал представляет особую ценность для построения сравнительной грамматики германских языков.